Тема: «ИКТ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
статья по информатике (старшая группа) на тему

Сатанова Евгения Геннадьевна

Тема: «ИКТ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ИКТ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Цель: - расширение представлений педагогов об использовании информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
   В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.
ФГОС дошкольного образования предусматривает создание интерактивной среды. 
ФГОС ДО в качестве одного из принципов развития и образования детей рассматривает познавательное развитие, которое предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. 
В научных исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности старших дошкольников является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться. 
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.
Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ- компетентностью педагогов. 
Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. 
Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
- использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
- ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка. 


Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада при условии грамотного их использования достаточно широки. Они позволяют решать широкий круг образовательных задач. Использование ИКТ в детском саду позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются непосредственные учебные действия.

Важным элементом НОД обучающихся на ступени дошкольного образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших дошкольников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность).

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В своей работе я активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках НОД появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации игрового процесса. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, ИКТ-технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Применение информационных технологий на уроках необходимо и мотивировано это тем, что они

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на НОД;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков воспитанников;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к НОД;
  • активизируют познавательную деятельность воспитаников;
  • развивают творческий потенциал воспитанников;

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к НО. Компьютер я использую  на всех этапах обучения.

При этом для ребенка он выполняет различные функции:

воспитатели, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции воспитателя компьютер представляет источник учебной информации.

Основные направления использования компьютерных  технологий на НОД:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  • Тренажёр
  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся

На НОД я активно использую эти направления. Например, визуализацию информации я применяю при подготовке и проведении НОД по развитию речи, чтобы задействовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Компьютер позволяет также использовать на НОД интерактивный демонстрационный материал.

Компьютер может выступать в роли тренажёра, а также с помощью его можно осуществлять контроль умений и навыков воспитаников.

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание воспитаников. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Использование презентаций на НОД в ДОУ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения дошкольников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче.

При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Презентации к НОД Окружающего мира и Основам религиозных культур и светской этики составляют и сами дети, реализуя так свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и координатором.

На НОД окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия.

Ребята оформляют свои проекты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

НОД с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке НОД с использованием ИКТ я уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.

Компьютерные  технологии на НОД - мои  главные помощники. Компьютер  помогает  мне  сделать  игры более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

Практически на любом дошкольном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать игру по-настоящему развивающим и познавательным.  Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями) позволяет обеспечить более  плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебно - игрового предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях. С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:

•Рост положительной мотивации на НОД

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на НОД было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей. 100 % дошкольников положительно относятся к НОД. В результате применения ИКТ в процессе обучения воспитанники будут достигнуты предметные результаты. В плане обогащения методических средств и приемов при обучении в ДОУ основные свойства ИКТ:

1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений;

2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно – деятельностных форм обучения.

Итак, применение ИКТ на НОД  в ДОУ позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Игра превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции воспитаников, тем самым педагогический процесс результативен.

К. Д. Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, воспитатель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой.

Недаром мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я могу запомнить.

Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

Педагогический проект на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

БДОУ «Детский сад №13 г. Тары» Тарского муниципального района Омской областиВоспитатель: Мясникова Алена Владимировна  Педагогический проект на тему:«Экспериментирование ка...