«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности».
статья по информатике на тему
Актуальность применения ИКТ технологий в образовательной деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Направления использования ИКТ в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shekalina_marina_removna.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Шекалина Марина Ремовна, ГБДОУ№103
Калининского района
Санкт-Петербурга
«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности».
За последние пять лет Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. Проводится реализация программы «Электронная Россия», происходит подключение в рамках национального проекта школ к интернету, приняты поправки к Закону «Об образовании». Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Какие технологии называются информационно-коммуникационными? «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно.
И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается. И, несмотря на то, что современного дошкольника компьютеры окружают с рождения (и дома, и в детских садах, и у врача), заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей. Это связано, в частности, с тем, что ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности должно являться повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Существует четыре направления использования ИКТ в детском саду:
- использование ИКТ в работе с детьми;
- использование ИКТ в методической работе;
- использование ИКТ в работе с родителями;
- использование ИКТ в работе с педагогами.
Использование ИКТ в работе с детьми:
- Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения).
- Используя возможности программы Power Point, можно самостоятельно создавать презентации некоторых тем.
- При использовании компьютерной техники, возможно наглядно и последовательно показывать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно будет всем. Часто этот приём я использую в изобразительной деятельности. Воспитанники при этом получают навыки приемов рисования, лепки.
- Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т.д.).
Нельзя забывать о соблюдении элементарных санитарных норм, касающихся времени деятельности дошкольников с компьютером. По требованиям СанПиНа, непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При обучении, детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютерных технологий для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Необходимо также регулярно проводить гимнастику для глаз ( во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд), так же важна и смена деятельности во время занятия.
Использование ИКТ в методической работе:
- Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.);
- Диагностика развития детей (диаграммы, графики, таблицы);
- Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции);
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
- Создание презентаций в программе Power Point;
- Создание видеофильмов;
- Обмен опытом, дидактическими материалами и пособиями с ведущими специалистами в области образования по всему миру.
Использование ИКТ в работе с педагогами:
- Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций к консультациям и семинарам для педагогов);
- Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и на педагогических сайтах своих конспектов, консультаций, опыта работы).
Использование ИКТ в работе с родителями:
- Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и на собственном сайте своих конспектов, консультаций, опыта работы)
- Демонстрация видеофильмов организации работы с детьми;
- Создание собственного сайта в сети Интернет;
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку). Особенно нравится родителям это направление работы. Они с удовольствием смотрят фильмы, созданные педагогами;
- Для повышения педагогической грамотности родителей, можно использовать дистанционное обучение.
Таким образом, использование ИКТ в образовательной деятельности:
- обогащает образовательную деятельность эмоциональной окрашенностью;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор;
- возрастает уровень использования наглядных пособий в совместной деятельности;
- освобождает от рутинной ручной работы;
- повышает производительность труда педагога и ребенка.
Опыт показывает, что при условии систематического использования компьютерных технологий, в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности по математики с детьми дошкольного возраста"
В дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности ма...
Перспективное планирование использования «Блоков Дьенеша» в образовательной деятельности «Познание» с детьми младшего возраста.
Перспективное планирование внедрения "Блоков Дьенеша" в ООД по ФЭМП с детьми младшей группы ....
Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Любая образовательная деятельность, несвязанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомля...
Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"
В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...
Статья "Использование камней в современной образовательной деятельности с помощью проектной деятельности"
Моим увлечением является минералогия. Это наука о камнях. Но вот вопрос: как объединить моё увлечение с любимой работой? Ведь маленький ребенок — это действительно настоящий исследователь, такой...
«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...