«Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
статья

Башкатова Наталья Евгеньевна

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0012cbee-d64bb7e9.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.

 Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим   мышлением,   развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а так же, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.           Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет

к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики,  открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в  которых  особое внимание отводится методическому сопровождению,  позволяющему  повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)

Анализ   психолого-педагогической  литературы  (Теоретические и практические основы  К.Ю. Белой;  П.И. Третьякова;  П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова  и др.)  с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения  отмечает, что  в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без  ИКТ - технологий.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.

Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи  видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.

Активное и эффективное внедрение  ИКТ ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества, повышает качество обучения и образования, позволяет человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям и  требованиям современного общества, повышает компетентность и уровень самореализации педагога.  В настоящее время в сети Интернет существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед в своей деятельности. Но качество предлагаемых материалов различно и не всегда соответствует ФГОС, требованиям специалиста, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям дошкольников, эстетическим и техническим требованиям.

Система работы по внедрению ИК технологии включает три направления использования ИКТ:

  • в научно-методической деятельности учителя-логопеда;
  • в коррекционно-развивающей работе с детьми;
  • во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями.

Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда.

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в  научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

  • оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);
  • создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
  • использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.
  • Использования различных графических редакторов и программ WinRaR,  PinnacleStudioPlus, WindowsMovieMaker, AdobePhotoshopCS3, MicrosoftOffice) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ: брошюры, буклеты, информационные стенды.

 В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Пользование информационной сетью Интернет привело к тому, что педагог получил возможность:

  • узнавать из Интернета самые последние новости в сфере

образования;

  • знакомиться с новинками педагогической литературы;
  • обмениваться профессиональным опытом в Сети;
  • находить нужные материалы для работы;
  • презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или

страницу на сайте учреждения.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с   детьми.

Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития. У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.

Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса. При формировании личностных предпосылок УУД компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:

  • делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
  • делать то, чего не делали раньше;
  • по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования личностных УУД у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да, практически, на любых:

  • на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
  • на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
  • на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
  • на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
  • на этапе развития связной речи.

Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно  проводить гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

 • В положении стоя: частые моргания в течение 10-15 секунд.

 • Из положения стоя: самомассаж задней поверхности шеи.

 • Из положения стоя: голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-8 раз.

 • Из положения стоя: палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять медленно.

• Из положения стоя: закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 секунды, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

• Из положения сидя: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Источник: Журнал "Мой ребенок" http://www.samarskie-roditeli.ru

Для отслеживания динамики усвоения программного материала нами были разработаны электронные тесты в программах-тесторах: «Гласные буквы», «Гласные и согласные звуки», «Твёрдые и мягкие согласные». Тесторы позволяют получить объективную картину уровня усвоения  изучаемого материала, при необходимости своевременно его скорректировать, а также ребёнок может сразу увидеть оценивание работы, наличие или отсутствие ошибок.

Использование ИКТ  в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. ММ компонент помогает педагогу четко структурировать занятие, повысить качество демонстрационного материала, позволяет ввести интерактивный метод в обучение.

Технология дифференцированного обучения предполагает проводить коррекционное воздействие через индивидуальные занятия. Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует много времени и сил, как от ребенка, так и от педагога. Основной прием коррекционной работы – это повторяющиеся упражнения. В результате таких повторений возникает нужный навык. Но, если не проводить специальную психологическую работу, интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия  носят монотонный характер,  вследствие чего падает результативность коррекции. Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу, поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.

Использование мультимедийных средств в планировании фрагментарного индивидуального логопедического воздействия на ребенка позволяет преодолеть неуспех или затруднения в более быстрые сроки и является одним из методов технологии полного усвоения программы и дифференцированного подхода к коррекции.

Если при выполнении компьютерных заданий ребенок может пользоваться самопроверкой, то возрастает его активность, сознательность, самостоятельность в решении собственных проблем, что повышает самооценку и осознанное представление о динамике и успехах, и, в конечном счете, приводит каждого ребенка к высокому  уровню успешности.

В интернете есть  множество детских сайтов, на которых  можно получить информацию по воспитанию, развитию детей, найти игры для дошкольников, аудио-сказки, загадки, тесты, раскраски, детские пазлы, конкурсы, головоломки. Творческие педагоги всегда могут использовать предложенные образовательные ресурсы в той или иной степени в различных сферах деятельности. Но подходить к этому нужно тщательно, анализируя возможности предложенного материала. Есть множество детских игр, которые не всегда позволяют решить обучающую задачу, поскольку не всегда отвечают  общедидактическим принципам обучения, возрастным и психологическим особенностям детей.

Все  ЭОР, представленные в сетях Интернет, как правило, направлены на закрепление того или иного навыка или умения. А коррекция речевого нарушения представляет собой многоэтапный процесс формирования данного умения или навыка. Поэтому использование готовых ЭОР происходит на заключительных этапах работы. Коррекционные задачи лучше дробить на более мелкие и составлять индивидуальные компьютерные задания для  каждого ребенка, исходя из его собственных затруднений. Использовать их для других детей можно в том случае, если все эти дети  испытывают одинаковые трудности. Такие задания составляют часть индивидуальной работы. Они могут выполняться, как совместно учителем-логопедом и ребенком, с частичной помощью учителя-логопеда либо самостоятельно ребенком.

Для создания ЭОР лучше всего подходит программа PowerPoint. С её помощью составляются короткие компьютерные задания, рассчитанные на решение одной или двух коррекционных задач. Положительный момент  данной программы заключается в том, что в ней легко и быстро можно создать индивидуальные задания для конкретного ребенка к любому появившемуся стойкому затруднению. Учитель-логопед может максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей, может динамично и дозировано отреагировать на неуспех воспитанника (т.е. добавить КП именно на том этапе, на котором ребенку требуется дополнительная помощь, в нужной степени сложности и в нужном объеме).

Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию PowerPoint, и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Мини-игры можно давать родителям для отработки трудностей в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление. Мультимедийное логопедическое занятие  в программе PowerPoint

На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявлялся речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия.

Примеры мультимедийных логопедических занятий: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_51811

•Малыш и Карлсон

•Двенадцать месяцев

 •Алиса в Зазеркалье

•Снегурочка

•Профессии

Преимущество занятий-презентаций заключается:

•в экономии времени при подготовке к занятиям;

•в отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала;

 •в повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия;

 •в возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

•разработка сюжета с учётом методических требований к логопедическому занятию;

•отбор речевого и наглядного материала;

•техническое исполнение презентации.

Наряду с  устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия.

Демонстрационные презентации бывают нескольких видов:

•иллюстрация в виде фотографии или рисунка;

 •текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;

 •письменные задания и образцы их выполнения (если дети умеют читать).

Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Ищем звуки в словах со Смешариками:

Артикуляционная сказка «Белоснежка и семь гномов»:

Чей звук?

Что следующее?

МЕСТО ЗВУКА [Л];  МЕСТО ЗВУКА [Р]

Образуй слова, вставляя вместо точек слово

"FREPY" - развивающие игры - онлайн:

Картинки-раскраски по лексическим темам

которые отрабатываются на логопедических занятиях как в детских садах, так и в школе. Могут быть использованы в качестве домашних заданий - родители вместе с детьми распечатывают и раскрашивают эти картинки, а затем вклеивают их в тетрадь по заданию логопеда, закрепляя тем самым словарь по заданной теме.

 • Щелкнув по картинке или названию темы, вы переходите на страницу со списком картинок этой темы.

 • Темы: НАСЕКОМЫЕ, ПРОФЕССИИ, СПОРТСМЕНЫ, ТРАНСПОРТ, ОДЕЖДА, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СКАЗОЧНЫЕ СУЩЕСТВА, ИГРУШКИ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

  http://www.logoprog.ru/paintpict/

Онлайн-игра «Раскраска-алфавит»

Правила игры:

 Щелкните по выбранной букве, прослушайте ее название, после чего на экране появится картинка, название которой начинается на эту букву. Раскрасьте картинку кисточкой, щелкая на отдельные части картинки. Чтобы сменить цвет, щелкните кисточкой по нужному цвету в палитре справа. Можно перейти к другой картинке на ту же букву или выбрать другую букву. • Дополнительные задания Выберите букву согласного звука и попросите ребенка определить мягкость или твердость соответствующего звука в слове. • http://www.logoprog.ru/games/paint-pict.htm

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска»

Игра по раскрашиванию картинок, в названиях которых содержится выбранный звук.

• Правила игры Щелкните по букве выбранного звука, прослушайте его название, после чего на экране появится четыре картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал. Можно сменить цвет кисточки, щелкая по нужному цвету в палитре справа. Если нажать мышью на слово «Подсказка» поверх картинок появятся их названия. Можно также выбрать другой звук. Сопоставление букв и звуков производится по правилам фонетической транскрипции русского языка (например, верблюд — [в'ирбл'ут]).

http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.htm

Логопедическая игра «Похожие слова»

Игра может проводиться на индивидуальных или подгрупповых (2–4 человека) занятиях. Она предназначена для автоматизации звуков, развития фонематического восприятия, чувства рифмы.

 • Правила игры На игровом поле слова, звучащие похоже, с картинками. У каждого ребёнка фишка. Дети по очереди кидают кубик и делают нужное количество ходов своей фишкой. Попав на определённую картинку, ребёнок старается отыскать картинку со словом, которое звучит похоже, и переставляет на неё свою фишку. Таким образом он может или отдалиться от финиша или, наоборот, к нему приблизиться. Если ребёнок не может найти парную картинку, то возвращается в начало игры. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.

http://www.logoprog.ru/games/matchwords.html 

Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

  • Мультимедиа - презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Учитель-логопед, владеющий всеми программами, позволяющими создать полноценную презентацию, может  привнести эффект наглядности и усилить качество усвоения материала.
  • Организуются видео-гостиные, отражающие жизнь ребенка в ДОУ.  Подборка видео-зарисовок о повседневной жизни детского сада и ее воспитанников интересна родителям, поскольку она позволяют  увидеть ребенка вне дома.
  • Создаются мини-фильмы с целью введения родителей в проблему  тематических консультаций, обучающие фильмы с целью формирования представлений о предмете консультирования.

   Одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы учителя-логопеда, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу. На странице учителя-логопеда  посетители сайта могут сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему, задать вопрос.

В работу учителя-логопеда может быть введена следующая форма взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов  позволяет  наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить  о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения), оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...