Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!
консультация по теме
Предварительный просмотр:
« Сказка – ложь, да в ней намек-
добрым молодцам - урок»
В последние десятилетия наметилась тенденция к тому, что хорошо знакомые старшему поколению русские народные сказки заменили современным детям иностранные сказки и мультфильмы, не всегда понятные детям так - как зачастую несут чужую культуру и нравы, что может сказаться на воспитании коммуникативных способностях ребенка. Диапазон русского народного творчества широк и обширен и один из его видов - русская народная сказка является важным средством в воспитании и развитии детей.
Сказка берет свое начало еще из глубины веков - той поры, когда зарождалось устное народное творчество. Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором и учителем – народом, который имеет для каждого возраста свои сказки, в которых объем информации с возрастом увеличивается. Как и другие произведения русского народного творчества (басни, мифы, былины, песни.), сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества, в котором он растет и развивается, мир народных традиций и патриотических чувств, человеческих взаимоотношений и взаимосвязи с миром природы.
На примере героев сказок у детей развиваются такие качества личности как доброжелательность, уважение к старшим, взаимопомощь, смелость, сила воли, понимание добра и зла. Русская народная сказка всегда имеет хороший конец - удивительное сочетание правды и вымысла и в то же время четкое разграничение положительного и отрицательного. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.
Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим.
Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос "Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом.
Русская народная сказка имеет свой язык – лаконичный, выразительный, ритмический. Он близок ребенку, хорошо им воспринимается, поэтому и служит прекрасным образцом для развития речи. Чем больше ребенок слушает сказки, тем больше образцов речи и слов он получает. При слушании и пересказе, развиваются основные речевые функции: экспрессивная - речь звучащая и коммуникативная – речевое общение, обмен информацией. Одним из первых осмысленных пересказов малыша является не что иное, как сказка, которая к тому же является важнейшим средством развития выразительности детской речи. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.
Подводя итог значимости русских народных сказок в воспитании детей дошкольного возраста, хочется довести до сведения родителей, бабушек и дедушек, что русская народная сказка является универсальным развивающим, воспитательно - образовательным средством способствующим социализации ребенка, его креативному, культурно – этническому развитию, формированию его языковой культуры, психо - эмоционального потенциала, что в результате способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья ребенка.
Учитель-логопед МБДОУ «Радуга» Дащенко О.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...
«Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»
Сказка учит жить! А иначе бы, зачем наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателям...
"Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"
Занятие по театрализованной деятельности в средней группе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Занятие для ознакомления детей с понятием "доброта"....
НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Труд, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...
НОД в подготовительной группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с использованием ИКТ
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Труд, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...
НОД с использованием ИКТ для подготовительной группы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»:Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выв...
ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).
laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать» (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...