Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!
консультация по теме

Дащенко Ольга Мироновна

 Значение сказки в речевом  развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   « Сказка – ложь, да в ней намек-

                                                                            добрым молодцам - урок»

 В последние десятилетия наметилась тенденция к тому, что  хорошо знакомые старшему поколению русские народные сказки заменили  современным детям иностранные сказки и  мультфильмы,  не всегда понятные детям так - как   зачастую несут чужую культуру и нравы, что может сказаться на воспитании коммуникативных способностях ребенка.  Диапазон русского народного творчества широк и обширен и один из его видов - русская народная  сказка  является  важным средством в воспитании и развитии детей.

Сказка берет свое начало еще из глубины веков -  той поры, когда  зарождалось устное народное творчество. Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором и учителем – народом, который имеет для каждого возраста свои сказки, в которых объем информации с возрастом увеличивается.     Как и другие произведения  русского народного творчества (басни, мифы, былины, песни.),  сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества, в котором он растет и развивается, мир   народных традиций и патриотических чувств,  человеческих взаимоотношений и взаимосвязи с  миром природы.  

На примере героев сказок у детей развиваются такие качества личности как  доброжелательность, уважение к старшим, взаимопомощь, смелость, сила воли, понимание добра и зла.   Русская народная сказка всегда   имеет хороший конец - удивительное сочетание правды и вымысла и в то же время четкое  разграничение положительного и отрицательного.   У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.

 Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим.

Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос "Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом.

Русская народная  сказка имеет свой язык – лаконичный, выразительный, ритмический. Он близок ребенку, хорошо им воспринимается, поэтому и служит прекрасным образцом для развития речи. Чем больше ребенок слушает  сказки, тем больше образцов речи и слов он получает. При слушании и  пересказе, развиваются основные речевые функции: экспрессивная - речь звучащая  и коммуникативная –  речевое общение, обмен информацией. Одним из первых осмысленных   пересказов  малыша является не что иное, как сказка, которая к тому же является важнейшим средством развития выразительности детской речи. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.

 Подводя итог значимости русских народных сказок в    воспитании  детей дошкольного возраста, хочется довести до сведения родителей,  бабушек и дедушек,   что русская народная  сказка является универсальным развивающим,  воспитательно - образовательным  средством способствующим  социализации ребенка, его креативному,  культурно – этническому  развитию, формированию его языковой культуры,  психо - эмоционального потенциала, что  в результате способствует сохранению и развитию индивидуального   здоровья ребенка.  

 

                                                                     

                                           Учитель-логопед МБДОУ «Радуга» Дащенко О.М.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

«Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Сказка учит жить! А иначе бы, зачем наши предки тратили  драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только  дети были слушателям...

"Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Занятие по театрализованной деятельности в средней группе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Занятие для ознакомления детей с понятием "доброта"....

НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

НОД в подготовительной группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с использованием ИКТ

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

НОД с использованием ИКТ для подготовительной группы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»:Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выв...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...