Компьютер и ребенок
консультация по информатике на тему

Афанасьева Марина Николаевна

Компьютер и ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_roditelyam.docx238.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям

G:\Мамин сайт\IMG_0195.JPG

Компьютер и ребенок

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Часть родителей не возражает против компьютерных занятий или игр.

     Есть мамы и папы, полностью отвергающие такую форму времяпрепровождения для своего ребенка. Но есть и еще одна категория родителей. Они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка, он мало общается со сверстниками, компьютерные игры отупляют или ожесточают и т. д.

Компьютер: друг или враг?

Предубеждений, связанных с компьютером, несколько.

Одно из них: постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Он не испытывает интереса к самостоятельному мышлению, к чтению, ручному труду. Становится пассивным потребителем информации, рабом Интернета. Не стремится понимать других людей и выражать собственные мысли и чувства.

И все же у компьютера гораздо больше преимуществ, облегчающих жизнь, чем вредоносных факторов. Разнообразные обучающие программы по предметам, возможность получить полную или дискуссионную информацию по какому-то вопросу... Общение со специалистами, помощь в выборе увлечений и, возможно, будущей профессии.

Предубеждение второе: компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками. Но ведь не компьютер создает ребенку проблемы в общении.

Наоборот, тот, кто испытывает такие сложности, ищет в виртуальном мире спасения от них (погружаясь в мир игры или общаясь в Интернете). Далеко не у всех детей увлечение компьютером ограничивает круг общения со сверстниками. Наоборот, некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным он помогает найти друзей со сходными интересами. И, пожалуй, не так уж важно, будет ли их общение только виртуальным или станет ступенькой для перехода в реальную плоскость. Даже если ты застенчив, но компетентен в компьютерной области, это поможет тебе чувствовать себя уверенно в компании сверстников

Какие компьютерные игры преобретать?

Во-первых, компьютерные игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, доводить начатое до конца, добиваться улучшения своих результатов. То есть попутно у игрока формируются такие качества, как настойчивость, воля, терпение. Выигрывая, ребенок испытывает положительные эмоции, чувствует себя более уверенным и умелым. Перебирая варианты решений и выбирая все более сложные игры, он развивается и интеллектуально.

Во-вторых, можно подобрать игры, развивающие активное целенаправленное внимание, память, пространственное воображение, логическое мышление, помогающие улучшить координацию движений, повысить скорость реакции.

У игры, в том числе компьютерной, есть еще одно важное свойство. Некоторые виды игр помогают снять
нервно-психическое напряжение. Побывав в погоне в качестве преследователя, можно выплеснуть отрицательные эмоции, выпустить пар. Роль жертвы помогает избавиться от некоторых страхов. Роль супергероя позволяет ощутить себя сильной личностью, контролирующей ситуацию, управляющей другими персонажами.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Есть данные о том, что уровень электромагнитного излучения у современных мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Другие виды излучения (рентгеновское, инфракрасное, ультрафиолетовое) вообще ничтожно малы, по уверениям специалистов. Например, уровень рентгеновского излучения современного монитора не превышает обычный радиационный фон в помещении. А жидкокристаллические (плоские) экраны и ноутбуки вообще не являются источниками излучения.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике - делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование - правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

В последнее время можно встретить в СМИ публикации о новом виде зависимого поведения - компьютерной зависимости. С устрашающими примерами полного и безвозвратного погружения человека в мир виртуальный. Но серьезных научных разработок в этой области пока не проводилось. А приемами помощи при различных видах зависимостей владеют психологи и психотерапевты. Кстати, получить такую консультацию можно и в самом Интернете.

Изящные» выражения в детском лексиконе

 

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового, И не всегда это новое - хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов -бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», родители, оправившись от шока, выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошел?...» - удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно понаблюдать за своими манерами, ведь часто мы не замечаем того, что дети копируют наш собственный стиль поведения. Если для вас характерна несдержанность, излишняя эмоциональность, агрессивность, действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания. («Ничего не произошло»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что он вспомнит эти слова в самый неподходящий момент? Кроме того, малыш может прийти к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем. («Будешь ругаться — язык отрежут!)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия, но имеет два очень больших минуса. Во -первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, этот метод, в случае ненормируемого использования, может спровоцировать развитие невротических состояний. Особенно популярны у родителей медицинские процедуры: уколы, операции... Не стоит, в таком случае удивляться тому, что при посещении медицинского кабинета у ребенка начинается истерика.

Вариант 4. Объясняем.

Самый эффективный, но и самый трудный способ, так как требует больших усилий и последовательной тактики. Столкнувшись с нецензурными словами у вашего ребенка, твердым тоном объясните малышу, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Часто дети начинают ругаться из желания привлечь внимание взрослых, попасть в центр внимания. Во - первых, постарайтесь найти для ребенка приемлемый способ самоутверждения. Во — вторых, сразу давайте «обратную связь» - спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое, как вашем, так и вашего ребенка.

Будьте здоровы!

G:\Мамин сайт\IMG_0664.JPG

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7  ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать. 
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с использованием презентации: «Компьютер и ребенок: все за и против»

Польза компьютера для дошкольника неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. ...

Польза и вред компьютера для ребенка

Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...

Консультация «Вредное воздействие компьютера на ребенка»

Консультация для родителей о вреде компьютера для здоровья ребенка                            [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»

«Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера....

Семинар «Телевизор, компьютер и ребенок»

Семинар предназначен для родителей детей дошкольного возраста....

Программа "Компьютер и ребенок"

Программа "Компьютер и ребенок" расчитана на  2 года  для детей 5-7 лет, в ее состав включены  тематический план, организация и  режим НОД. Вы узнаете:  какие принципы положен...