Использование ИКТ в Дошкольном образовательном учреждении
статья по информатике (средняя группа) на тему
Во всем мире системы образования стоят перед необходимостью использовать новые информационные и коммуникационные технологии для формирования у учащихся знаний и умений, которые потребуются им в XXI веке. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию за 1998 год «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии» (Teachers and Teaching in a Changing World), посвященном ситуации в области образования, рассмотрены радикальные перемены, которые влечет за собой применение информационных и коммуникационных технологий в традиционных образовательных моделях. В докладе прогнозируются изменения в процессах преподавания и обучения, а также в способах получения доступа к информации со стороны преподавателей и учащихся. Отмечаются новые возможности удовлетворения базовых образовательных потребностей, потенциал которых в обучении практически не используется. Эти новые возможности возникли под влиянием двух взаимодополняющих факторов, представляющих собой побочный продукт общего процесса развития. Прежде всего, объем информации, имеющейся в мире, растет по экспоненте и в настоящее время существенно превышает тот, который был несколько лет тому назад, причем темпы его роста ускоряются. Воздействие этого фактора усиливается и подкрепляется еще одним современным достижением – новыми средствами коммуникации между жителями нашей планеты. Можно поставить этот фактор под контроль, чтобы сознательно и последовательно направлять его на содействие удовлетворению выявленных образовательных потребностей.
Использование ИКТ в Дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) позволяет создать богатые разнообразные условия для деятельности детей, обуславливающей развитие их позновательских способностей. ИКТ можно и нужно интегрировать в более широкий контекст развития детей и как удобную среду и как методику обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_dou.odt | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Использование ИКТ в Дошкольном образовательном учреждении.»
Во всем мире системы образования стоят перед необходимостью использовать новые информационные и коммуникационные технологии для формирования у учащихся знаний и умений, которые потребуются им в XXI веке. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию за 1998 год «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии» (Teachers and Teaching in a Changing World), посвященном ситуации в области образования, рассмотрены радикальные перемены, которые влечет за собой применение информационных и коммуникационных технологий в традиционных образовательных моделях. В докладе прогнозируются изменения в процессах преподавания и обучения, а также в способах получения доступа к информации со стороны преподавателей и учащихся. Отмечаются новые возможности удовлетворения базовых образовательных потребностей, потенциал которых в обучении практически не используется. Эти новые возможности возникли под влиянием двух взаимодополняющих факторов, представляющих собой побочный продукт общего процесса развития. Прежде всего, объем информации, имеющейся в мире, растет по экспоненте и в настоящее время существенно превышает тот, который был несколько лет тому назад, причем темпы его роста ускоряются. Воздействие этого фактора усиливается и подкрепляется еще одним современным достижением – новыми средствами коммуникации между жителями нашей планеты. Можно поставить этот фактор под контроль, чтобы сознательно и последовательно направлять его на содействие удовлетворению выявленных образовательных потребностей.
Использование ИКТ в Дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) позволяет создать богатые разнообразные условия для деятельности детей, обуславливающей развитие их позновательских способностей. ИКТ можно и нужно интегрировать в более широкий контекст развития детей и как удобную среду и как методику обучения.
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.
Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного (как в нашей стране, так и за рубежом), показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения. Существует множество программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметами математике, художественной литературе и развитию речи, родному и иностранному языкам и т.д. Есть также развлекательные про граммы, не содержащие педагогических заданий, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим приемам.
ИКТ в ДОУ может применяться в следующих видах деятельности:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран(благодаря доступу к сети Интернет);
3. Ведение сайта ДОУ (позволяет создать открытое пространство для диалога родителей и педагогов);
4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
Важен компьютер и в педагогическо-воспитательной работе, а не только в организационной, так компьютеры могут помогать в развитии математических представлений даже очень маленьких детей. ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
6. Использование презентаций, созданных в программе РowerРoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний;
7. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
8. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
9. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
10. Использование электронной почты (позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций).
11.Наличие интерактивных классных досок способствует развитию грамотности детей дошкольного возраста.
Использование мультимедийных презентаций на занятиях сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения ребят. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятий– принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование педагогом в ходе занятия мультимедиа презентации.
Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ
1. Владеть основами работы на компьютере.
2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
3. Владеть основами работы в Интернет.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности детей дошкольного возраста значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Но использование ИКТ это не только благо и польза, не следует забывать о существующих рисках в процессе интеграции ИКТ в ДО, о угрозах, присутствующих в этой области. Так использование в работе старых компьютерных мониторов наносит вред физическому здоровью детей, отрицательно влияя на зрение. Компьютерные игры могут снижать познавательные способности ребенка, приучая его к пассивному восприятию окружающей действительности.
ГЛОССАРИЙ
А
Автоматизированные обучающие системы, АОС (Computerassisted instruction, CAI) Системы, в которых компьютер остается вторичным средством поддержки учебного процесса (см. СОТ). Административные приложения (Administrative Software) Компьютерные программы, предназначенные для организации информационного пространства образовательного учреждения (базы данных, процедуры учета и планирования и т.п.).
Адрес URL (Uniform Resource Locator) Обозначение адреса информационного ресурса в сети Интернет. Активное обучение (Active Learning) Модель учебного процесса, в рамках которой учащийся при освоении новых понятий взаимодействует с учителем, автором учебного материала или электронным учебным изданием. Включает в себя метакогнитивные акты наблюдения, формирования гипотез и их проверки, а также рефлексивные процессы. Аналоговый (Analog) Термин относится к сущностям (например, к человеческой речи), описываемым посредством непрерывно изменяющихся физических величин, таких как амплитуда, напряжение, частота или фаза сигнала (ср. цифровой).
Апгрейд (Upgrade) В компьютерных системах так обозначаются процедуры совершенствования (модернизации) системы. Примеры – обновление версии программных средств, включение в состав системы дополнительных периферийных устройств либо их замена и т.п.
Б
База данных (Data base) Совокупность данных и описаний взаимосвязей между элементами данных, хранимыми в компьютерной памяти. Пример набора таких взаимосвязей – организация данных об учащихся в форме анкет. Байт (Byte) Элемент компьютерной памяти или сообщения, позволяющий хранить код одного символа из определенного алфавита (буквы, цифры и т.п.). Беспроводной (Wireless) Термин указывает, что обмен цифровыми или аналоговыми сигналами между устройствами в компьютерной сети осуществляется с помощью электромагнитных волн (радиоволн, инфракрасных лучей и т.п.).
Бит (Bit) Наименьший элемент компьютерной памяти или сообщения, имеющий два возможных состояния для хранения цифрового значения — 0 или 1, что позволяет работать в двоичной системе счисления. Группа из 8 битов называется байтом. Скорость передачи данных обычно измеряется в килобитах в секунду (Кбит/с), мегабитах в секунду (Mбит/с) и гигабитах в секунду (Гбит/с). Блок-схема (Flowchart) Визуальное представление этапов выполнения задачи. Бод (Baud) Единица измерения скорости передачи сигналов по аналоговым линиям связи. Скорость в бодах равна количеству изменений несущего сигнала, посылаемого или принимаемого модемом на телефонной линии, за одну секунду. Браузер (Browser) Программа с графическим интерфейсом, предназначенная для навигации по информационным ресурсам Интернета или электронного издания и визуализации содержимого (контента) этих ресурсов на компьютере пользователя. Браузер рассчитан на разнообразные форматы представления контента
Виртуальная реальность (Virtual Reality) Сложные системы мультимедийного моделирования физической или псевдофизической реальности, формирующие доступные пользователю искусственные «миры», в том числе принципиально не реализуемые технически. Взаимодействие пользователя с объектами и процессами в компьютерной виртуальной реальности требует обычно применения специальных периферийных устройств, помогающих создать «эффект присутствия». Волоконно-оптическая линия связи, ВОЛС (Fiber Optic Cable) Волокно из оптического стекла, предназначенное для передачи аналоговых или цифровых данных в форме световых сигналов. ВОЛС обеспечивает крайне высокую скорость передачи данных и помехоустойчивость. «Всемирная Паутина» (World Wide Web, WWW) Метафорическое обозначение совокупности информационных ресурсов Интернета, построенной на основе гипертекстовых ссылок и использующей Интернет в качестве транспортного средства. Для доступа к этим ресурсам служат программы-браузеры.
Г
Гиперссылка (Hyperlink) Описание пути к требуемому информационному ресурсу в Интернете.
Гипертекст (Hypertext) Любой текст, содержащий указатели на другие документы. В общем случае – способ представления информации с помощью структурных и смысловых связей между документами.
График Гантта (Gantt Chart) Графическая схема распределения этапов проекта по срокам выполнения.
И
ИКТ (ICT) Информационные и коммуникационные технологии.
Интернет (Internet) «Сеть сетей», глобальная компьютерная сеть, в которой применяются единые протоколы обмена информацией.
подготовила воспитатель
МБДОУ № 10 детский сад «Лазорик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модулей в дошкольном образовательном учреждении
Представляю практический материал использования модулей из коробок для конструктивной и познавательной деятельности, а так же для развития социально - эмоциональной сферы в организации сюжетно - ролев...
Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении
Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни...
Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении
Использование мультимедийных технологий в ДОУ становится мощным техническим средством обучения, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении и...
Создание и использование медиатеки в дошкольном образовательном учреждении
В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации. Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то ...
Актуальность использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении
Актуальность использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении...
Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с примен...
Рекомендации для родителей: "Использование медиатеки в дошкольном образовательном учреждении"
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии,...