ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по информатике на тему
Информационно- образовательная среда осуществления профессиональной деятельности(лабораторная работа №1,2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratorka_1_2015god.docx | 154.04 КБ |
laboratornaya_rabota_2_2015.docx | 56.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Направление обучения 44.04.01 Педагогическое образование, магистратура, 2 курс,
ОП Методическое обеспечение в ДО
Лабораторная работа №1: Информационно - образовательная среда осуществления профессиональной деятельности
Выполнила Шорина О.С.
Лабораторная работа №1
«Конструирование ИОС начального образования в образовательном учреждении в рамках требований к ИОС ФГОС начального общего образования» (4 часа)
Задание №1
Изучение особенностей федерального проекта «Информатизация системы образования»
- Ознакомьтесь с материалами сборника информационно - методических материалов «О проекте «Информатизация системы образования» (http://www.ict.edu.ru/ft/005463/34873.pdf).
- Каковы цели и основные задачи данного проекта?
Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей:
1. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.
2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.
3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.
В ходе реализации проекта предполагается решение следующих основных задач:
• Рывок в обеспечении учащихся и учителей современными учебными материалами, активно использующими информационные и коммуникационные технологии, в том числе — цифровыми образовательными ресурсами.
• Создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений.
• Подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования.
• Реализация профильных учебных программ средствами дистанционного образования.
• Создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.
• Поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.
- Опишите круг проблем, на решение которых ориентирован проект ИСО, используя материалы сборника «О проекте «Информатизация системы образования».
Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем:
- Растущее неравенство в доступе к образовательным услугам.
- Неравенство региональных возможностей в сфере образования.
- Снижение качества преподавания.
- Недостаточная готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.
- Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе.
- Несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда.
- Несоответствие нормативно правовой базы задачам информатизации образования.
- Представьте структуру проекта «Информатизация системы образования», используя материалы сборника «О проекте «Информатизация системы образования».
- Вы – заместитель директора образовательного учреждения. Подготовьте сообщение для педагогического совета по теме «Проблемы информатизации образования».
Ключевая роль основополагающей цели обучения информатике в общеобразовательной школе переходит именно к компьютерной компетентности, которую в целях наиболее точного и полного отождествления с се сутью следует развернуто называть информационно-коммуникационной компетентностью, или сокращенно ИКТ-компетентностью.
Так как профессиональная компетентность все чаще рассматривается как «интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей», конкретизируя это понятие, М.П Лапчик рассматривает ИКТ-компетентность как деятельностную составляющую, как компоненту профессиональной компетентности.
Для развития адаптивной школы и понимания подходов к ее информатизации важно учитывать, что информационно-коммуникационная компетентность ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности ИКТ-компетентность — это в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика человека, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей деятельности.
Информационно-коммуникационная компетентность включает в себя следующие основные компоненты:
- компьютерная грамотность;
- опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием современных информационных технологий для достижения значимых целей;
- готовность к самообразованию в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации, реализации себя в деятельности.
Средствами формирования информационно-коммуникационной компетентности в системе адаптивного образования могут стать: программно-технические средства, средства организации процесса учения, средства организации процесса преподавания.
Профессиональная компетентность объединяет в себе три составные части: ключевую, базовую и специальную компетентности. Исходя из этого, можно заключить, что в процессе формирования профессиональной компетентности испытывать влияние И КТ-компетенций должны все три ее составные части, ключевая, базовая и специальная компетентности.
Формирование ключевых компетенций происходит во время обучения в общеобразовательной школе. Очевидно, что зарождение в школе адаптивной модели образования, опирающейся на личность школьника, в еще большей степени способствует формированию обсуждаемых компетенций. При реализации компетентностного подхода в адаптивном образовании актуальными становятся модели обучения в действии, которые имеют истоки в прагматической и деятельностной дидактике
Цель подобного обучения в случае его базирования на использовании средств информатизации — преодолеть разрыв между тем, «по человек знает, и тем, что он делает. Необходимо преодолеть разрыв между теорией предполагаемых действий (знаниями) и практикой (деятельностью). «Обучение действием» является «обучением через опыт». «Обучение действием» — это структурированный процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи, проблемы, осуществляемой в том числе и с применением информационных технологий.
Задание №2
Анализ отражения решения проблем, связанных с информатизацией системы образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.
1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В данном законе нашли отражение многоаспектные изменения, произошедшие в отечественной системе образования с момента принятия закона «Об образовании», действовавшего с 1992 г. В частности, неотъемлемой частью всех её аспектов стали информационные технологии.
- Познакомьтесь с содержанием следующих статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/)
- Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
- Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
- Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
- Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
- Как в новом законе трактуются понятия:
- электронное обучение;
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
- дистанционные образовательные технологии?
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
- Что, в соответствии с новым законом, должна включать в себя электронная информационно - образовательная среда, которая должна быть создана в организации, осуществляющей образовательную деятельность?
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
- Перечислите электронные образовательные и информационные ресурсы, которые должны быть сформированы в организации, осуществляющей образовательную деятельность в целях обеспечения реализации образовательных программ.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
- Выделите сферы информационных видов деятельности, относящихся к компетенции образовательной организации. Что имеет право делать компетенции, права, обязанности (28 ст.):
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
Предварительный просмотр:
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Направление обучения 44.04.01 Педагогическое образование, магистратура, 2 курс,
ОП Методическое обеспечение в ДО
Лабораторная работа №1: Информационно - образовательная среда осуществления профессиональной деятельности
Выполнила Шорина О.С.
Задание №5
Анализ презентации с точки зрения соблюдения правил оформления
Электронная презентация – и удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории и источник создания ЭОР. Основным преимуществом такой презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок.
Проанализируйте ошибки, допущенные при создании каждого из слайдов презентации «Not To Do», используя материалы Приложения 1: «Правила оформления презентаций в Powerpoint». Результаты анализа представьте в виде таблицы:
№ слайда | Нарушения правил оформления презентации |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
12. |
|
13. |
|
Задание №8
Создание электронного портфолио студента по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Сформируйте электронное портфолио по плану:
- Составьте библиографию по предметной области.
Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.
Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996.
Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
- Составьте «Справочник» - список Интернет – адресов порталов с информацией по теме Вашего портфолио.
http://shat-dou14.edumsko.ru/activity/educational_program/articles/5/
http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-doshkolnikov.html
http://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.html
http://teremok-sad.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_vospitatelej_soderzhanie_obrazovatelnoj_oblasti_khudozhestvenno_ehsteticheskoe_razvitie_v_svete_federalnogo_gosudarstvenno/1-1-0-2
http://mbdou7.com/metodicheskaya-kopilochka/74-razvitie-fgos
http://studme.org/1951061817861/pedagogika/hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_vospitanie
- Составьте «Глоссарий» - основная терминология по изучаемым вопросам предметной области.
Эстетическое развитие (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- Составьте коллекцию ЭОРов с их краткой аннотацией по выбранной теме.
Электронное учебное пособие для дошкольников из серии "Обучающая игра. Волшебные превращения. Основы дизайна для детей от 5 лет".
Обучающая электронная программа "Веселая каллиграфия".Раработчик: Alisastydio.
- Составьте портретную галерею (портреты ученых – исследователей в предметной области).
Вербенец Анна Михайловна
Комарова Т.С.
- Сформируйте «Электронную цикаду цитат» - высказывания ученых, писателей, философов об изучаемом предмете.
Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни. Абай
Проникновение в то, что совершается в порыве озарения, составляет основу искусства. Адам Мицкевич
Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник. Г. Аполлинер
Лицо художника проявляется в его противоречивости. Л. Арагон
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее. О. Бальзак
Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства. О. Бальзак
Можно быть ученым с учеными, но с художниками нужно быть поэтом. О. Бальзак
Как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение. С. Батлер
История искусств есть история их многократного возрождения. С. Батлер
Искусство без мысли, что человек без души, — труп. В. Г. Белинский
Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома. В. Г. Белинский
Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей. В. Г. Белинский
Верное изображение нравственного безобразия. могущественнее всех выходок против него. В. Г. Белинский
С произведениями искусств, как и с людьми: они могут быть милы даже при наличии самых больших недостатков. Л. Бёрне
Художник может быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были ученые люди. А. А. Бестужев-Марлинский
Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам. Л. Бетховен
Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо. Л. Бетховен
Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают. М. Блондель
Форма без содержания — это звонок, который не звонит. О. Блюменталь
Вдохновение приходит всегда, когда человек того хочет, но исчезает оно не всегда, когда он этого желает. Ш. Бодлер
Искусство — всегда метафора действительности. Ю. Бондарев
Прогресс в искусстве заключается не в расширении его границ, но в лучшем их понимании. Ж. Брак
- Создайте интерактивную презентацию в рамках выбранной темы (Приложение 2).
- Создайте видеоролик в рамках выбранной темы (Приложение 3).
- Интегрируйте все материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное ...
ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал лабораторной работы №1...
Информационно-образовательная среда осуществления профессиональной деятельности
Материалы лабораторной работы №1...
Педагогический совет « Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. (Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагогов).»
Педагогический совет« Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий сдошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.(Информационно-коммуникативные технологиив профессиональной ...
Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...
«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».
Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...
Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...