Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ
статья по теме
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером так же и в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferenciyu_korotaeva.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии, которые имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером так же и в образовании.
На этапе преобразования всех образовательных систем в нашей стране нам предложено несколько главных и важных документов, таких как приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре ООП» и приказ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации ООП». Во втором приказе как раз и озвучены требования к информационно-методическому обеспечению ДОУ.
Это раздел 5, (подраздел 5.1) – это информационное обеспечение образовательного процесса, которое:
позволяет в электронной форме управлять образовательным процессом;
Создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
Формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма:
Использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
Проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения ООП ДО;
Осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач, управления образовательной деятельностью;
Осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров.
Таким образом, предлагаю Вам рассмотреть подробнее опыт внедрения информационных технологий в деятельность нашего ДОУ, согласно данному приказу, из которого видно, что внедрение информационных технологий в работу ДОУ необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников ДОУ
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ и выполнение приказа Министерства образования и науки РФ — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, одной из главных задач в нашем ДОУ становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами локальной и глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.
Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Однако, в ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИТ в их практической деятельности.
Данные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами — повышение качества образования через активное внедрение в деятельность ДОУ информационных технологий.
Исходя из этого, мы поставили перед собой такие задачи:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- расширение использования ИТ в работе с родителями;
- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
- создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ.
Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:
- анкетирования, которое содержат проблемные вопросы, темы (Приложение 1);
- индивидуального собеседования;
В ходе изучения данных вопросов мы выяснили причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности:
- экономия времени при разработке дидактических материалов;
- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
- переход на новый уровень педагогического мастерства.
Таким образом, для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ - компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку или, так называемую, «Школу наставничества», руководителем которой являюсь я.
В практике работы «Школы наставничества» существуют разные формы работы с педагогами (приложение 2), направленные на повышение их квалификации и мастерства:
- мастер-классы;
- педагогические мастерские и наставничество;
- обучающие семинары;
- работа в паре;
- тематические семинары и др.
Такое разнообразие форм работы с педагогами может осуществляться только при наличии обширного программного обеспечения, достаточного количества компьютерной и цифровой техники.
В методической работе нашего дошкольного учреждения широко используется локальная сеть (соединение нескольких компьютеров в одном кабинете). Это дает возможность более рационально использовать ИТ на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях. Благодаря расширенным возможностям нашей интернет-линии, мы являемся постоянными участниками всероссийских вебинаров (интернет-семинаров), проводимых специалистами разного уровня г. Москвы и г. Иркутска. Тем самым мы становимся более осведомленными и компетентными в воспитательно-образовательных, административно-хозяйственных и нормативно-правовых аспектах.
Немаловажное значение для педагогов имеет дистанционное обучение при повышении квалификации. Оно очень удобно в освоении обучающих программ и практично – пройти курсы повышения квалификации можно не отходя от своего рабочего места. Некоторые наши педагоги, имея простейшие навыки пользователя ПК, успешно проходят обучение таким образом.
Для активных и творческих педагогов добавляется еще одна возможность участвовать в дистанционных конкурсах, фестивалях, конференциях разного уровня. Так, например, мы не однократно становились участниками и лауреатами дистанционных профессиональных конкурсов «Я – педагог» (г. Новосибирск, Международный центр практической психологии), «Инновационно-коммуникационные технологии в детском саду» (г.Москва, журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика, главный редактор журнала, профессор, доктор психологических наук Веракса Н.Е.).
Отдельно хочется отметить великолепную возможность пользования электронными библиотеками периодической печати. Например, электронной версией журнала «Дошкольное образование». Стать виртуальным читателем можно двумя, очень простыми и доступными, способами: 1. Активировать код доступа, который Вы получаете с печатной версией журнала на образовательном сайте «Первое сентября»; 2. Подписаться по доступной цене на электронную версию журнала на том же сайте.
На данный момент в нашем ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, т.е., информационная среда нашего ДОУ, которая включает:
- методическое обеспечение;
- базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP,Vista. В ДОУ используются следующие программы: Microsoft Office 2010 (Microsoft Word - текстовый редактор, Microsoft Excel-электронные таблицы, Microsoft Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Abode Photoshop CS2 - графический растровый редактор; Internet Explorer, Chrome – веб-браузеры);
- аппаратный комплекс - компьютеры, локальную сеть с доступом в Интернет.
Информационная среда доступна для всех участников образовательного процесса и представлена в документах, презентациях и сайтом в сети Интернет. Благодаря этому у нас широко применяются телекоммуникации – использование электронной почты, использование мультимедийных технологий. Н мой взгляд, электронная почта – наиболее быстрый способ пересылать различную документацию, общаться с родителями и коллегами. Эл. почта позволяет оперативно взаимодействовать с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями. Существует большое количество почтовых серверов, предоставляющих бесплатные почтовые ящики, например Яндекс, Рамблер, Майл и др.
Хочется отметить, что ИКТ – компетентность является одним из профессионально значимых качеств современного менеджера дошкольного профиля и характеризует личность с точки зрения мотивации, направленности, знаний, умений и навыков, связанных с освоением и применением средств информационных технологий в целях оптимизации системы управления дошкольным образованием
Итак, подводя итоги нашей работы, позвольте сделать выводы:
- с одной стороны, информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера.
Но с другой стороны – экономические проблемы и недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в области ИТ сдерживают инновационные направления деятельности, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Мы понимаем, что остается еще много нерешенных вопросов, однако, нам всем очень важно понять, что хорошо подготовленный в сфере ИТ администратор способен организовать в своем образовательном учреждении такую информационную среду, которая будет отвечать всем требованиям к программно - аппаратному обеспечению, к учебно - методическому наполнению ее информационных ресурсов, к обучению и организации работы педагогического коллектива, а так же будут выполнены все требования к условиям реализации ООП вашего ДОУ.
Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Анкета для определения степени использования
информационных технологий
Уважаемый коллега!
Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
Должность _____________________________________________________________
Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______________________________________________________________________
Используете ли вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):
при подготовке к занятию;
на занятии;
для самообразования;
другое (укажите).
Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
текстовый редактор;
электронные таблицы;
мультимедийные диски;
специализированные программы;
Интернет;
другое (укажите).
Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
ежедневно;
1 раз в неделю;
1-2 раза в месяц;
1-2 раза в четверть;
другое (укажите).
Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
________________________________________________________________________
Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? ____________________________________________________________
Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий? ____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? ____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Перспективный план работы школы
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога ДОУ»
на 2011-2012 уч.г.
Руководитель: ст. воспитатель Коротаева Е.В.
Сроки | Мероприятие | Форма проведения | Взаимодействие с коллегами, участие |
Ноябрь | Разнообразие информационно-коммуникационных технологий, используемых в ДОУ (анимация, презентации, видеоролик, мультимедиа, интерактивная доска и др.) | Презентация | Педагоги, специалисты |
Декабрь | Современные программы ПК , используемые в системе образования | Консультация | Педагоги, специалисты |
Январь | Технология разработки познавательных слайдовых презентаций | Мастер-класс | Педагоги, специалисты |
февраль | Компьютерные игры – игровая форма развития детей | Игровой час | родители |
Март | Видеоролики – как средство подачи материала , используемого в воспитательно-образовательном процессе ДОУ | Семинар-практикум | Педагоги, специалисты |
апрель | Требования САНПиН к использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ | Памятка | Педагог, специалисты и родители |
май | «Учите, играя!» | Презентации | педагоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно - коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
Использование информационно - коммуникативных технологий в профессиональной деятельности ...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Презентация деловой игры к педсовету, посвященному использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОО...
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога
Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...
Отчёт об использовании новых образовательных технологий в профессиональной деятельности педагога.
Отчёт об использовании новых образовательных технологий в профессиональной деятельности педагога....
Модель (проект) организации и создания РППС в рамках реализации современных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов ДОО
При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды, мы часто сталкиваемся с проблемой - не достаточно места для размещения нужного игрового материала. Поэтому, проектируя среду в груп...
Педагогический совет « Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. (Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагогов).»
Педагогический совет« Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий сдошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.(Информационно-коммуникативные технологиив профессиональной ...
Обучение "Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога ДОО"
Обучение "Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога ДОО"...