ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал по информатике на тему

материал лабораторной работы №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_no1_it_v_prof_d-ti_oktyabr_2015.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Лабораторная работа №1: Информационно - образовательная среда  осуществления профессиональной деятельности                

Преподаватель: кандидат физико-математических наук, доцент Каменкова Н.Г.

Выполнила: студентка 2 курса магистратуры ОП «Методическое сопровождение в ДО» Коен М.А.

Лабораторная работа №1

ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 часа)

Цель: получить навыки анализа информационно-образовательной среды реализации учебного процесса с учетом требований ФГОС.

Задание №1

Изучение особенностей федерального проекта «Информатизация системы образования»

В 2005 – 2010 году в России осуществлялась реализация федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), направленного на повышение качества учебного процесса, изменение парадигмы образования, обновление способов педагогической деятельности.

Процессы информатизации школы в рамках проекта ИСО были связаны с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения, с достижением новых учебных результатов, с модернизацией всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы, с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов, с формированием в массовом порядке ИКТ-компетентности учителей.

  1.  Ознакомьтесь с материалами сборника информационно - методических материалов «О проекте «Информатизация системы образования»

(http://www.ict.edu.ru/ft/005463/34873.pdf).

  1. Каковы цели и основные задачи данного проекта?

Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей:

1. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.

2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.

3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.

Основные задачи:

• Рывок в обеспечении учащихся и учителей современными учебными материалами, активно использующими информационные и коммуникационные технологии, в том числе — цифровыми образовательными ресурсами.

• Создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений.

• Подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования.

• Реализация профильных учебных программ средствами дистанционного образования.

• Создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.

• Поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования. В результате реализации проекта в большинстве школ и училищ в пилотных регионах и лидирующих школах других регионов учебный процесс будет гибко организован, будет использовать современные цифровые образовательные ресурсы, там будут созданы условия для активной самостоятельной работы учащихся. Проект предоставит учащимся, независимо от места их проживания или социального статуса, образовательные возможности, адекватные новым требованиям рынка труда и современной жизни.

 1.3.Опишите круг проблем, на решение которых ориентирован проект ИСО, используя материалы сборника «О проекте «Информатизация системы образования».

Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем:

1. Растущее неравенство в доступе к образовательным услугам. В рамках проекта предполагается создание широкого спектра учебных материалов «нового поколения», ориентированных в том числе на самостоятельное использование учащимися для самообразования, а также обучение педагогов способам эффективной работы с этими материалами. Дизайн проекта предусматривает формирование системы дистанционного профильного обучения через Интернет учащихся старших классов и поддержку заочных школ, ведущих целенаправленную подготовку способных учеников к поступлению в вуз по избранной специальности. Все это позволит учащимся, независимо от места их проживания и социального статуса, получить доступ к новым средствам обучения и учебным программам более высокого уровня.

2. Неравенство региональных возможностей в сфере образования. Проект нацелен на решение проблем отдаленных районов и сельских школ посредством создания разветвленной системы межшкольных методических центров (ММЦ). Эти центры широко охватят районы внутри регионов, тем самым облегчив доступ сельским учителям, учащимся и местному населению к образовательным и информационным ресурсам. Новые учебные материалы, разработанные в рамках проекта, будут доставляться в отдаленные районы страны на CD9 носителях или через спутниковую связь. Формирование системы ММЦ и создание общедоступных учебных материалов в значительной степени позволят преодолеть растущую угрозу разрыва в уровне информатизации образования между российскими регионами и на территории конкретных регионов.

3. Снижение качества преподавания. В ходе реализации проекта будет сформирован потенциал по разработке и использованию современных электронных учебно-методических материалов, которые найдут применение во всех школах России. Новые учебные материалы будут стимулировать разработку и использование современных методов преподавания. Будет организована постоянно действующая система повышения квалификации и методической поддержки учителей, способствующая распространению новых подходов к преподаванию. Предусматривается организация обучения для специалистов в области педагогического дизайна, которые будут работать в формирующейся отрасли по выпуску электронных материалов.

4. Недостаточная готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях. Повышение образовательных результатов, обес9 печение активной учебной работы школьников в пилотных регионах проекта будет достигнуто путем предоставления им возможностей:

• работать непосредственно с понятиями, материалами и средами; принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремиться делать заключения на основе собранной информации;

• работать в условиях группы или команды. Это позволяет добиться более глубокого осмысления новых идей и их последующего изложения, установления взаимосвязи новых понятий с ранее изученным материалом;

• работать в условиях реального мира. Средства ИКТ позволяют более точно моделировать различные ситуации и условия реального мира, в котором впоследствии необходимо будет применять новые знания;

• гибко использовать ИКТ ресурсы, работать с изучаемым материалом множеством различных способов, создавать и представлять продукцию, демонстрирующую результаты обучения в очень конкретных формах.

5. Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе. Большинство учителей и работников управления образованием в пилотных регионах проекта пройдут подготовку в области информатизации образования и применения новых, основанных на ИКТ учебно-методических материалов. В дальнейшем педагоги и администраторы образования будут получать постоянную консультационную и методическую поддержку на базе ММЦ.

6. Несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда. Проект окажет поддержку учреждениям начального профессионального образования посредством совершенствования учебно9методических материалов, основанных на ИКТ и предназначенных для развития общих навыков по решению проблем, которые очень востребованы на рынке труда. Будут разработаны материалы и проведено обучение преподавателей, ориентированное на переход к современным гибким методам педагогической работы.

7. Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования. Проект окажет содействие в реформировании российской нормативно-правовой базы, связанной с созданием и применением учебно-методических материалов, основанных на ИКТ, а также дистанционным обучением. Указанная деятельность предполагает включение вопросов, связанных с использованием ИКТ, в аттестацию учителей — как будущих педагогов, так и учителей, повышающих свою квалификацию.

  1. Представьте структуру проекта «Информатизация системы образования», используя материалы сборника «О проекте «Информатизация системы образования».

Структура проекта «Информатизация системы образования»

Компонент А.

Учебные материалы нового поколения

Компонент В.

Профессиональное развитие педагогов

в области применения ИКТ для целей

образования

Компонент С.

Создание системы межшкольных

методических центров

А1. Разработка регламентов создания

и использования цифровых информационных

образовательных ресурсов

А2. Создание и систематизация цифровых

учебных ресурсов

Создание коллекций информационных источников

для системы общего среднего и начального

профессионального образования

Создание инструментов учебной деятельности

Создание информационной системы поддержки

организации образовательного процесса

Создание учебнометодических материалов

(комплексов), ориентированных на достижение

качественно новых образовательных результатов

А3. Создание системы апробации новых

учебных материалов и разработка методики

их использования

В1. Организация обучения будущих и

работающих педагогов и руководителей

учреждений образования применению ИКТ

в образовании. Формирование базовой

ИКТ(компетентности работников образования.

Развитие системы повышения квалификации

и методической поддержки педагогов.

Интернет(поддержка профессионального

развития педагогов

В2. Развитие потенциала в области

педагогического дизайна при создании учебных

материалов

В3. Развитие сети образовательных

учреждений, ведущих учебную работу по очной

и дистанционной формам обучения со

школьниками

С1. Стратегическое планирование и управление

С2. Создание системы межшкольных

методических центров

Формирование типового проекта ММЦ

Подбор и подготовка персонала для ММЦ

Оснащение и ввод в эксплуатацию оборудования

для ММЦ и подключение их к Интернету

С3. Система поддержки информатизации

общего и начального профессионального

образования на основе системы РКЦ(ММЦ

С4. Формирование общественной поддержки

информатизации школы

С5. Поддержка региональных проектов

в области информатизации образования

  1. Вы – заместитель директора образовательного учреждения.  Подготовьте сообщение для педагогического совета по теме «Проблемы информатизации образования».

Проблемы информатизации образования на современном этапе.

Состояние общества на современном этапе своего развития характеризуется качественными изменениями в научной, технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Это связанно с распространением и широким применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Такую экспансию ИКТ в разные сферы человеческого бытия называют информационной революцией, а точнее информатизацией.

Информатизация – это одна из плавных парадигм, которые появились благодаря характеристикам развития современного мира.  Информационная составляющая плотно обосновалась в общественном сознании как жизненная необходимость. Сейчас трудно себе представить отсутствие сотового телефона, электронной почты, электронных денег, электронного портфолио и много чего ещё.

Нет сомнения, что именно информационные технологии в мировом сообществе признаны ключевыми технологиями будущего. На ближайшие сто лет именно они станут основными двигателями научного и технического прогресса.

 За последнее время произошло кардинальное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Человек постиндустриального общества и человек информационного общества принципиально иначе подходят к оценке любых проблем и их решению.

В нашей стране сегодня использование информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества: государственном управлении, образовании, бизнесе, культуре и других сферах представляет только начальные формы. Этот факт влияет на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:

·  коммуникативные,

·  критическое и системное мышление,

·  умение работать в команде,

· способность к анализу,

·  социальная ответственность и толерантность,

·  саморазвитие и самообразование,

·  творчество и креативность,

·  умения в области ИКТ.

Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются огромные средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

Для России так же приоритетом в развитии образования является его глобальная информатизация – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИКТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Информатизация образования рассматривается как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества. Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования. За период существования персональной информатики разработаны новые образовательные технологии, выявилось особая роль сети Интернет в образовании.

В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и воспитательной работы. Применение ПК дает возможность преподавателям поставить педагогический процесс на качественно новый уровень, т. к.  процесс обучения носит более деятельностный и операционный характер, а методы обучения - активными. Использование информационно-коммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом снижаются объем рутинной работы педагога и увеличивается эффективность его труда.

При методически грамотном подходе к применению информационных технологий в учебном процессе, участники образовательной деятельности приобретут умение квалифицированно находить информацию, анализировать полученные знания и оформлять информацию с применением компьютерных приложений. Сегодня практически каждый педагог понимает важность внедрения ИКТ в педагогический процесс, видит все преимущества их использования. Практически 100% из опрошенных нами преподавателей заявили, что применение ИКТ позволяют решить такие проблемы, как усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения знаний, качество обучения, активность, обеспечить контроль за преподаванием и усвоением, установить тесную обратную связь.

Однако сразу возникает вопрос, как педагог, проработавший десять и более лет в ОО, сразу будет применять ИКТ. Откуда у него возьмутся базовые навыки работе с ПК? Эффективность компьютерных технологий зависит от того, как мы их используем, что всё зависит от способов и форм применения этих технологий.

Мы проводили опрос среди педагогов на предмет использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. На вопрос: «Какие элементы ИКТ Вы чаще всего используете на занятиях?» были предложены не хитрые варианты ответов:

  1. Презентации
  2. Презентации и видеолекции
  3. Видеоконференции и вебинары
  4. Уроки с использованием Интернет-ресурсов
  1. Инструментальные среды
  2. Другие варианты

Анализ результата покахзал, что большая часть педагогов использует лишь малую часть того, что могут дать информационно-коммуникационные технологии. Почему так происходит?

На курсах повышения квалификации о новых методиках обучения рассказывают старыми методами.  Время ограниченно, качественные мастер-классы отсутствуют, зачастую присутствует формальный подход в преподавании. Чтобы обучать детей по новой методике, надо самому пройти по ней обучение, получить готовые материалы ко всем образовательным областям, посетить занятия коллег и т.д. Возможности интернета предоставляют огромный выбор программ повышения квалификации педагогов. Но работать и учиться самостоятельно одновременно очень сложно.

Ещё одной проблемой в реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий является как слабая материально техническая база ОО.

Сегодня состояние образования нашей страны и направления развития общества требуют оперативного решения задачи опережающего развития системы образования на основе ИКТ. В стране должна быть создана единая образовательная информационная среда.  Необходимо существенно изменить содержание, методы и формы организации образовательного процесса.  Использование современных ИКТ в образовательный процесс позволяет повысить качество образования.

Для решения рассмотренных проблем нужно совместное и регулярное взаимодействие представителей образования и науки, а также мощная поддержка этого процесса со стороны государства и органов местного самоуправления.

Задание №2

Анализ отражения решения проблем,  связанных с информатизацией системы образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  от 21 декабря 2012 г.

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В данном законе нашли отражение  многоаспектные изменения, произошедшие в отечественной системе образования с момента принятия закона «Об образовании», действовавшего с 1992 г. В частности, неотъемлемой частью всех её аспектов стали информационные технологии.

 

  1.  Познакомьтесь с содержанием следующих статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/)

  • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
  • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
  • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
  1.  Как в новом законе трактуются понятия:

электронное обучение — это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (Статья 16, п. 1)

дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

(Статья 16, п. 1)

  1. Что,  в соответствии с новым законом,  должна включать в себя электронная информационно - образовательная среда, которая должна быть создана  в организации,  осуществляющей образовательную деятельность?

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

  1. Перечислите электронные образовательные и информационные ресурсы,  которые    

должны быть сформированы в организации,  осуществляющей образовательную деятельность в целях  обеспечения реализации образовательных программ.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). (Статья 18)

  1.  Выделите сферы информационных видов деятельности, относящихся к   компетенции образовательной организации.

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности информационно – образовательной среды в ходе реализации проектной деятельности

Воспитание - великое дело: им решается участь человека, писал В.Г. Белинский.Книга это неотъемлемая часть детской жизни, она влияет на всестороннее  развитие ребёнка, является традиционным источн...

ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационно- образовательная среда осуществления профессиональной деятельности(лабораторная работа №1,2)...

Педагогический совет « Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. (Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагогов).»

Педагогический совет« Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий сдошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.(Информационно-коммуникативные технологиив профессиональной ...

«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».

Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...

Презентация. Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования....