Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ
методическая разработка по информатике на тему
Проект программы состоит из двух условно выделенных блоков и рассчитан на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В 1 блоке рассматриваются задачи ИКТ без использования компьютеров, ориентированные на развитие у детей фантазии и творческого воображения, умения рассуждать строго и логически и одновременно.
2 блок программы направлен на овладение компьютерной грамоты и решает задачи как общеразвивающие, так и специальные.
Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. На занятиях с использованием компьютера необходимо проводить гимнастику для профилактики утомления зрительного анализатора и мускулатуры рук. Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. Каждое занятие включает игры различной направленности: дидактические, компьютерные, пальчиковые, а также обязательные физминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._ikt_dlya_detey.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 165»
города Магнитогорска
Проект программы
по использованию новых информационных технологий
в образовательном процессе ДОУ
г. Магнитогорск
Содержание
№ п/п | Разделы | Страница |
1. | Пояснительная записка…………………………………………… | 3 |
2. | Концептуально - целевой компонент……………………………. | 4 |
3. | Содержательно - технологический компонент…………………. | 7 |
4. | Ожидаемые результаты, реализуемые в проект программе…… | 10 |
5. | Библиография……………………………………………………... | 11 |
Пояснительная записка
Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Каждому человеку в современном обществе необходимо освоить не только традиционные, но и новейшие средства для осуществления своей деятельности.
В системе непрерывного образования новые информационные технологии (НИТ) в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания входят в жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество образования, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Благодаря компьютерным технологиям у детей начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы и т.д. Формирование и развитие у детей знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для развития мыслительных операций.
Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе МДОУ «ЦРР -Д/С № 165» г.Магнитогорска разработан на основе реализуемой общей общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «ЦРР -Д/С № 165» г.Магнитогорска , в которой отражается центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития ребенка.
Поскольку данная программа информатизации рассчитана на дошкольный возраст, то она будет реализовываться через игру, как ведущую деятельность данного возраста и одну из форм практического мышления, деятельности, носящей познавательный характер. Важно, что в игре ребёнок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Именно эту способность, как главнейшую психологическую базу, необходимо широко использовать для введения в игры детей компьютера как игрового средства.
С помощью компьютерных технологий ребёнок самостоятельно может осуществлять свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Особенно важно, что именно интерес, сначала как игровой, а затем и в учебной деятельности, лежит в основе формирования у них таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Концептуально - целевой компонент программы
Основанием для обновления содержания образования в дошкольном учреждении, в том числе введением в образовательный процесс МДОУ программы информатизации являются: Закон РФ «Об образовании» (2012); Конвенция о правах ребенка; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Национальный проект «Образование»; Информационное письмо Минобразования РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» (2001); Постановление № 228 Губернатора Челябинской области «О реализации в Челябинской области проекта информатизации системы образования (ИСО)» (2005).
Концептуально–целевой компонент разработанного проекта программы соответствует психолого–педагогическим условиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста, предлагаемых реализуемой в МДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и включает в себя следующие положения:
- Концепция самоценности дошкольного периода развития в русле амплификации (А.В. Запорожец);
- Концепция развития дошкольника как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, М.В. Крулехт, В.И. Логинова);
- Концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития (О.С. Газман);
- Концепция воспитания ребёнка как педагогический компонент его социализации (М.И. Рожков);
- Концепция развития психики во взаимодействии с окружающей средой (Л.С. Выготский);
- Положение о педагогической ценности игры в развитии родного языка (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова);
В основу проекта программы заложены философские понятия:
- Понятие личности и её развития. Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видах деятельности и общественных отношений; динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выдержанных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
- Понятие о средствах обучения. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, в педагогике существуют два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель (непосредственный характер обучения). Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включён (опосредованный характер обучения)». Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.
- Понятие об игре как «серьёзной форме обучения». Ребёнку-дошкольнику свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всём их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.
Организация образовательного процесса в МДОУ с использованием развивающих компьютерных программ будет строиться с учётом следующих педагогических принципов и требований к информационным технологиям обучения:
- Принцип адаптивности – использование методов и форм обучения работы на компьютере, необходимых для эффективного освоения программы дошкольников с разным уровнем развития.
- Принцип развития – развитие психических процессов (интеллект, воля, эмоции, фантазия, память и др.).
- Принцип психологической комфортности – создание условий успешности дошкольника в процессе занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка в подборе конкретных упражнений.
- Принцип целостности содержания образования – условное объединение разделов программы в несколько образовательных областей, между которыми можно и нужно устанавливать взаимосвязи.
- Принцип систематичности – непрерывность и преемственность всех ступеней образования, соответствующих закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка, предохраняющего его от психологической и эмоциональной перегрузки.
- Принцип деятельностно-ориентированный – учет специфики обучения детей дошкольного возраста, перехода от деятельности учебной ситуации к деятельности жизненной ситуации, а также переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Помимо самостоятельности дошкольников, предполагается также развитие и креативности.
Цель проекта программы – обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства через повышение качества дополнительного образования посредством внедрения новых информационных технологий.
Задачи проекта программы:
- Развитие основных психических процессов (память, внимание, воображение, эмоционально-волевая сфера и др.).
- Формирование и развитие знаний и умений, необходимых для работы в области использования ИКТ-технологий в практике современного ДОУ.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним
- Знакомство детей с игровыми компьютерными программами, используемыми в образовательном процессе, и главными героями программ.
- Преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
- Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения развивающих занятий.
Содержательно - технологический компонент программы
Возможности индивидуализации образовательного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному уровню развития ребёнка, а также зоне его ближайшего развития, развитию у ребёнка высокой мотивационной готовности к обучению способствует содержание проекта программы и педагогические технологии, используемые в работе с детьми, как совокупность применяемых форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного процесса для достижения поставленных целей:
- технология «развивающего обучения» - операциональная технология, заключающаяся в опережении процессом обучения процесса развития ребёнка и активно деятельностный способ обучения, который идёт на смену иллюстративно-объяснительному.
- технология проблемного обучения, которая предполагает такую организацию деятельности, когда под руководством педагога создаются проблемные ситуации и происходит активная самостоятельная деятельность детей. В результате чего происходит творческое овладение знаниями и способами деятельности, а также творческое развитие способностей (проблемное изложение, частично поисковый метод).
- технология личностно-ориентированной модели общения:
- формирование чувства мы, через устранение барьеров в процессе общения,
- обязательное установление личностного контакта с детьми (тактильного, речевого, визуального),
- постоянное проявление интереса к своим воспитанникам (уметь слушать и слышать, сопереживать и говорить комплименты, не обделяя вниманием никого из детей),
- показ ярких целей совместной деятельности (перспектива близкая, средняя и далёкая) и др.,
- технология создания ситуации успеха деятельности,
- технология подготовки к обучению грамоте, заключается в развитии знаково-символической функции, через знакомство со зрительными образами букв русского языка и затем к соотнесению звуков с их знаковыми образами и овладению письменными формами речи.
В реализации образовательного процесса большое внимание необходимо уделять особой проблеме – общению ребёнка и компьютера. Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. В такой ситуации будет проводиться работа, направленная на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения, в том числе и с использованием игровых компьютерных средств.
Общение с компьютером станет для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не будет испытывать боязни, научится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.
Проект программы состоит из двух условно выделенных блоков и рассчитан на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В 1 блоке рассматриваются задачи ИКТ без использования компьютеров, ориентированные на развитие у детей фантазии и творческого воображения, умения рассуждать строго и логически и одновременно.
Задачи:
- развивать умение слушать и слышать поставленные задачи, находить решение,
- развивать наглядно–действенное, наглядно – логическое и образно-действенное мышление,
- развивать творческие способности и общую эрудированность,
- развивать пространственное восприятие, воображение, внимание, память, речевые навыки,
- развивать умения следовать инструкциям
- обогащать словарный запас
- развивать начальные навыки чтения
2 блок программы направлен на овладение компьютерной грамоты и решает задачи как общеразвивающие, так и специальные:
- обучать умениям пользоваться мышью, клавиатурой и ориентироваться в пространстве,
- развивать точность и координацию движений, тонкие движения кистей и пальцев рук,
- развивать кратковременную память, необходимую на начальном этапе работы с компьютером,
Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. На занятиях с использованием компьютера необходимо проводить гимнастику для профилактики утомления зрительного анализатора и мускулатуры рук.
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.
Общее количество занятий: 32.
Форма проведения занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Время проведения: вторая половина дня.
Продолжительность занятий соответствует возрастным требованиям:
Младший возраст - 15 минут (использование компьютера – 4-5 минуты)
Средний возраст - 20 минут (использование компьютера – 6-7 минут)
Старший возраст - 25 минут (использование компьютера – 8-10 минут).
Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. Каждое занятие включает игры различной направленности: дидактические, компьютерные, пальчиковые, а также обязательные физминутки.
Программное обеспечение:
- Как подготовить ребенка к общению с компьютером Леоновой Л.А. и др.
- Развивайка для дошколят (обучающие игры для детей 2 – 4 лет), Москва «Compedia».
- Развивайка для дошколят (обучающие игры для детей 3 – 5 лет), Москва «Compedia».
- Развивайка для дошколят (обучающие игры для детей 4 – 6 лет), г. Москва «Compedia».
- Рабочие тетради по информатике для детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты, реализуемые в проект программе
- создание коммуникативной информационно-образовательной среды в МДОУ;
- развитие у ребёнка высокой мотивационной готовности к обучению;
- обеспечение единого образовательного пространства «Детский сад - школа» в реализации курса «Информатика»;
- интеграция содержания основной образовательной программы, образовательной деятельности воспитателя, педагога-психолога и учителя информатики, что обеспечит снижение учебной нагрузки на детей за счёт сокращения специальных форм взаимодействия взрослого с ребёнком;
- повышение эффективности обучения за счёт обеспечения индивидуализации и дифференциация процесса обучения детей с учётом особенностей личностных качеств ребёнка и запросов родителей;
- мотивация педагогов на инновационную деятельность и использование ИКТ в образовательном процессе;
- увеличение числа педагогических работников, освоивших ИКТ;
- повышение эффективности системы управления учреждением;
- повышение конкурентоспособности МДОУ;
- выполнение социального заказа родителей на дополнительные образовательные услуги детей.
Библиография
1. Бальчитис Б.И. Компьютер как средство воспитания дошкольников. Тезисы докладов конференций, вып. 2 (299), «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания». 1989. С. 41-43
2. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. Информатика и образование, 1991. № 3. С. 91-94. № 4. С. 99-102
3. Белавина И.Г., Ходош А.М. Методика диагностики восприятия ребенком специфических особенностей взаимодействия с компьютером. Троицк-1992. С. 10-11
4. Беляева А.В., Нокс Дж. Коммуникативный подход к использованию компьютеров для формирования навыков познания и обучения у детей младшего возраста. «Общение и познание». М.: Наука. 1988
5. Болтянский В.Г., Рубцов В.В. Игровые компьютерные среды учебного назначения. Информатика и образование. 1990, № 5. С. 10-15
6. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. Информатика и образование. 1990. № 6. С. 102-104
7. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Компьютер в детском саду. Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 44-49
8. Горвиц Ю.М. Персональные компьютеры для детей: эргономический аспект. Техническая эстетика. 1990. № 2. С. 13-16
9. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников. Информатика и образование. 1990. № 4. С. 100-106
10. Горвиц Ю.М. Опыт и перспективы использования новых информационных технологий в дошкольном воспитании. Доклад на 4-й Международной конференции «Дети в информационном веке». Варна (Болгария): 1990.
11. Горвиц Ю.М. Компьютер и детство. Компьютер – Пресс. 1991. № 3. С. 67-72
12. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? Информатика и образование. 1994. № 3. С. 99-103
13. Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников. Автореф.дисс.канд.психол.наук. М.: 1994
14. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Информатика и образование. 1989. № 6. С. 94-102
15. Новоселова С.Л., Габдулисламова Л., Каримов М. Компьютеры в подготовительной к школе группе. Дошкольное воспитание. № 10. С. 55-58
16. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашелите И.Ю. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 73-76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный уровень образования на современном этапе переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства.Успешность осуществления позитивных для общества перемен связ...
Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ
Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Каждому человеку в современном обществе необходимо освоить не только традиционные, но и новейшие средства для осуществлен...
Создание мини-музеев в дошкольных образовательных организациях и использование их потенциала в образовательном процессе. Проект
Жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду....
Использование новых технологий в образовательном процессе для подготовительной группы
Технология «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Представленный материал предполагает использование ра...
Консультация «Использование новых технологий в образовательном процессе по ФЭМП»
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В ...
Использование метода новых технологий в образовательном процессе. Здоровьесберегающие технологии. «Пальчиковая гимнастика».
Пальчиковая гимнастика...
Проект Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Применение мультимедийных презентаций является необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих спо...