Консультация «Использование новых технологий в образовательном процессе по ФЭМП»
консультация по математике

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_novyh_tehnologiy_po_fzmp.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 50»

Консультация

«Использование новых технологий

в образовательном процессе по ФЭМП»

                                                                                                     

                                                                                             

                                                                                   

                                                                                     Старший воспитатель:

                                                                                     Шепилова Е.С.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.

В связи с этим  появилась необходимость серьезного анализа деятельности ДОУ на предмет соответствия содержания и технологий реализуемой в ДОУ образовательной программы современным требованиям.

Что обозначает термин "технология"? обратимся к толковому словарю.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

       Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.

1. Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов  деятельности.

    В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение включает в себя  использование развивающих  игр, что делает процесс обучения интересным и занимательным.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

2. Игровые технологии.

       Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

      Игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. 

С помощью игровых технологий воспитатель  развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение.

Современные логические и математические игры разнообразны. Отметим некоторые из них:

  • игры на объемное моделирование
  • игры на плоскостное моделирование.
  • игры на составление целого из частей.
  • игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Коллективные дела, работа в малых группах, тренинги на умение договариваться.

2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

3. Сказкотерапия.

4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

5. Тренинги, презентации.

3. Технологии проблемного обучения.

В проблемной ситуации для маленьких, так же, как и вообще в проблемном обучении, всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

       Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, но они могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности. Взрослый может, например, задать такие вопросы: «Как разрезать квадрат на треугольники?», «Сколько разных способов вы можете предложить?», «Если поменять местами цифры 2 и 8, что изменится?»

          В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность). Например, рассмотрим занимательную задачу. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? Эта задача может стать частью проблемной ситуации о зависимости качественных характеристик параметров предметов от их пространственного расположения.

Существуют четыре уровня  проблемности  в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

 4. Информационные компьютерные технологии.

        Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

      Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

      Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля; автоматизированный контроль правильности освобождает время воспитателя для параллельной работы с другими детьми.

      Индивидуальная  работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

● исследовательский характер

● легкость для самостоятельных занятий детей

● развитие широкого спектра навыков и представлений

● возрастное соответствие

● занимательность.

Классификация программ:

● развитие воображения, мышления, памяти

● говорящие словари иностранных языков

● простейшие графические редакторы

● игры-путешествия

● обучение чтению, математике

● использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

● предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

● несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

● обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

● в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

● позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

- недостаточная методическая подготовленность педагога

- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- бесплановость, случайность применения ИКТ

- перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы,

- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

- создание презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  5. Технологии ТРИЗ – теория  решения изобретательных задач.  

Теория решения  изобретательских задач используется   для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ помогает воспитателю не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

       Используя технологии ТРИЗ, воспитатель учит детей искать и находить свое решение. С этой технологией вы знакомы, поэтому не будем останавливаться на ней подробно.

6. Технологии проектной деятельности

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

         Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Работа в группах, парах

2. Беседы, дискуссии

3.Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения

7. Технологии исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

8. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий на занятиях по ФЭМП является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето, звукотерапия, песочная терапия.

9. Технология использования художественной литературы 

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические (считалки, загадки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, сказки, устное народное творчество и т. п.)

10. Личностно ориентированные  технологии

Задачи

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации

1. Игры, спортивные досуги, ОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе Ф.И.О. аттестуемого Орлова Людмила АнатольевнаЭлектронный образовательный ресурс...

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

Результаты использования новых образовательных технологий в образовательном процессе воспитателя

Результаты использования новых образовательных технологий в образовательном процессе воспитателя...

Использование новых технологий в образовательном процессе для подготовительной группы

Технология «Скоро в школу»  разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Представленный материал предполагает использование ра...