МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ - КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по информатике по теме

Козлова Наталия Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

Аннотация

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).         Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.       Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.  Можно с уверенностью сказать, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с детьми, которое способно помочь их развитию.     Использование ИКТ  в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Это ещё одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Непосредственно образовательная деятельность в современном  детском саду имеет свою специфику: она эмоциональная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов  и видеозаписей. Все это может обеспечить педагогам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Применение компьютерной техники позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. У компьютера существует способность воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, что позволяет создавать для детей мультимедийные презентации, которые обладают рядом достоинств:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• возможность демонстрации показа иллюстраций с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

• объединение аудио-, видео - и анимационного эффекта в единую презентацию. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу;

• наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение в процессе непосредственно образовательной деятельности логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная;

• компьютер обладает стимулом к поисково-познавательной активности детей;

• высокая динамика НОД способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynye_prezentatsii.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ  - КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Постепенно компьютерные технологии все больше внедряются в образовательный процесс, причем в большинстве случаев такие новшества помогают сделать процесс обучения интереснее и продуктивнее. Одной из современных тенденций становится использование мультимедийных презентаций для детей всех возрастов, особенно для дошкольников. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.  А компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Презентации, это прекрасное  наглядное пособие и демонстрационный материал, который способствует хорошей результативности восприятия.

В настоящее время использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен  социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного  общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Поэтому в условиях детского сада  необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность с детьми в детском саду должна быть эмоционально-яркой, с привлечением большого иллюстративного и наглядного материала, использованием звуковых и видео эффектов. Способов обучения много, однако, один из самых эффективных – мультимедийные презентации для дошкольников, ведь с их помощью можно открыть для ребенка дверь в новый, неизведанный для него мир.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в процесс непосредственно образовательной деятельности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде текстовых материалов, фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОУ зависят, конечно, от содержания той или детской деятельности и цели, которую ставит воспитатель. Их использование позволяет педагогам построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Мультимедийные презентации, включающие в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом в состоянии удерживать внимание самых непоседливых дошкольников. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения, т. е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО.

При создании презентаций педагогам следует не только доходчиво, но и занимательно строить эпизоды, придавать неожиданность монтажу, композиции и подборке материала, добиваясь наибольшей выразительности крупных планов, подборке действующих персонажей. Все это вместе взятое воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание у ребенка, способствует непроизвольному запоминанию материала в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Эффективное применение мультимедийных презентаций в ходе непосредственно образовательной деятельности, влияет на повышение качества воспитания и обучения детей. Поэтому рационально использовать презентации при работе с детьми, например:

  • в ходе НОД по физической культуре дети выполняют упражнения, стараясь добиться синхронности, точности, правильности, ориентируясь на упражнения, показываемые в презентации (схемы ОРУ, ОВД, упражнения на детских тренажерах, правила подвижных игр);
  • занимаясь по образовательным областям «Здоровье» и «Безопасность», презентации помогут малышам лучше усвоить правила поведения, значимость сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих («Полезные продукты», «Тело человека», «Точечный массаж», «Дорожная азбука», «Личная безопасность дома», Опасные ситуации дома и на улице» и т.д.);
  • в процессе НОД по познавательно-исследовательской деятельности, где воспитанники могут визуально изучать мир предметов и вещей, калейдоскоп явлений, действий, поступков, решение примеров, составление задач, заданий на развитие логики, кроссворды, загадки и многое другое («Космос», «Животные лесов России», «Флора и фауна Чувашии», «Веселая математика», «Опыты», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Профессии» и т.д.);
  • в процессе НОД по коммуникации, представляя вниманию детей задания: схемы по составлению предложений, звуковые линейки, речевые загадки и т.п. («Артикуляционная гимнастика», «Звуки», «Буквы», «Занимательное азбуковедение», «Опиши картинку и т.д.);
  • в процессе НОД по продуктивной деятельности, ребята зрительно знакомятся с предметами художественно-творческой деятельности человека, произведениями декоративно-прикладного искусства своего народа и искусством других народностей, ведь не все произведения педагоги могут продемонстрировать детям в оригинале  («Национальная одежда чувашей», «Дымковская игрушка», «Чувашский орнамент», «Гжельские узоры», «Архитектура», «Скульптура», «Экскурсия в картинную галерею» и т.п.);
  • в процессе НОД по музыкально-художественной деятельности дошкольникам можно показать с помощью презентаций многообразие музыкальных инструментов, познакомить с детскими композиторами и просто сопровождать деятельность показом ярких картинок по теме;
  • просмотры мультфильмов, ситуаций по взаимодействию детей между собой и взрослыми сформирует у дошкольников социально-личностные качества («Вежливые слова», «Если тебя обидели», «Мои друзья» и. д.);
  • желание трудиться и интерес к труду вызовут у детишек презентации, типа «Мои помощники», «Профессии», «Помогаем взрослым» и т.п.;
  • Познакомить малышей с миром художественной литературы помогут педагогу презентации о сказках, поэзии, прозе, фольклоре.

Работа с применением мультимедийных презентаций строится в несколько этапов:

- знакомство детей с компьютером и мультимедийной установкой, экраном - как с современным инструментом для обработки и использования информации;

- знакомство с понятием «мультимедийная презентация», ее особенностями.

- обучение детей правилам поведения и нахождением рядом с оборудованием.

   Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.  Существует ряд сайтов, где выкладываются качественные, профессионально выполненные детские презентации,  создана  Большая Библиотека Электронных Книг для детей. Но современный педагог должен уметь и самостоятельно создавать электронные пособия.

Сделать хороший наглядный материал достаточно сложно, ведь для этого придется приложить немало усилий, чтобы подобрать картинки, наложить музыку и учесть другие нюансы. Делаются мультимедийные презентации, в основном, с помощью  программы – PowerPoint.  Создавая  презентацию, нужно вложить в неё всё своё творчество, талант, теплоту души.

Однако презентацию мало сделать – важно её ещё и показать детям. Для этого уже необходимо соответствующее оборудование: в основном, требуется электронная доска или проектор. Тем не менее, если подходящих устройств нет, можно найти альтернативу: маленькой группе можно показать мультимедийную презентацию на принесенном ноутбуке.

 И в заключении хочется отметить один из положительных моментов в использовании мультимедийных презентаций в процессе непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками – это то, что данная информационно-коммуникационная технология способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всей непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных компонентов. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». А использование анимации и сюрпризных моментов делает учебно-воспитательный процесс интересным и выразительным для детей.

Литература

1.  Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО. 1999, №9. - С. 21-27.

2. Камалова Т. А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения. http//nsportal.ru/

 3. Маленькие секреты успешной презентации. http://www.nachalka.com/PP.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

Мультимедийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ

          Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные тех...

Мультимедийная презентация – одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения

Мультимедийные презентации дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий....