НОД для детей средней группы "Поэзия"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Ильина Наталья Георгиевна

Цель: создание условий для развития речи детей посредством ознакомления с произведениями русских поэтов о временах года.

 

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с поэтическими произведениями о временах года А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Я.А.Акима, И.А.Бунина, А.Н.Плещеева

- обогащать и актуализировать словарь, уточнять значения незнакомых слов,

- упражнять в умении подбирать простые рифмы к слову,

- актуализировать имеющийся у детей опыт рассказывания стихотворений.

Развивающие:

- развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого,

- развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественной литературе в целом и поэзии в частности,

- пробуждать эмоциональный отклик на литературное произведение,

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_poeziya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для развития речи детей посредством ознакомления с произведениями русских поэтов о временах года.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с поэтическими произведениями о временах года А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Я.А.Акима, И.А.Бунина, А.Н.Плещеева

- обогащать и актуализировать словарь, уточнять значения незнакомых слов,

- упражнять в умении подбирать простые рифмы к слову,

- актуализировать имеющийся у детей опыт рассказывания стихотворений.

Развивающие:

- развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого,

- развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественной литературе в целом и поэзии в частности,

- пробуждать эмоциональный отклик на литературное произведение,

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

Предварительная работа:

- в ходе реализации проектов по временам года разучивание стихотворений об осени и зиме,

- дидактические игры «Доскажи словечко», «Подбери рифму»,

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я желаю, чтобы доброе, хорошее настроение сопровождало нас на протяжении всей нашей встречи.

Входит Незнайка. 

Воспитатель: Доброе утро, Незнайка!

Незнайка: Привет, ребята.

Бросает книгу на пол. Воспитатель поднимает книгу.

В.: Незнайка, почему же ты так плохо обращаешься с книгой. Смотри, некоторые листы оторвались и разлетелись. Как же теперь ее читать?

Незнайка: Да, ладно, все равно книжка ерундовая, стихи какие-то.

В.: Стихи. Какая же эта ерунда! Очень хорошая книжка. Ребята, а вы любите стихи? А кто пишет стихи?  Давайте отправимся в путешествие по страницам этой книги и окунемся в удивительный мир поэзии. Заодно вернем на места потерявшиеся листы. Незнайка, ты с нами? Тогда садись.

В.:

Четверо художников столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных белые рога.

У второго – синее небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки кружева

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река

Белые пушистые в небе облака.

А четвёртый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды,

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники? – Догадайся сам.

Дети: Это времена года.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Я предлагаю побывать в гостях у каждого из времён года. Ребята, послушайте что писал А.С.Пушкин.

        Вот ветер тучи нагоняя дохнул, завыл

        И вот сама идёт волшебниц – зима.

        Пришла, рассыпалась клоками

        Повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами

        Среди полей, вокруг холмов.

        Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы.

В.: О чем это стихотворение? О каких коврах в нем говорится?

Какая картина подходит к этому стихотворению?

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза» (прочитает Катя Новикова)

- Покажите, какая картина подходит к этим строкам?

- Что за серебро на ветках? – иней.

Воспитатель: Русская природа красива в любое время года.

Отправляемся в гости к весне. Природа весной красива, она просыпается от зимнего сна. Разные поэты написали множество стихотворений о весне. Незнайка в твоей книге стихотворение Алексея Николаевича Плещеева, послушайте отрывок из него:

Весна

Уж тает снегбегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель: Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? Какая картина подходит к этому стихотворению?

Незнайка: А я ребята тоже знаю стихотворение о весне! Оно такое веселое, хотите прочитаю? А вы вставайте и помогайте мне движениями.

Физкульминутка

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт-торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

Воспитатель: Давайте читать дальше.

Эта страница зелёного цвета –

Значит, на ней  присутствует – лето.

Вот что поэт Яков Лазаревич Аким написал о лете:

«Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.

Приходи! Грибов и ягод столько –

Не собрать и за год!

А у речки, а у речки с удочками человечки.

Клюнуло! Смотрите – щука!

Щуку на берег втащу – ка!»

О каком времени года это стихотворение? Какая картина подходит к этому стихотворению?

Воспитатель: На землю лес наряд свой сбросил

                          Идут дожди, настала – осень.

У нас с вами остались только осенние картины.

Взгляните – это золотая ранняя осень, а это – поздняя осень.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас помнит стихотворения об осени? (Аня Григорьева)

А в книге Незнайки есть стихотворение о золотой осени написал

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

С чем сравнивает лес поэт в этом стихотворении? С пестрым теремом? А что такое терем?

Терем – это третий этаж древнерусских богатых домов, почти дворец. Какая картина подходит этому стихотворению?

Воспитатель: Ребята, побывав в гостях у всех времён года, мы на примерах литературных произведений, узнали о том, что  все времена года хороши по-своему, они приходят на смену друг другу, радуя нас, и приносят с собой только положительные эмоции.

Я думаю, и мы  с вами получили хорошие эмоции от нашего занятия.

Итак, мы с вами сегодня поговорили о стихах. И что такое стихотворение, чем оно отличается от других литературных произведений, от  рассказа, например? В нем присутствует рифма. Рифма – это созвучное окончание слов, то есть слова заканчиваются похоже. Незнайка, а ты умеешь рифмовать?

Незнайка: Конечно, я и стихи сочинять умею. Давайте, ребята, поиграем вместе со мной! Игра «Дразнилки»

Воспитатель: Незнайка, какие же это стихи? Это какие-то дразнилки! Давайте попробуем стать немного поэтами и сочинить доброе  стихотворение. Я начну, а вы мне помогайте, придумывайте слово в рифму. Давай Незнайка начнем с тебя.

Вот как мы стихи писали,

Рифмы вместе подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

В.: Молодцы, ребята! Хорошее получилось у нас путешествие? Понравились вам стихи? О чем мы сегодня читали стихи? Как называют человека, который пишет стихи? Стихи каких поэтов мы сегодня читали?

Держи, Незнайка, твою книгу мы починили с ребятами.

Незнайка: Спасибо большое, я понял, что это очень хорошая книга, я теперь буду хорошо обращаться со всеми книгами и часто читать стихи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Конспект ООД  для детей средней группыТема:  «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....