НОД для детей средней группы "Поэзия"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Цель: создание условий для развития речи детей посредством ознакомления с произведениями русских поэтов о временах года.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с поэтическими произведениями о временах года А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Я.А.Акима, И.А.Бунина, А.Н.Плещеева
- обогащать и актуализировать словарь, уточнять значения незнакомых слов,
- упражнять в умении подбирать простые рифмы к слову,
- актуализировать имеющийся у детей опыт рассказывания стихотворений.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого,
- развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе в целом и поэзии в частности,
- пробуждать эмоциональный отклик на литературное произведение,
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для развития речи детей посредством ознакомления с произведениями русских поэтов о временах года.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с поэтическими произведениями о временах года А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Я.А.Акима, И.А.Бунина, А.Н.Плещеева
- обогащать и актуализировать словарь, уточнять значения незнакомых слов,
- упражнять в умении подбирать простые рифмы к слову,
- актуализировать имеющийся у детей опыт рассказывания стихотворений.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого,
- развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе в целом и поэзии в частности,
- пробуждать эмоциональный отклик на литературное произведение,
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.
Предварительная работа:
- в ходе реализации проектов по временам года разучивание стихотворений об осени и зиме,
- дидактические игры «Доскажи словечко», «Подбери рифму»,
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я желаю, чтобы доброе, хорошее настроение сопровождало нас на протяжении всей нашей встречи.
Входит Незнайка.
Воспитатель: Доброе утро, Незнайка!
Незнайка: Привет, ребята.
Бросает книгу на пол. Воспитатель поднимает книгу.
В.: Незнайка, почему же ты так плохо обращаешься с книгой. Смотри, некоторые листы оторвались и разлетелись. Как же теперь ее читать?
Незнайка: Да, ладно, все равно книжка ерундовая, стихи какие-то.
В.: Стихи. Какая же эта ерунда! Очень хорошая книжка. Ребята, а вы любите стихи? А кто пишет стихи? Давайте отправимся в путешествие по страницам этой книги и окунемся в удивительный мир поэзии. Заодно вернем на места потерявшиеся листы. Незнайка, ты с нами? Тогда садись.
В.:
Четверо художников столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга
У осин заснеженных белые рога.
У второго – синее небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки кружева
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река
Белые пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды,
Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? – Догадайся сам.
Дети: Это времена года.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Я предлагаю побывать в гостях у каждого из времён года. Ребята, послушайте что писал А.С.Пушкин.
Вот ветер тучи нагоняя дохнул, завыл
И вот сама идёт волшебниц – зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы.
В.: О чем это стихотворение? О каких коврах в нем говорится?
Какая картина подходит к этому стихотворению?
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза» (прочитает Катя Новикова)
- Покажите, какая картина подходит к этим строкам?
- Что за серебро на ветках? – иней.
Воспитатель: Русская природа красива в любое время года.
Отправляемся в гости к весне. Природа весной красива, она просыпается от зимнего сна. Разные поэты написали множество стихотворений о весне. Незнайка в твоей книге стихотворение Алексея Николаевича Плещеева, послушайте отрывок из него:
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Воспитатель: Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? Какая картина подходит к этому стихотворению?
Незнайка: А я ребята тоже знаю стихотворение о весне! Оно такое веселое, хотите прочитаю? А вы вставайте и помогайте мне движениями.
Физкульминутка
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
Воспитатель: Давайте читать дальше.
Эта страница зелёного цвета –
Значит, на ней присутствует – лето.
Вот что поэт Яков Лазаревич Аким написал о лете:
«Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.
Приходи! Грибов и ягод столько –
Не собрать и за год!
А у речки, а у речки с удочками человечки.
Клюнуло! Смотрите – щука!
Щуку на берег втащу – ка!»
О каком времени года это стихотворение? Какая картина подходит к этому стихотворению?
Воспитатель: На землю лес наряд свой сбросил
Идут дожди, настала – осень.
У нас с вами остались только осенние картины.
Взгляните – это золотая ранняя осень, а это – поздняя осень.
Воспитатель: Кто-нибудь из вас помнит стихотворения об осени? (Аня Григорьева)
А в книге Незнайки есть стихотворение о золотой осени написал
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
С чем сравнивает лес поэт в этом стихотворении? С пестрым теремом? А что такое терем?
Терем – это третий этаж древнерусских богатых домов, почти дворец. Какая картина подходит этому стихотворению?
Воспитатель: Ребята, побывав в гостях у всех времён года, мы на примерах литературных произведений, узнали о том, что все времена года хороши по-своему, они приходят на смену друг другу, радуя нас, и приносят с собой только положительные эмоции.
Я думаю, и мы с вами получили хорошие эмоции от нашего занятия.
Итак, мы с вами сегодня поговорили о стихах. И что такое стихотворение, чем оно отличается от других литературных произведений, от рассказа, например? В нем присутствует рифма. Рифма – это созвучное окончание слов, то есть слова заканчиваются похоже. Незнайка, а ты умеешь рифмовать?
Незнайка: Конечно, я и стихи сочинять умею. Давайте, ребята, поиграем вместе со мной! Игра «Дразнилки»
Воспитатель: Незнайка, какие же это стихи? Это какие-то дразнилки! Давайте попробуем стать немного поэтами и сочинить доброе стихотворение. Я начну, а вы мне помогайте, придумывайте слово в рифму. Давай Незнайка начнем с тебя.
Вот как мы стихи писали,
Рифмы вместе подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
В.: Молодцы, ребята! Хорошее получилось у нас путешествие? Понравились вам стихи? О чем мы сегодня читали стихи? Как называют человека, который пишет стихи? Стихи каких поэтов мы сегодня читали?
Держи, Незнайка, твою книгу мы починили с ребятами.
Незнайка: Спасибо большое, я понял, что это очень хорошая книга, я теперь буду хорошо обращаться со всеми книгами и часто читать стихи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...

. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....

Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Конспект ООД для детей средней группыТема: «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».
quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....