Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Останина Виктория Александровна

Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников

 

„Сказка — это то золото,

что блестит огоньком в детских глазках“

 Ханс Кристиан Андерсен

 

Воспитание подрастающего поколения – важная и актуальная задача. Как сложно научить ребёнка быть добрым, отзывчивым, внимательным, сопереживающим к близким, к тем кто живёт рядом. Дети с головой уходят в виртуальный мир, живут жизнью мультипликационных героев современности, которые порой добиваются своих целей жестокими и необдуманными методами. Воспитание патриота своей страны начинается с самого раннего детства, с любви к маме и папе, с уважения к воспитателю, учителю. Ведь сначала ребёнок живёт в своём маленьком мире – мире семьи и родного дома. Постепенно его мир расширяется до детского сада, школы, города. И уже в более старшем осознанном возрасте ребёнок начинает любить свою малую родину, а затем уже и огромную страну Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников

„Сказка — это то золото,

что блестит огоньком в детских глазках“

 Ханс Кристиан Андерсен

Воспитание подрастающего поколения – важная и актуальная задача. Как сложно научить ребёнка быть добрым, отзывчивым, внимательным, сопереживающим к близким, к тем кто живёт рядом. Дети с головой уходят в виртуальный мир, живут жизнью мультипликационных героев современности, которые порой добиваются своих целей жестокими и необдуманными методами. Воспитание патриота своей страны начинается с самого раннего детства, с любви к маме и папе, с уважения к воспитателю, учителю. Ведь сначала ребёнок живёт в своём маленьком мире – мире семьи и родного дома. Постепенно его мир расширяется до детского сада, школы, города. И уже в более старшем осознанном возрасте ребёнок начинает любить свою малую родину, а затем уже и огромную страну Россию.

С чего начать патриотическое воспитание? Откуда черпать мудрость, чьи поступки привести в пример? Ведь сделать это нужно на доступном и понятном для малышей языке. И здесь нам на помощь приходит сказка. Да, да, самая обычная и привычная нам русская народная сказка. С самого раннего детства ребёнок с интересом слушает о приключениях колобка, радуется за дедушку, который смог вырастить такую большую репку. Для нас это настолько просто и порой не понятно, а чем же она полезна, чему может  научить?

Но ценность сказки велика. В ней заложены важные нравственные понятия, такие как добро и зло. Ребёнок в простой и понятной форме понимает, что если мы соблюдаем правила – то творим добро, а если ведём себя неподобающим образом, нарушая правила – то это зло.

Обсуждая это с ребёнком, проговаривая вслух, основывая примерами поведения сказочных персонажей, мы учим ребёнка нравственности, соблюдению принятых в обществе норм и правил.

В современном мире сказке всё сложнее удерживать лидирующие позиции, ведь интересны детям не сказки, а бездушные современные мультфильмы. И на первое место выходят родители, которые рядом с малышой с первых дней его жизни. Важно заложить любовь к сказке ещё с младенческого возраста, постараясь увлечь малыша удивительными приключениями сказочных персонажей.  С момента прихода ребёнка в детский сад рядом с ним всегда есть воспитатель. И здесь уже задача педагога так построить общение ребёнка со сказкой, чтобы она была ему интересна, привлекательна и необходима.  

Русский народ из поколения в поколение закладывал в сказки свои обычаи и  традиции, передавая их из уст в уста от родителей к детям. Важно не потерять нить поколений, услышать мудрость наших предков.

Сказка 0 мощное средство в формировании патриотических чувств подрастающего поколения, кладезь мудрости. Все мы понимаем, что в современном мире общение взрослых с детьми сводиться к минимуму. Родители порой так загружены работой, что на простое общение не хватает времени. А на чтение книг его ещё меньше. Но здесь приходят на помощь аудиосказки. Они учат ребёнка слушать, мыслить, фантазтровать, создавая услышанные образы, как бы иллюстрируя услышанное. Важно научить ребёнка слушать и понимать услышанное. Обсуждение прослушанной сказки займёт пару минут, но очень важно и ценно. Всего пара вопросов, заданных малышу заставят его задуматься над поступками героев, дать им оценку, увидеть заинтересованность родителя в сказке.

Сказка учит нас любить ближнего, заботиться о нём, помогать и поддерживать. Это важные качеств, которые служат основой партиотических чувств. Научившись сопереживать героям сказок, малыш научиться любить ближнего, испытывать желание помочь слабому, поддержать друга. Сказка учит нас любить свою родину, защищать её. Вспомним русских богатырей, защищавших родную сторону. Во всех сказках добро всегда побеждает зло, за слабого всегда заступается сильный, в беде никогда никого не бросают. Научившись вести себя так же, как герои сказок – ребёнок вырастет настоящим патриотом своей страны! Он научиться любить Родину, народ.

Именно в дошкольном возрасте дети любят слушать сказки, играть в сказку, инсценировать сказки. Именно в этом возрасте малыш верит в волшебство, во всё необычное и несуществующее. Он с желанием окунается в фантазирование  и проживает с каждым героем все моменты, пропускает через себя его переживания, учится находить выход из всех сложившихся ситуаций.

Попробовав проанализировать, почему же сказки нужно читать детям именно дошкольного возраста, мы видим, что  именно в этом возрасте у ребят особенно ярко развито фантазирование. Сказку он воспринимает не столько как вымысел, сколько  особенный мир волшебства, добра и интересных событий. Он проживает жизнь сказочных персонажей, учится у них взрослой жизни, правилам поведения.

Так же,  в дошкольном возрасте ребёнок умеет перевоплощаться в сказочного героя мысленно, способен сопереживать герою, проживать его эмоции, учиться справляться со сложными ситуациями внутри сказки. Если понаблюдать за детками, то они как правило примеряют на себя роли положительных персонажей. Учатся быть добрыми, сильными, побеждать зло. Эти умения и навыки им пригодятся в будущей, реальной жизни, помогут найти правильный выход из различных конфликтных ситуаций.

Важно именно сейчас дать ребёнку возможность почувствовать себя хорошим, сильным, понять, что он часть общества, что он важен, и его мнение и поступки должны приносить пользу окружающим. Именно это и есть основа нрасвтвенно- патриотического воспитания.

Сказка должна жить в детском саду, всегда идти рядом с малышом, учить его, воспитывать. Сказки можно не только слушать. В них можно играть. Развивающая среда должна быть насыщенна героями сказок, подталкивать ребёнка к игре в сказку. Ценно научить ребёнка инсценировке сказок, научить передавать настроение и характер героя различными способами: в костюме, в поведении, в интонации, в мимике и жестах. Герои сказок такие разные, и порой не имея под рукой необходимых материалов, ребёнок так вживается в образ, что у окружающих не вызывает сомнения, какой герой перед ними. Проживая различные жизненные ситуации в образе героя, ребёнок приобретает бесценный жизненный опыт, ведь каждая сказка – это отражение настоящей жизни. В каждой сказке содержится определённый урок, заложены знания. Да, не явно, не напрямую. Смысл сказки всегда скрыт. Но прочитав, прослушав или сыграв её, ребёнок обязательно поймёт этот смысл и получит бесценный жизненный урок. Каждый герой со своим характером и не изменяет его на протяжении все сказки – это учит ребёнка быть самим собой, все герои взаимодействуют друг с другом – это знакомит ребёнка с миром человеческих взаимоотношений. Сказка отражает особенности жизни людей именно того времени, в котором она была сложена народом – это знакомит ребят с жизнью их предков, знакомит детей с  культурой  своего народа. А значит, воспитывает патриотические чувства детей.

Сказка – это ниточка, между прошлым и настоящим, это связь детей и взрослых, это бесценное наследие наших праотцов.  Так давайте сохраним и приумножим сказку, научим ребят любить свою Родину, беречь её и заботиться о ней. Пусть жизнь малышей начнётся со сказки, рассказанной или прочитанной мамой или папой. Семейное чтение сказок – основа патриотического воспитания, бесценная традиция, которую нельзя утратить!

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть на этом свете

Станет легче людям жить!

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/23/russkie-narodnye-skazki-v-sisteme-patrioticheskogo-vospitaniya-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

«Русская народная сказка как средство патриотического воспитания у дошкольников».

Наша цель: воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.Образовательные задачи:1.     Учить детей понимать эмоц...

Консультация для родителей на тему: " Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольника"

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» вы...

Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольников

Сказка - это полезные уроки, из которых может извлечь  и научиться ребенок: не бояться трудностей, не предавать друзей, не быть жадным, любить родителей, защищать Родину....

Мастер-класс «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников»

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как именно сказки воспитывают ребёнка в традициях русског...