Конспект по ЧХЛ "Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима".
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»
в средней группе (5-6 лет)
Тема: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Вид деятельности детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная
Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к
восприятию поэтической речи.
Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о зиме, о ее основных особенностях, формировать умение находить способы быстрого запоминания текста (картинки), развивать память, воображение, воспитывать интерес к художественным произведениям
Предварительная работа: Беседа о И.Сурикове, рассмотрение иллюстраций, картин о зиме, рисование, зимнего леса, беседа о зимнем лесе, о снеге, чтение стихов, рассказов о зимнем лесе, о зиме.
Материалы и оборудование: картина зимнего леса, зеркало, мнемосхемы к стихотворению, музыкальное сопровождение к физкультминутке.
Планируемые результаты: эмоционально воспринимают стихотворение, понимают содержание, отвечают на вопросы предложениями из 2-3 слов, быстро запоминают текст с помощью мнемосхем
Структура занятия
I | Вводная часть | 2 мин | |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | Отгадывание загадки | 1 мин | |
2 | Беседа | 2 мин | |
3 | Чтение стихотворения | 2 мин | |
4 | Беседа о произведении | 3 мин | |
5 | Физкульминутка | «Белые снежинки» | 2 мин |
6 | Заучивание стихотворения | 5 мин | |
7 | Игра | «Назови ласково» | 2 мин |
III | Заключительная часть | 1 мин |
Длительность 20 минут
- Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель:
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь,
Улыбаться нам не лень,
Дружно скажем: «Добрый день!»
II. Основная часть
1. Отгадывание загадки
- Ребята, нас приглашают в гости. А кто, узнаете, отгадав загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Молодцы! Правильно, это зима.
2. Беседа
- Ребята, а какое сейчас у нас время года?(зима)
- Почему зима? (идет снег, холодно, большие сугробы, лед на реках, люди тепло оделись, дети катаются на санках, лыжах, коньках)
-Какая бывает зима? (морозная, снежная, холодная, суровая)
- Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в зимний лес. Готовы?
- Но как же нам туда попасть?
- Нам поможет зеркало. Это зеркало непростое, оно волшебное…
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас зеркало в зимний лес».
- Закрывайте глазки. Покрутились, покрутились и в лесу мы очутились.
Дети проходят на зимнюю полянку.
- Посмотрите, как красив зимний лес! Сколько снега!
- Ребята, скажите, а снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, серебристый, мягкий, хрустящий, искристый, сверкающий)
- Молодцы, ребята! О красоте зимней природы написано много стихов. Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал русский поэт Иван Захарович Суриков. Называется «Зима». Хотите его послушать? (да)
- Тогда присаживайтесь и внимательно слушайте.
3. Чтение стихотворения
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
4. Беседа о произведении (с показом мнемокартинок):
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении?
-Какой он? (зачитать строчку из стихотворения)
- А снег что делает?
- Что произошло под утро с полем? (зачитать и объяснить значение слова пелена)
- Какими стали дни?
- А солнце как светит?
- А зима когда настала?
- Снег пушистый в воздухе кружится. Давайте и мы с вами потанцуем.
5. Физкультминутка «Белые снежинки» (слова: И.Шаферан, музыка: Г.Гладков)
Белые снежинки кружатся с утра, («фонарики»)
Выросли сугробы посреди двора. (руки вверх, в стороны)
Стала от снежинок улица светлей, (повороты вправо-влево)
Только одеваться нужно потеплей. (обхватить себя руками)
Просто невозможно зиму не любить, («пружинка»)
Скоро будем бабу снежную лепить. (имитация лепки)
Если на прогулке в снег мы упадем, (приседания)
Встанем, отряхнемся и опять пойдем. («отряхнуть колени», марш)
(после физкультминутки дети садятся на свои места)
6. Заучивание стихотворения
- Я сейчас прочту еще раз стихотворение, но теперь при чтении строчек, мы будем смотреть на картинки-помощники. И постарайтесь его запомнить.
- Давайте вместе прочтем это стихотворение с помощью картинок (хором).
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной строчке).
- Молодцы! А кто желает рассказать это стихотворение самостоятельно?(индивидуально 2-3 ребенка)
- Ой, ребята, ведь правда хорошо в лесу зимой, но нам пора возвращаться в детский сад. Не будем мешать лесным обитателям и тревожить их покой. Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад».
- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.
7. Игра «Назови ласково»
Снег – снежок
Зима – зимушка
Сугроб – сугробик
Лес – лесок, лесочек
Солнце – солнышко
Мороз – морозец
III. Заключительная часть
- Вам понравилось наше путешествие?
- Где же мы с вами побывали?
- Что вам больше всего запомнилось?
- А какое стихотворение вы сегодня выучили? Кто запомнил автора?
- Что помогло нам запомнить стихотворение?(картинки-помощники)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского "
Конспект занятия: Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-364450-1387390651.jpg)
Конспект занятия. Повторение стихотворений о зиме. Рисование узора из снежинок.
Формировать первоначальный опыт общения с природой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-381603-1491575778.jpg)
Конспект по заучиванию стихотворения во 2-ой младшей группе
ОО «Чтение художественной литературы»Тема дня: «Игра и игрушки» Конспект НОД: «Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик»»Возрастная группа: 2-ая младшая...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462056-1404298949.jpg)
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462056-1404298949.jpg)
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462056-1404298949.jpg)
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462056-1404298949.jpg)
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...