ОД по развитию речи "Таня не боится мороза"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Кулпаизова Эльвира Маконовна

Тема ОД:   Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Целеполагание:

Цель: Развитие у детей связной речи

Образовательные задачи:

- формировать умения составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, через использование схемы

Развивающие задачи:

- развивать связную монологическую речь

- развивать уверенность в составлении рассказа по картине

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание эмоционально откликаться на красоту природы

- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности при составлении рассказа

Речевые задачи:

- упражнять в подборе определений к словам: зима, снег, снежинка

Предварительная работа с детьми.

Рассматривание: альбома « Зима», серии картинок; картин « Дети на прогулке», «Зима»; игра «Идём на прогулку»; дидактическая игра «Одень куклу по сезону», «Составь рассказ».

Дидактическое обеспечение НОД: Снеговик, демонстрационный: картина «Таня не боится мороза».

Методы и приёмы.

Практические: игровое упражнение «Подбери признаки», игра «Подбери действия», физминутка «Прогулка»

Наглядные: рассматривание картины, показ образца

Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, рассказы детей с помощью схемы.

 

Этапы работы.

Вводная часть: организационный этап

1. Организационный этап:

 

Дети рассматривают выставку картин. (Заранее устанавливаем.).

Стук в дверь, входит снеговик.

- Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: - Ой, ребята, кто же это к нам пришел? (Снеговик).

Снеговик: -  Да ребята, Снеговик!

К снегу холоду привык!

Снеговик я не простой,

А веселый озорной!

Очень я люблю играть,

Бегать, прыгать и плясать.

 

2. Мотивационно-ориентировочный этап:

Восп: - А зачем ты к нам пришел?

Снег: - Я пришел к вам в гости, посмотреть как вы поживаете. Как у вас красиво в группе, здесь столько всего интересного.  (Подходит к выставке картин)

- Ах, что это такое?

Дети:- выставка картин.

Снег: - Никогда такого не видел. А как они называются?

Дети: - «В лес на лыжах», «Как весело кататься с горки», «Дружно лепим снеговика»,

- Ой, а мы незнаем как называется эта картина. Мы видим ее в первый раз!

Снег:- Ребята, а вы что-нибудь сможете мне рассказать об этой картине?

Дети: - Да, присаживайся Снеговик и послушай нас.

Восп: - Ребята, а что нам может  помочь в составлении  рассказа?

Дети: картинки- подсказки. «Одежда – действия –что вокруг)»

Воспит: Давайте начнем рассказ.  

  - Кто попробует? Катя М., послушаем тебя. 

Восп: - Ребята посмотрите, кто изображен на картине. (девочка).

- А давайте придумаем ей имя. (Таня)

  - Кто попробует? Катя М., послушаем тебя. 

Катя М: - Зимой холодно, девочка тепло одета. На ней… (пальто, валенки, шапка, варежки).

- Восп: - Скажи пожалуйста Катя, а тебе нравится Танино зимнее пальто? Какое оно?

Реб.1 – Да, оно (теплое, розовое, с коричневым воротником).

- Восп:- Ребята что есть на воротнике, и  на рукавах? (На воротнике и  рукавах пальто отделка из меха.)

- А шапочка у  девочки какая? (Она теплая, вязаная, мягкая и на завязачках.)

Восп: - Спасибо  Катя! Присаживайся на свое место. Нам очень понравилось как ты рассказывала. Молодец, говорила громко и внятно.

Восп: Ребята,  посмотрите на след. картинку, как вы думаете, о чем мы дальше говорить будем.

- Правильно, о том, что делает наша Таня на прогулке!

А об этом нам расскажет…. (Выслушивает ответы, обобщает их.)

- Да, Таня собирается насыпать снег в зеленые ведерки и смотрит куда- то вдаль.

- Как вы думаете, а для чего она собирает снег в ведерки? (м/б расчистить дорожки, построить замок, горку  и т.д.).

- Молодец, реб.2. умница присаживайся на свое место.

Восп: - Ребята, подумайте, мы все рассказали об этой картине, или все- таки что-то забыли?

- Конечно, мы не сказали, что окружает Таню.

- Восп: - Кто попробует рассказать,  что видите вокруг Тани.

Реб.2: - Кругом деревья, осыпанные белым снегом. Вдалеке виднеются дома. На деревьях сидят снегири.

Восп: -  Верно все рассказал. Спасибо, присаживайся на свое место.

(Обобщает ответ ребенка). Да, ребята, посмотрите, какие красивые деревья зимой! На них… (снег). На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зеленой елочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой елочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. Что разбросано по веткам? (Платочки. Вот платочек и вот. Вот еще один.)

- Скажите, ребята, а снег какой… (белый, пушистый, мягкий, серебристый, холодный, блестящий.),

- А снег в какое время года бывает? (зимой)

- Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)

- Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

- Ребята, как мы можем согреться зимой на улице.(попрыгать, похлопать в ладоши, поплясать и т.д.)

А давайте мы с вами тоже погреемся.

Физминутка.

Я мороза не боюсь, (ходьба на месте)

С ним я крепко подружусь, (хлопки в ладоши)

Подойдёт ко мне Мороз, (ходьба на месте)

Тронет руки, тронет нос, (показать руки, нос)

Надо, значит, не зевать,

Прыгать, бегать и играть! (прыжки на месте)

- Молодцы, ребята! Согрелись? Присаживаемся. Давайте еще раз посмотрим на данную картину. Все мы рассказали с вами?

 Вот мы с вами вместе и составили рассказ.

Восп: - Хотите, я расскажу вам про эту картину? Слушайте. На улице зима. Таня пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно розовое с коричневым меховым воротником. На рукавах пальто – отделка из меха. Танюша в черных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.

Таня трудится. Она насыпает снег в зеленые ведерки.

А кругом белым-бело. Всюду снег: на земле, на деревьях, на домах. У березы и веток не видно – снежинками укрылись. Только елка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то белые платочки на зеленые иголки повесил".

 

- Кто теперь попробует нам  рассказать об этой картине, поглядывая на нашу схему, м.б  Ж.Арман.

Спасибо, Арман!  Ребята, Арман ничего не забыл, все рассказал?

кажд.картина имеет свое название, у этой картины нет названия. Как быть, что же делать?

- Ребята как бы вы назвали эту картину (инд.)

Затем воспитатель предлагает детям назвать картину. Отмечает наиболее удачные названия. А художник назвал эту картину так. "Таня не боится мороза".

Выбрать.

Вос: - Ребята, я предлагаю игру «Одень куклу на зимнюю прогулку».

- кто скажет, что мы оденем кукле? Приступаем. Смотрите будьте внимательны, задание не простое.

- Молодцы, все справились.

Восп: - Ну что, снеговик, ребята смогли  рассказать тебе  все про эту картину. Тебе понравился наш рассказ. А название?

Восп.: - А теперь ребята и мы с вами отправимся на прогулку.

Дети: Давайте снеговика пригласим тоже с нами на прогулку.

Восп.: - здорово! Заодно  Снеговик посмотришь, как собираются и одеваются наши дети.

Восп: - Спасибо за внимание!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Образовательная область «Развитие речи» Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.Образовательные задачи:- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети ката...

Конспект занятия по речевому развитию: "Таня не боится мороза"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза».Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отве...

Конспект занятия по речевому развитию «Таня не боится мороза».

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности....

Конспект открытого занятия по речевому развитию «Таня не боится мороза» в средней группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию «Таня не боится мороза» в средней группе.Картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева);Ц...