Творческий проект в ДОУ «Любимые детские поэты и писатели»
проект по художественной литературе

Хозова Любовь Юрьевна

Творческий недельный проект в ДОУ «Любимые детские поэты и писатели». Участники проекта: специалисты, педагоги, дети всех возрастных групп, родители. Целью проекта является ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственно - патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческий проект в ДОУ206.21 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «РЖД детский сад №6»

Творческий проект в ДОУ

«Любимые детские поэты и писатели»

Автор проекта: 

 воспитатель логопедческой группы

Хозова Л.Ю.

Участники проекта: 

Логопеды: Бикина Н.В.

Вялкова О.В.

Педагог доп.образования: Вавулина Е.И.

Воспитатели: Тараканова Н.С.

Шибанова О.А.

Ионина Н.В.

Архипова Н.В.

Рубежанская С.В.

Голубович А.В.

Николаева О.В.

Рысева А.В.

Малева М.В.

Приступа Л.С.

Давиденко Т.Ю.

Петрушина Е.С.

Поливода Е.И.

2024

IMG_6618

Актуальность проекта: 

Роль книги является важнейшим рычагом в формировании человека. С времён Ярослава Мудрого нам говорится, что «книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней».  Ещё с давних времён потомкам сообщается, что общение дошкольника с книгой - это процесс становления в нем в первую очередь личности.

Известный психолог и педагог Л. С. Выготский, считал, что именно «чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей».

Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

И сегодня перед нами, педагогами дошкольного образования, встаёт масса вопросов: как приобщить ребёнка к чтению?.. как его заинтересовать и увлечь книгой?  как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию?... как воспитать человека нашего общества нравственного, доброго, сердечного и отзывчивого?...

Проблема чтения сейчас самая острая в нашем современном обществе. Не секрет, что современные дети все чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. И на сегодняшний день актуальность этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, но и формирует идеалы нравственности и воспитанности человека, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Паспорт проекта:

Цель проекта: ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственно - патриотического воспитания.

Задачи: 

  1. Углублять у детей интерес, любовь к книге как источнику знаний, обогащая читательский опыт детей.
  2. Способствовать формированию духовно - нравственных качеств: сочувствие, отзывчивость, доброжелательность, справедливость через художественное слово, сказку.
  3. Способствовать восприятию литературного произведения, стремлению давать оценку действиям и поступкам героя, сопоставлять со своими поступками и поступками товарищей.
  4. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как к виду искусства и литературной речи.
  5. Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельного творчества в художественно - творческой деятельности на основе прочитанных литературных произведений
  6. Активизировать родителей к совместной деятельности по приобщению детей к книге как средству воспитания дошкольника.
  7. Формирование интереса семейного чтения.

Вид проекта: творческий, познавательный, информационный, краткосрочный.

Участники проекта: специалисты, педагоги, дети всех возрастных групп, родители

Сроки реализации проекта: ноябрь 2024 учебного года

Ожидаемые результаты:

- имеют представления о значении книги в жизни человека;

- проявляют интерес к книгам, художественной литературе, с желанием включаются в процесс чтения;

- знают и называют детских писателей, поэтов, сказочников и их произведения;

- умеют выделять смысловую идею произведения и давать положительную (отрицательную) оценку поступкам героев;

- выразительней рассказывают стихотворения, сказки, исполняют роли в драматизациях.

- проявляют самостоятельность и творчество в художественно -творческой деятельности с использованием знакомых литературных произведений и персонажей;

- развились психические процессы: слуховая память, словесно -логическое мышление, восприятие;

- дети различают нравственные критерии: добро и зло, вежливость и невежество, уважение к человеку, любовь, трудолюбие и др.

- развились индивидуальные способности детей и навыки совместной деятельности;

- дети и их родители посещают городскую библиотеку;

- родители получили рекомендации по организации семейного чтения.

Этапы реализации проекта:

1 Этап - Организационно - подготовительный

  1. Изучение методико - педагогической литературы по данной теме.

2. Рассматривание портретов детских писателей.  

3.Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

4. Разработка перспективного планирования по взаимодействию с педагогами и родителями.

5. Подготовка к выставке книг, оформление стенда, подбор литературы.

2 Этап - Основной, практический

1. Проведение консультаций для родителей с целью формирования традиций семейного чтения.

2. Выставка книг в ДОУ «Жили - были книжки в сказочном домишке».

3. Ознакомление детей с творчеством детских писателей.

4. Театрализация любимых произведений, постановка спектакля.

5. Конкурс чтецов

3 Этап - Завершающий

  1. Посещение районной библиотеки.
  2. Выставка  рисунков родителей и детей, посвящённой произведениям Самуила Яковлевича Маршака.
  3. Проведение педагогической диагностики детей и анкетирование родителей на заключительном этапе.
  4. Обобщение результаты реализации  проекта.
  5. Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы.
  6. Освещение проекта на семинаре.
  7. Публикации в СМИ.
  8. Публикации в СМИ консультации по вопросам семейного чтения.

Формы работы с родителями и детьми

 экскурсии в районную библиотеку;

 выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям;

 участие в творческих проектах;

 оформление семейных газет, выставок;

 конкурсы духовной, патриотической поэзии, олимпиады;

 участие родителей в драматизациях литературных произведений;

тематические выставки семейных книг, презентации книг, обмен книгами;

 родительские встречи в рамках проекта «Семейное чтение».

Недельный план по реализации проекта

Ф.И.О. автора

Дата проведения

Практическая деятельность

А. Л. Барто

21.10.2024

ООД «Замечательные стихи великой поэтессы»

  1. Беседа с использованием презентации «Знакомство с биографией А. Барто»;
  2. Чтение песенок, потешек, закличек;
    3. Вспомнить с детьми стихи А. Барто «Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка» и т.д.
    4. Познакомить с новыми произведениями «Помощница», «Девочка-ревушка», «Первый урок»;
    5. Разучивание стихотворений по желанию;
    6. Лепка, конструирование по мотивам стихотворений поэтессы.

7. Путешествие по выставке «Жили-были книжки в сказочном домишке»,рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

А.С.Пушкин

22.10.2024

ООД «Путешествие по сказкам Пушкина»

1.Беседа с использованием презентации «А. С. Пушкин – великий русский поэт»;

2. Просмотр мультипликационных фильмов;
3. Чтение литературных произведений
: «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;  «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
5. Выступление чтецов.

Русско-народные сказки

23.10.2024

ООД «Знакомство с русско-народными сказками, народным фольклором»

  1. Беседа с использованием презентации «Герои русско-народных сказок»;
    2. Чтение произведений: «Маша и медведь»; «Колобок»; «Царевна-лягушка» и т.д;
    3. Рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении;
    4. Пересказ произведений по опорным схемам;
    5. Драматизация «Теремок»;
  1. Разучивание загадок, проговаривание чистоговорок.

К.И. Чуковский

24.10.2024

ООД «Творчество Корнея Ивановича Чуковского для детей»

  1. Беседа с использованием презентации «В гостях у Корнея Чуковского»;
    2. Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К.И. Чуковского”
    3. Чтение произведений: Сказки:«Тараканище»; «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце»; «Федорино горе»; «Муркина книга»; «Доктор Айболит»; «Цыпленок». Стихи: «Чудо-дерево»; «Путаница»; «Закалялка»; «Бебека»; «Храбрецы»; «Котауси и Мауси»;

4.Постановка спектакля «Муха-Цокотуха».

5.Подготовка рисунков для конкурса-выставки.

С. Я. Маршак

25.10.2024

ООД «В гостях у писателя С.Я. Маршака»

  1. Беседа с использованием презентации «Знакомство с С.Я. Маршаком»;
    2. Чтение произведений: «Кошкин дом»; «Перчатки»; «Откуда стол пришел?»; «Двенадцать месяцев»; «Почта»; Рассказ о неизвестном герое;
    3. Прослушивание произведений;
    4. Разучивание понравившихся отрывков;

5. Аппликация  "Обложка любимой книги";

6. Экскурсия в районную библиотеку.

Результативность проекта:

В результате реализации проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией русских писателей. Они научились слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей.

Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.

Родители воспитанников с удовольствием участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, подборе  для театрализованной деятельности, костюмам героев.

Увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов способствовало развитию интереса к книге и окружающему миру у детей.

Планомерная и совместная работа педагогов и родителей по данному проекту, дала положительные результаты и стала основой для дальнейшей работы по нравственному воспитанию в ДОУ.


Список литературы:

  1. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2010. - 176 с.
  2. Волкова, Т. В. Читаем всей семьей [Текст] / Т. В. Волкова // Современная библиотека. – 2014. – № 7. – С. 76-79.
  3. Ефимова, Л.А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 82-88.
  4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
  5. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: .– Судак, 2011.
  6. Овсянникова, Л.П. Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б.г.]. URL:http://festival.1september.ru/articles/515354.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

Презентация "Детские поэты и писатели".

Воспитывать любовь к чтению нужно с самого раннего детства. Презентация "Детские поэты и писатели" -это демонстрационный материал, в котором представлены портреты некоторых известных детских писателей...

Презентация «Детские поэты и писатели Ставрополья»

У Ставропольского края интереснейшая история, необыкновенная природа, своеобразная культура. Красивейшая кавказская природа не раз воодушевляла деятелей искусств на создание величайших произведений. Х...

Детские поэты и писатели

Презентация подготовлена для  детей и воспитателей по ознакомлению детскими поэтами и писателями...

Информационно-творческий проект "Интерактивная карта любимых детских мест Московского района Санкт-Петербурга"

В наш век ИКТ-Технологий, когда дети с раннего возраста, общаются с электронными устройствами, очень важно не упустить развитие эмоциональной и чувствительной составляющей детской души.Этот проект пос...

праздник "В гостях у детских поэтов и писателей" (о дружбе)

Уточнение представлений детей о том,что такое дружба на конкретных произведениях детских поэтов и писателей о дружбе (Э.Успенский,Ю. Энтин.В.Осеева)...

Краткосрочный проект «Любимые детские поэты и писатели. А. С. Пушкин — для детей» (подготовительная группа)

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творчес...