Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда? по произведениям С. Я. Маршака
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Удоденко Ирина Петровна

НОД в форме интеллектуальной викторины "Что? Где? Когда? по проиведениям С. Я. Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chgk_marshak.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Борковский детский сад

Конспект

 интеллектуальной игры

«Что? Где? Когда?»

в подготовительной группе «Звездочки»

по произведениям С. Я. Маршака

Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

Удоденко Ирина Петровна

Борок 2022

Цель. Развитие интереса к художественной литературе и чтению через творчество С.Я. Маршака – поэта, драматурга, переводчика.

Задачи:

- Обобщить знания детей о писателе, многочисленных произведениях С.Я. Маршака;

- Пробудить интерес к творчеству С.Я. Маршака;

- Учить воспринимать содержание произведений;

- Развивать умения отгадывать загадки;

- Продолжать прививать интерес к художественной литературе, чтению книг, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака;

- Развивать слуховое восприятие, память и речь;

- Уметь отвечать на вопросы по произведениям;

- Активизировать и обогащать речь детей.

Предварительная работа:

- Оформление и выставка книг по произведениям С. Я. Маршака;

- Изготовление детьми совместно с родителями «Веселой азбуки» по произведению С. Я. Маршака;

- Чтение стихов и сказок С. Я. Маршака;

- Разучивание стихов С. Я. Маршака;

- Просмотр мультфильмов по произведениям поэта;

- Разгадывание загадок С. Я. Маршака;

- НОД «Знакомство с биографией С. Я. Маршака».

Оборудование: интерактивная доска, колонка.

Демонстрационный материал: черный ящик с мячом, волчок со стрелкой, картинки с предметами.

Раздаточный материал: цветные конверты с заданиями, звезды-фишки, медали, картинки с предметами, животными.

Предварительная работа: чтение произведений С. Я. Маршака

Ход:

Дети под музыку входят в зал (выстраиваются полукругом).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители, знатоки и любители интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Осенняя серия игр «Что? Где? Когда?» объявляется открытой, и сегодняшняя игра будет посвящена замечательному детскому писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку. Стихи С. Я. Маршака мамы читают своим детям с самого раннего детства. И так продолжается на протяжении многих десятилетий.    В игре принимают участие две команды знатоков подготовительной группы «Звездочки». Команда знатоков «Неизвестные герои»

(Ведущий по очереди объявляет участников команды и капитана, игроки занимают свои места)

(Ведущий по очереди объявляет игроков команды и капитана, знатоки занимают места за столом).

- Команда знатоков «Усатые-полосатые».

Ведущий: Правила игры: волчок заводят команды по очереди. Стрелка указывает на конверт с вопросом. Вопросы для вас подготовили любители и зрители клуба. Вопрос может обсуждать вся команда, а ответ должен дать только один из игроков. Кто дает ответ, определяет капитан команды. На обдумывание дается только одна минута. За правильный ответ и дополнение к ответу команда получает звезду. Если команда не справится с заданием, на этот же вопрос может ответить вторая команда. За каждое нарушение игровых правил команда может лишиться одной звезды. По окончании игры подсчетом звезд определяется победившая команда. Будьте внимательны. Игра начинается.

Ведущий: Уважаемые знатоки!  Команда, которая сейчас ответит правильно на мой вопрос, получит право заводить волчок первой. Внимание вопрос: Отгадайте загадку С. Я. Маршака

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

Ответ: Часы

Первый раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Синий сектор, вопрос про глупого мышонка. С вами играет научный сотрудник ИБВВ Жданова Светлана Михайловна.  Внимание на экран.

 Вопрос: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Вы знаете, что в «Сказке о глупом мышонке» мама-мышка приглашала нянек, чтобы укачать непослушного мышонка. Внимание вопрос: какого героя не было в произведении: утки, жабы, лошади, собаки, свинки, курицы, щуки, кошки?

 (Ответ знатоков).

Ведущий: Ответ принят, внимание правильный ответ.

Ответ: В «Сказке о глупом мышонке» не было собаки.

Ведущий: Команда знатоков… получает фищку.

Второй раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Зеленый сектор, вопрос про смелых пожарных. С вами играет научный сотрудник ИБВВ Пряничникова Екатерина Геннадьевна, внимание на экран. Уважаемые знатоки, послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения «Пожар»:

Вдруг на крыше из-под балки

Чей-то крик раздался жалкий,

И огню наперерез

На чердак Кузьма полез.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки, какое животное спас пожарный Кузьма в том пожаре?

(Ответ знатоков).

Ведущий: Ответ принят, внимание правильный ответ.

Ответ: Пожарный Кузьма вынес из огня кошку.

Сунул голову в окошко,

Поглядел…- Да это кошка!

Третий раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Желтый сектор, вопрос про умного мышонка. С вами играет воспитатель группы «Ромашка» Галина Анатольевна и ребята. Внимание на экран.

          Вопрос: Здравствуйте, уважаемые знатоки. В сказке Самуила Яковлевича кошка и мышонок затеяли игру, правила которой кошка не соблюдала. Уважаемые знатоки, как называется игра, в которую играли кошка и мышонок?

(Ответ знатоков).

 Ведущий: Ответ принят, внимание правильный ответ.

Ответ: Кошка с мышонком играли в жмурки

Ведущий: Команда знатоков получает … фищку.

Четвертый раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Красный сектор, вопрос про памятник Маршаку. С вами играет Афиногенов Константин Викторович. Внимание на экран.  

          Вопрос: Здравствуйте, уважаемые знатоки! В 2015 году в родном городе Самуила Яковлевича Маршака был установлен первый памятник в мире, посвященный поэту. Памятник представляет собой скульптурную группу: Маршак держит в руках маленькую птичку и внимательно смотрит на девочку с крылышками.

Внимание вопрос: уважаемые знатоки, в каком городе установлен памятник?

(Ответ знатоков)

Ведущий: Ответ принят, внимание правильный ответ.

Ответ: Памятник установлен в городе Воронеже

(СЛАЙД, ПАМЯТНИК МАРШАКУ)

Музыкальная пауза

Дети исполняют песню «Мамочка милая, мама моя».

Пятый раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Оранжевый сектор, вопрос об удивительном ребенке. С вами играет ученица второго класса Новикова Ульяна.

Вопрос: Здравствуйте, уважаемые знатоки! В детстве мне мама часто читала стихи Самуила Яковлевича. Послушайте отрывок из моего любимого стихотворения:

Люди спрашивают:

Кто это у вас?

А девочка говорит:

- Это моя дочка.

Люди спрашивают:

- Почему у вашей дочки серые щёчки?

А девочка говорит:

- Она давно не мылась

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки, о ком идет речь в этом отрывке и как называется стихотворение? 

(Ответ знатоков).

Ведущий: Ответ принят, внимание правильный ответ.

Ответ: В стихотворении «Усатый-полосатый» девочка играет с котенком.

Ведущий: Команда знатоков …получает фищку.

(СЛАЙД «УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ»)

Шестой раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Фиолетовый сектор, вопрос для двух команд. С вами играет педагог-психолог детского сада Лошенкова Елена Геннадьевна. Внесите, пожалуйста, иллюстрации. Уважаемые знатоки, перед вами картинки с изображением различных предметов, посмотрите на них внимательно и ответьте на вопросы. В шуточном стихотворении Самуила Яковлевича Маршака герой был настолько рассеянным, что надевал на себя совершенно не то.

Уважаемые знатоки, что натянул себе на пятки человек рассеянный?

(Знатоки должны выбрать из предложенных изображений правильный ответ: сандалии, сапоги, носки, сковородки, перчатки, варежки.)

(Ответ знатоков).

Уважаемые знатоки, что надел на голову рассеянный?

(Знатоки должны выбрать из предложенных изображений правильный ответ: шапка, брюки, кепка, кастрюля, панама, сковорода).

Ведущий: Ответ принят, внимание правильный ответ.

Ответ: Вместо шапки на ходу

             Он надел сковороду.

             Вместо валенок перчатки

             Натянул себе на пятки.

             Вот какой рассеянный

             С улицы Бассейной!

(СЛАЙД «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ»)

Седьмой раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Черный сектор. Внесите, пожалуйста, черный ящик. Уважаемые знатоки, С. Я. Маршак очень любил не только писать сказки и стихи, но и загадки! Послушайте одну из них и скажите, что находится в черном ящике?

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Восьмой раунд (Дети вращают волчок).

Ведущий: Розовый сектор «Блиц-опрос». Я буду задавать вопросы по очереди капитанам командам, за каждый правильный ответ выдается звезда. Если капитан одной команды затрудняется с ответом, вопрос переходит другому капитану.

1. Где жил человек рассеянный? На улице Бассейной.

2. За чем отправила мачеха свою падчерицу в лес? За подснежниками

3. чей голос понравился глупому мышонку? Голос кошки.

4. Кто помог бедной падчерице исполнить приказание жадной мачехи?  (12 месяцев).

5. Смастерю я вам буфет-

    Простоит он сотню лет.

    Вытешу из ёлки.

    Новенькие полки. Из какого произведения эти строки? «Мастер-ломастер»

6. Кто чуть не проглотил воробья? (Крокодил)

7. Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне? Из какого стихотворения эти строки? («Почта»)

 8. Кто потерялся у дамы в стихотворении «Багаж» (Маленькая собачонка)

9. Кто из гостей съел герань в сказке «Кошкин дом»? (Козел)

10. Куда попали лодыри вместо уроков (На каток)

Ведущий: Уважаемые знатоки! Вы показали отличные результаты, ответили на все вопросы. Молодцы!

Рефлексия

Ведущий с микрофоном проводит опрос:

 – Чем понравилась сегодняшняя игра?  

– Какой был самый интересный вопрос?

– Какой вопрос был самым легким?

– Какой вопрос был самым сложным?

Но пришло время подвести итог нашей интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

(Знатоки и ведущий подсчитывают фишки)

Ведущий: Поздравляю вас с победой! Спасибо за интересную и увлекательную игру!

Поощрение участников викторины (медали)

Спасибо за игру. До встречи в интеллектуальном клубе “Что? Где? Когда?”.

Ведущий: В преддверии замечательного праздника Дня матери хочется поздравить наших мам словами С. Я. Маршака:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

(Дети вручают мамам подарки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для средней группы.

Викторина для совместного досуга с родителями. Можно использовать как закрепление знаний произведений С. Я. Маршака....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ С. Я. МАРШАКА""

АНАЛИЗ ПРОГРАММ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ....

Литературная викторина для дошкольников "Путешествие по произведениям С.Я Маршака"

Обобщить знания детей о писателе С.Я.Маршаке, его произведениях.                   Развивать умения отга...

Недельный проект" Книжкина неделя" по произведениям С. Я. Маршака.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...

НОД по произведениям С. Я. Маршака «Праздник книги Маршака»

НОД по произведениям С. Я. Маршака «Праздник книги Маршака»...