Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Мастер-класс поможет повысить профессиональною компетентность педагогов через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_seminar.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Современные подходы к организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературой. Развивать творчество педагогов.
Задачи семинара:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой;
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Просмотр видеоролика «Роль чтения в жизни ребенка»
- Вступительное слово.
Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. (слайд 2)
Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. (слайд 3)
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. (слайд 4)
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение воспитателем навыками выразительного чтения приобретает особое значение. (слайд 5) Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. (слайд 6)
По ФГОС «Воспитание любви к художественному слову, знакомство с художественной литературой» входит в содержание образовательной области "Речевое развитие" и направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: (слайд 7)
- Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитание культуры чувств и переживаний;
- Приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте;
- развивать литературную речь. (слайд 8)
Формами работы является:
- Чтение литературного произведения;
- Рассказ литературного произведения;
- Беседа о прочитанном произведении;
- Обсуждение литературного произведения;
- Инсценирование литературного произведения;
- Игра на основе сюжета литературного произведения;
- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного;
- Сочинение по мотивам прочитанного;
- Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
(слайд 9) Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:
- Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается ка традиция;
- В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда;
- Разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской. В процессе реализации проектов создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.;
- Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
(слайд 10) Главная миссия направления «Воспитание любви к художественному слову, знакомство с художественной литературой» – воспитание в ребёнке читателя, который «начинается» в дошкольном возрасте.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник отчасти зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации данного направления являются:
- Формирование круга детского чтения (КДЧ)
- Организация процесса чтения.
Круг детского чтения (слайд 11)
- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)
КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
Программа «От рождения до школы» определяет КДЧ: (слайд 12)
- русский фольклор, фольклор народов мира (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
- произведения поэтов и писателей России (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, И. Бунина, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, и др.);
- произведения поэтов и писателей разных стран (А. Милн, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, В.Смит, Р. Киплинг, А. Линдгрен и др.).
Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой
При ознакомлении с художественной литературой можно использовать разнообразные методы литературного развития детей.
Задание: какие основные методы существуют?:
1 группа – словесные,
2 группа – наглядные,
3 группа – практические.
Метод | Приемы |
Словесный (слайд 13, 14) | Чтение произведений. Чтение с продолжением. Вопросы к детям по содержанию произведений. Пересказ произведения. Заучивание наизусть. Выразительное чтение. Беседа по произведению, о книге, после чтения. Прослушивание аудио сказок, рассказов. |
Практический (слайд 17, 18) | Элементы инсценировки. Игры-драматизации. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театра. Игровая деятельность. Инсценирование. |
Наглядный (слайд 15, 16) | Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движение пальцами, руками Схемы. Алгоритмы. Просмотр видеофильмов, видеоматериалов. Оформление выставки. |
(слайд 19) Существует множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми. (слайд 20)
- Традиция ежедневного чтения.
- Оформление книжных уголков в группах детского сада.
- Оформление выставок.
- Творчество отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
- Выставки книг писателей-художников.
- Азбуки.
- Тематические выставки.
- Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
- Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
- Детские журналы.
- Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей. Они могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге. Особенность этой выставки в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
- Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
- Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
- Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
- Создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
- Неделя детской книги.
- Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого можно создать специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
- Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение городской детской библиотеки (что практикуется в нашем детском саду. Несколько групп уже посетили центральную библиотеку в рамках своих проектов).
- Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
- Макеты по любимым сказкам.
- Вечера загадок, сказок.
- Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям. (слайд 21)
- Литературные викторины по художественным произведениям.
- Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора.
- Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
- Конкурсы чтецов.
- ООД по знакомству с художественной литературой.
Как продолжить работу по прочитанному произведению?
Важно учить детей не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскроем некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок.
- Метод «Сказка + слово» (слайд 22)
Детям называют 5 слов - названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.
- Метод «Салат из сказок» (слайд 23)
Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком.
- Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев.
- Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
- Игра «Меняем сюжет».
Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь.
- Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего?
Начинается пересказ новой сказки.
- Рисование мультика.
Например: нарисуй рисунки к рассказу «Четыре желания». Затем пересказывает.
- Рассказать по схемам.
- Рассказ по серии картинок.
- Придумывание названия произведению.
- Придумывание другого конца произведению (особенно с плохим концом: «Айога», «Лиса и журавль», «Кукушка»).
- Письмо герою.
- Рассказывание по цепочке.
- Обыгрывание произведений.
- Придумывание загадки о герое.
- Рисование иллюстраций к придуманным сказкам.
- Фантазирование.
Добавляется другой герой, или герой меняется, или изменяется элемент сюжета.
Методы и приемы ознакомления детей со сказками
Наряду с традиционным направлением работы со сказкой существуют и нетрадиционное. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
(слайд 24) Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказка от смешного стишка.
- Сказка от считалки, загадки.
- Сказки от странных историй.
- Сказки от стихотворений.
- Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
- Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Перевирание сказки.
- Сказка, но по-новому.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Сказка от пословицы.
Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры) (слайд 25)
Три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка».
«Три одинаковых по цвету, но разные по величине кружка: сказка «Три медведя»
(слайд 26) Сказка «Волк и семеро козлят»
<<<<<<<
Сказка «Гуси-лебеди»
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ (слайд 27)
Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:
Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…
СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И
ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА
Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы: (слайд 28)
Потешка.
- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…
Потешка.
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»
Задание педагогам: Какое начало вы можете предложить к этой потешке?
Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…
Подбери пословицу к произведению» (слайд 29-30)
На слайде представлены названия произведений. На столах карточки с пословицами. Задание: Педагогам необходимо подобрать пословицы к произведениям.
- Сказка «Русалочка» Г.Х. Андерсен (Ради милого себя не жаль; Милый далеко – сердцу не легко);
- Сказка « Серебряное копытце» П. Бажов (каких только чудес на свете не бывает);
- Р.н.с. «Гуси-лебеди» (как аукнется, так и откликнется);
- Рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» Е. Чарушин (Без усилия ничего не сделаешь, без стремления не достигнешь цели; к чему стремился того и добился);
- Р.н.с. «Заюшкина избушка» (На чужой каравай рот не разевай; храбрость не в силе, а в сердце);
- Р.н.с. «Лиса и Журавль» (Каков привет, таков ответ; как аукнулось, так и откликнулось);
- «Сказка об умном мышонке» С. Маршак (смекалка во всяком деле выручит);
- Рассказ «Честное слово» Леонид Пантелеев (Слово крепче печати; будь своему слову хозяин);
- Сказка «Кот в сапогах» Ш. Перро (Всякое ремесло честно, кроме воровства);
- Сказка «Снежная королева Г.Х. Андерсен (Друзья познаются в беде; в настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай);
- Р.н.с. «Кот, Петух и Лиса» (Без беды друга не узнаешь; друг познается в беде);
- «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен (Красота сердца дороже красоты лица; лицом не красив, да сердце не спесив).
- Оживление картины (пересказ произведения по набору картинок)
Воспитатель: Что есть на картинке? Кто хочет быть птичкой, подсолнухом, курочкой, петушком, забором и т.д.
После того, как роли будут распределены, картина «оживает».
Дидактические игры.
Игра: «Четвёртый лишний»
Необходимо по набору картинок (слов), определить из какого они произведения и какая из них лишняя (слайд 31-34)
Игра «Чей предмет?» или «Волшебные предметы и их хозяева».
Определить, какому персонажу принадлежит предмет (слайд 35-36)
Игра «Чьи это слова?»
Взрослый зачитывает слова героев. Детям необходимо отгадать, кто так говорил.
«Шуточная реклама»
Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапочка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Баба Яга)
Подведение итога.
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского: (слайд 37)
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» (слайд 38)
Присутствующим раздаются методички или памятки.
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ С ПЕДАГОГАМИ
«Современные подходы к организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?
Да Нет
2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?
Да Нет
3. Отметьте Ваше состояние после проведённого мероприятия:
Интерес Удовлетворение Равнодушие
4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Ваши предложения и пожелания
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
_______________________________________________________________________________
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ С ПЕДАГОГАМИ
«Современные подходы к организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?
Да Нет
2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?
Да Нет
3. Отметьте Ваше состояние после проведённого мероприятия:
Интерес Удовлетворение Равнодушие
4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Ваши предложения и пожелания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...
Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"
Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...