Семинар – практикум для воспитателей
методическая разработка по художественной литературе

Безрукова Яна Олеговна

Семинар – практикум для воспитателей

«Что за прелесть эти сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Что за прелесть эти сказки»

Задачи:

- выявить и уточнить знания педагогов о сказках;

- способствовать росту педагогического мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов работы со сказкой (ресурсный круг «Вижу, слышу, чувствую», викторина «Волшебный круг», разговор в круге «Моя любимая сказка»);

- развитие умения видеть обобщенный  и скрытый смысл сказок;

- развитие умения составлять словесные характеристики героев сказок;

- развивать умение педагогов использовать символические средства для передачи образа героя, его характеристики, своего отношения к нему.

- развитие навыков педагогического общения в процессе совместной деятельности;

- отработка навыка выразительно чтения.

Предварительная самостоятельная работа:

- знакомство с программным материалом по ознакомлению детей с художественной литературой;

- подбор материала по разделам: концовки сказок, зачины, повторы;

- составление загадок о программных сказках;

- оформление альбомов с иллюстрациями и рисунками к программным сказкам;

- сочинение «Моя любимая сказка»;

- подготовка выразительного чтения сказки «Волк и семеро козлят» по ролям;

- консультация «Русские народные сказки- виды сказок, истоки вымысла и фантазии».    

Ход занятия-практикума

Вступление

        Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественная литература для малыша – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.

        На занятиях по художественной литературе дети  учатся отгадывать загадки, разучивают стихотворения, слушают рассказы. Большое внимание на занятиях уделяется сказке, дети слушают сказки, пересказывают их и сочиняют  их сами.

        Дети учатся выделять в сказке главное, персонажей и их действия. Помогают им  в этом особые наглядные средства: кружки и квадраты разных цветов, которые выступают заместителями различных персонажей.

Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. Дети пытаются фантазировать, сочиняя в младших группах необычные продолжения сказок, а в старшем возрасте могут придумать свою оригинальную сказку. Но как заметил один из исследователей детского  творчества, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из них.

В дошкольном возрасте дети овладевают символизацией как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям сказок. В качестве средств символизации выступают отдельные предметы, являющиеся атрибутами персонажей, и их характеристики (цвет, форма, величина). Дети создают рисунок или аппликацию, обозначающие личностное отношение ребенка к данному герою сказки, придумывают символы для обозначения своего отношения к персонажам, переходят к более дифференцированному обозначению их внутренних качественных характеристик при помощи символических средств.

Литературное произведение, сказка дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми современных методами и приемами  работы со сказкой , попробуем определять обобщенный  и скрытый смысл сказки; поупражняемся в использовании символические средства для передачи образа героя, его характеристики, своего отношения к нему; отработаем навык выразительно чтения и будем в процессе  всей нашей совместной деятельности  развивать навыки педагогического общения.

        Итак, встреча со сказкой начинается.

  1. Вступление

Звучит  «Песня о сказке».

- «Что за прелесть эти сказки! – так писал поэт Александр Сергеевич Пушкин. Их любят читать и слушать взрослые и дети. В давние-давние времена, когда появился человек на земле, вместе с ним родилась и сказка.

Долгими зимними вечерами, под завывание ветра в трубе, у теплой печки, под шум веретена, при свете лучины плавно лилась неторопливая бабушкина речь.

Послушайте, какая великая сила скрыта в сказках: она утешает в горе, возвращает силы, помогает пережить разлуку, учит житейской мудрости. В сказке добро всегда побеждает зло. А чистое сердце – дороже золота и серебра.

        Удивительно разнолики сказки нашего народа.

        Прислушайтесь к топоту копыт, звону кольчуги и представьте образы русских богатырей. Они славят бесстрашие и удаль молодецкую, подвиги во славу Земли Русской.

  1. Разговор в круге

Задача: повторение  композиции сказок, пополнение знания педагогов о разнообразии зачинов сказок.

- В композиции сказки есть такие элементы как зачины, концовки, повторение эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, наличие персонажей, животных и предметов, обладающих чудесными свойствами. Давайте вспомним зачины сказок.

(Воспитатели по кругу называют зачины сказок)

  1. Ресурсный круг «Моя любимая сказка. Почему я ее люблю»

Задача: развитие педагогического общения, речи воспитателя, умение  рассказывать о своих чувствах, впечатлениях, развитие эмпатии.

- У каждого из вас есть, наверное, любимые сказки, мы их помним и любим, они помогают нам. Давайте вспомним их и расскажем, почему мы их любим.

(Высказывания воспитателей по очереди, по кругу)

  1. Викторина «Волшебный круг»

Задача:  выявить, уточнить и закрепить знание педагогами программных сказок.

- Вы работаете с детьми разных возрастных групп. В каждой группе программой определены определенные сказки. Сейчас мы проведем викторину, которая поможет нам проверить знания о программных сказках. Каждый из вас берет с подноса по одной карточке на которой написана загадка о сказке. По кругу читаем загадки, отгадываем и называем группу, в которой дети знакомятся с данной сказкой.

    5.  Игра «Волшебное зеркальце»

Задача: развитие умения воспитателей составлять словесную характеристику героя, описательный рассказ.

       - В каждой сказке есть свои герои. Одни из них положительные, другие отрицательные, у каждого свой внешний вид, свой характер, свои особенности. Сейчас на несколько минут вы превратитесь в героя, имя которого вам достанется по жребию. Глядя в волшебное зеркало, вам нужно будет описать портрет этого героя, его характер, поступки, а мы отгадаем, кто ваш герой.

   6. Работа в группах «Домики сказочных героев»

Задача: развивать умение педагогов использовать символические средства для передачи образа героя, его характеристики, своего отношения к нему.

- На поляне стоят домики. В них живут герои сказок. В каком-то домике живут злые , страшные герои, в каком-то добрые, а может быть мудрые или храбрые.  Сейчас вы будете работать в командах. Каждой команде нужно нарисовать на домике эмблему так, чтобы другая команда  догадалась, кто  живет в этом домике и даже смогла назвать сказку, в которой эти герои встречаются. Характеристика героев дана в конверте.

 (Работа в группах, обмен домиками, обсуждение в группах, выступления представителей групп, с комментариями, трудно ли было догадаться или легко, почему, с помощью каких символических средств было передано отношение к героям, дана их характеристика).

  1. Рассказывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят»

Задача: отработка навыка выразительно рассказывания.

- Живут на Руси сказки, знакомые всем. С них начиналось детство каждого из нас. Этим сказкам немало лет: добрые нянюшки рассказывали их свои подопечным еще в глубокой древности. За века своего существования они миллионы раз пересказывались маленьким слушателям. Но и мы, взрослые любим слушать сказки, и каждый видит в сказке свое, по-разному чувствует сказку. Давайте послушаем сказку «Волк и семеро козлят», которую расскажут нам коллеги.

  9. Ресурсный круг «Вижу, слышу, чувствую»

Задача: развитие целостного восприятия сказки (что я вижу,  что я слышу, что я чувствую).

- Вы прослушали знакомую сказку, которую помните с детства, не раз читали ее детям, а скажите, что вы представили себе сейчас, когда слушали сказку, какие образы видели (высказывания воспитателей по кругу), какие звуки вы слышали (высказывания воспитателей по кругу), что вы чувствовали, когда слушали сказку (высказывания воспитателей по кругу).

- Каждый человек воспринимает сказку по-своему, у каждого возникают свои образы, каждый слышит свои звуки, и чувства возникают у всех разные. В детстве вы, возможно, совсем по-иному воспринимали эту сказку, и образы возникали немного другие и чувства отличались от сегодняшних.

10. Разговор в круге «Каким словами заканчиваются сказки»

Каждая сказка имеет свою концовку. Она переключат внимание слушателей от сказочного мира к реальному. Давайте назовем известные вам концовки.

- Сказка создавалась не только для развлечения, в каждой сказке свой намек - добрым молодцам урок.

11.Слушание сказки без конца, сочинение окончания сказки, обсуждение вариантов концовки сказки в подгруппах.

Задача: развитие умения выявлять скрытый смысл сказки, развивать словесное творчество.

- Послушайте сказку, которую сочинили для вас коллеги, работавшие в нашем детском саду. Эта сказка без конца, конец нужно придумать самим и объяснить, какая мудрость, по-вашему, заложена в этой сказке.

12. Заключение, подведение итогов.

Задача: учить анализировать свою деятельность, формулировать свои выводы, задачи, планы на дальнейшее развитие.

- Клубочек катится, сказка сказывается, учит нас добру, разуму, мудрости, а чему научила вас наша встреча, что нового вы узнали, какие проблемы для вас открылись, какие задачи встали, какое впечатление произвела, какие новые для вас формы работы с детьми вы узнали, какие выводы для себя вы сделали.

(высказывания воспитателей по кругу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...