Конспект занятия по теме: "Ознакомление с русской народной сказкой Царевна-лягушка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_skazke_tsarevna-lyagushka.docx | 273.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий группового занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Афонина Л.Н. - воспитатель,
Столбина О.А. – учитель-логопед
МБДОУ д/с №58 г. Белгорода
Сказка Белгородской черты «Царевна-лягушка»
Программное содержание
Задачи:
- образовательные: продолжать знакомить детей со сказкой «Царевна-лягушка», правильно воспринимать художественное произведение, выделяя идею сказки (будь добр и добро вернется); уточнить характеристику главного героя Ивана-царевича; закрепить знания детей о героях сказки, посредством развивающих игр В.В. Воскобовича, учить запоминать поэтапные действия педагога и уметь их воспроизвести на плоскости.
- развивающие: развивать связную речь при пересказе отрывка сказки; логическое мышление; умение работать со схемой; продолжать развивать крупную и мелкую моторику.
- воспитательные: способствовать осознанию детьми нравственных норм.
Планируемые результаты занятия: дети старшей группы познакомились со сказкой Белгородской черты «Царевна-лягушка», смогли понять главную идею произведения (быть добрым и добро вернется); закрепили знания о героях сказки посредством развивающих игр В.В. Воскобовича.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Царевна - лягушка»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Материалы и оборудование:
Игры В.В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 1», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 3», «Чудо-соты1», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
- Оборудование для театрализованной деятельности: театральные шапки героев (лягушка, волчица, орлица, щука, старушка), костюм и атрибуты для Ивана-царевича, костюм Василисы Премудрой.
Музыкальное сопровождение: подборка музыки для выходов героев сказки.
Ход занятия:
1.Организационно-мотивационный этап
Приветствие:
- Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
- Ребята, мы с вами живём в замечательном крае. Как называется наша малая родина? (Белгородчина). С давнего времени по сей день живут на Белгородчине ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.
Испокон веков на Белгородчине
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
- Сегодня мы приглашаем вас в увлекательный мир сказки.
2. Основной.
2.1Этап постановки проблемы
Много сказок есть на свете,
Сказку эту любят дети.
А вот как ее узнать?
Нужно сказку угадать.
Все подсказки здесь, в лукошке.
Потрудитесь-ка немножко!
(Сюжетные картинки прикрепляются на магнитную доску)
- Дети, в какую сказку мы попали? (Царевна-лягушка)
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Белгородской черты «Царевна-лягушка». Мы ее расскажем, а затем покажем. Посмотрите на свой стол. Здесь лежат наши игры-помощники. Рассмотрите их, потрогайте и поздоровайтесь. (Дети проходят и встают около столов, на которых лежат игры).
(Музыка волшебства)
- Кажется, начинаются чудеса! Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно.
2.2 Этап ознакомления с материалом
«Было у царя три сына. Вот приходят они к отцу и просят:
- Батюшка, найди нам хороших жён!
- Нет, дети, -отвечает царь, - вы уже взрослые, ищите себе невест сами. А я потом помогу свадьбу сыграть, гостей на пир созвать. Стали царевичи думать, как невест найти. И порешили: каждому выпустить стрелу из лука. Где упадет, оттуда и жену брать».
Выкладывание изображения с описанием предмета.
(Педагог раздаёт листочки со схемами).
А сейчас мы выложим главного героя сказки – Ивана Царевича.
У Ивана-царевича круглая голова, на голове шапка. Одет он в кафтан, а на ногах сапоги. Выложите Ивана-царевича, как показано на образце.
«У старшего брата стрела прилетела на княжеский двор, у среднего - на купеческий. А у младшего, Ивана-царевича, угодила прямо в болото. Первый посватался к знатной княжне, второй- к богатой купеческой дочери. А третий пошёл на болото и видит: сидит на кочке лягушка, держит во рту его стрелу.
- Ну, - говорит себе Иван-царевич, - делать нечего, придётся ни с чем домой возвращаться. А лягушка вдруг отвечает человеческим голосом:
- Это почему же? Я твою стрелу поймала. Значит, ты на мне жениться должен. Разве не такой был уговор? Повздыхал, погоревал Иван Царевич, а потом посадил лягушку в карман и побрёл назад во дворец».
- Ребята, давайте выложим лягушку рядом с Иваном-Царевичем.
Сказкотерапевтический момент
Почему Иван-царевич взял лягушку домой? Ведь, она не может быть принцессой? (Ответы детей). Как вы понимаете пословицу: «Дал слово – держи». (ответы детей). Если ты кому-то пообещал что-то сделать, дал слово, то этим ты как бы говоришь: «Я честный человек, на меня можно положиться». Иван-царевич честный и ответственный человек, он умеет держать свое слово и выполняет свои обещания.
Физминутка «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки. (Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Ребята, давайте вспомним, что же было дальше? (Дети рассказывают сказку с опорой на картинки, соответствующие сюжету).
- Все верно, царь перед свадьбой решил проверить невест своих сыновей, они ткали ковер и пекли хлеб. На пир к царю лягушка приехала в облике Василисы Премудрой.
Выкладывание изображения с описанием предмета.
(Педагог раздаёт листочки со схемами).
Перед вами изображение фигуры Василисы. Обратите внимание, на голове у неё кокошник, длинный сарафан с красивыми пышными рукавами. Выложите царевну у себя на столе.
«В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне. Тут как раз и царевна вбегает. Увидела, что он натворил, - и залилась слезами:
- Эх, Иван-царевич, зачем ты это сделал! Кощей Бессмертный наложил на меня заклятье – лягушкой на болоте жить. За то, что не хотела за него замуж выходить. Если выдержу три года, отпустит на свободу. Только вымолвила, налетел чёрный вихрь – и унёс её неведомо куда. А Иван-царевич закинул за плечи свой лук и пошёл пропавшую невесту искать».
- Давайте вспомним, кого первым встретил Иван-царевич на своем пути? (Старушку).
- Как отблагодарила Ивана-царевича старушка за то, что он помог ей реку перейти? (Дала волшебный клубок)
- Кто встретился Иван-царевичу, пока он шел за клубком? (волчица, орлица и щука)
- Как он с ними поступил? (Пожалел, не стал убивать)
- Куда привел Ивана волшебный клубок? (К могучему дубу, под которым был спрятан сундук).
Выкладывание изображения с описанием предмета
Сделаем дуб с большой широкой кроной, а ствол дерева будет треугольной формы.
- Где находилась смерть Кощея Бессмертного? (В сундуке, на конце иглы)
- Добыл ли Иван смерть Кощея? (Да)
Сказкотерапевтический момент
- Почему звери помогли Ивану-Царевичу? (Он добрый, смелый, любит животных, не стал их губить, а пожалел и отпустил). Ребята, как вы понимаете слова пословицы: «Доброе дело без награды не остается» (Пословица говорит о том, что все в жизни возвращается. Сделаешь добро — оно к тебе вернется, а зла пожелаешь кому-то — и себе жди неприятностей.)
- Чем заканчивается сказка? (Иван-царевич спас Василису, и стали они жить-поживать и беды не знать)
- Чему учит нас эта сказка? (Доброте, справедливости, взаимопомощи)
- Если вы будете добрыми, то добро к вам обязательно вернется.
3 этап. Рефлексия.
- Вам понравилась русская народная сказка «Царевна-лягушка»?
- Кто из героев вам больше понравился? (ответы детей)
- Мне тоже очень понравилась сказка «Царевна-лягушка». Больше всего понравился Иван-царевич, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Премудрую и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного.
Были ли трудности в составлении и проигрывании сказки, какие? Запомнили ли вы сказку? Можем мы рассказать сказку другим детям детского сада?
Театрально-игровая деятельность.
Проигрывание сказки. Детям предлагаются роли на выбор.
Музыкальное сопровождение: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.
4 этап. Ритуал прощания.
«Вот и сказочке конец, а кто делал - молодец». Затем педагог по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Аня - молодец!», «Ваня– молодец! и т. д. Это доставляет детям необыкновенную радость, и, если сначала они говорят тихо, глядя в сторону, то впоследствии говорят о себе громко и с удовольствием.
Литература
1. Воскобович В. В., Медова Н.А., Файзуллаева Е.Д. [и др.]. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» / Под ред. Л. С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.— 352 с.
2. Макушкина С. В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / Под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. - 224 с.
3. Макушкина С. В Умные игры в сказках для малышей: парциальная программа / Под ред. О.М. Вотиновой. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020. - 182 с.
Другие источники
Электронное приложение к книге С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» https://geokont.ru/MethodSumm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему: «Композиция по русской народной сказке «Царевна –лягушка»».
Цель: развивать мелкую моторику рук.Задачи:·...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»
Закрепляет знания детей о сказке, формирует умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....
План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья» Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...
Конспект НОД . Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Конспект НОД .Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»Цель: развитие детской инициативы, самостоятельности, активности. Задачи: развивать творчес...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе: Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»
Заняти е по сказке "Царевна лягушка"...