Конспект занятия по теме: "Ознакомление с русской народной сказкой Царевна-лягушка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Афонина Л.Н.

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_skazke_tsarevna-lyagushka.docx273.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий группового занятия

для детей старшего дошкольного возраста

                                       Афонина Л.Н. - воспитатель,

                                             Столбина О.А. – учитель-логопед

МБДОУ д/с №58 г. Белгорода

Сказка Белгородской черты «Царевна-лягушка»

Программное содержание

Задачи:

- образовательные: продолжать знакомить детей со сказкой «Царевна-лягушка», правильно воспринимать художественное произведение, выделяя идею сказки (будь добр и добро вернется); уточнить характеристику главного героя Ивана-царевича; закрепить знания детей о героях сказки, посредством развивающих игр В.В. Воскобовича, учить запоминать поэтапные действия педагога и уметь их воспроизвести на плоскости.

- развивающие: развивать связную речь при пересказе отрывка сказки; логическое мышление; умение работать со схемой; продолжать развивать крупную и мелкую моторику.

- воспитательные: способствовать осознанию детьми нравственных норм.

Планируемые результаты занятия: дети старшей группы познакомились со сказкой Белгородской черты «Царевна-лягушка», смогли понять главную идею произведения (быть добрым и добро вернется); закрепили знания о героях сказки посредством развивающих игр В.В. Воскобовича.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Царевна - лягушка»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

 Материалы и оборудование:

Игры В.В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 1», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 3», «Чудо-соты1», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,

- Оборудование для театрализованной деятельности: театральные шапки героев (лягушка, волчица, орлица, щука, старушка), костюм и атрибуты для Ивана-царевича, костюм Василисы Премудрой.

Музыкальное сопровождение: подборка музыки для выходов героев сказки.

Ход занятия:

1.Организационно-мотивационный этап

Приветствие:

- Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

- Ребята, мы с вами живём в замечательном крае. Как называется наша малая родина? (Белгородчина). С давнего времени по сей день живут на Белгородчине ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Испокон веков на Белгородчине

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые. 

- Сегодня мы приглашаем вас в увлекательный мир сказки.

2. Основной.

2.1Этап постановки проблемы

Много сказок есть на свете,

Сказку эту любят дети.

А вот как ее узнать?

Нужно сказку угадать.

Все подсказки здесь, в лукошке.

Потрудитесь-ка немножко!

(Сюжетные картинки прикрепляются на магнитную доску)

- Дети, в какую сказку мы попали? (Царевна-лягушка)

-  Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Белгородской черты «Царевна-лягушка». Мы ее расскажем, а затем покажем. Посмотрите на свой стол. Здесь лежат наши игры-помощники. Рассмотрите их, потрогайте и поздоровайтесь.  (Дети проходят и встают около столов, на которых лежат игры).

(Музыка волшебства)

- Кажется, начинаются чудеса! Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно.

2.2 Этап ознакомления с материалом

 «Было у царя три сына. Вот приходят они к отцу и просят:

- Батюшка, найди нам хороших жён!

- Нет, дети, -отвечает царь, - вы уже взрослые, ищите себе невест сами. А я потом помогу свадьбу сыграть, гостей на пир созвать. Стали царевичи думать, как невест найти. И порешили: каждому выпустить стрелу из лука. Где упадет, оттуда и жену брать».

Выкладывание изображения с описанием предмета.

(Педагог раздаёт листочки со схемами).

А сейчас мы выложим главного героя сказки – Ивана Царевича.

        У Ивана-царевича круглая голова, на голове шапка. Одет он в кафтан, а на ногах сапоги.  Выложите Ивана-царевича, как показано на образце.

«У старшего брата стрела прилетела на княжеский двор, у среднего - на купеческий. А у младшего, Ивана-царевича, угодила прямо в болото. Первый посватался к знатной княжне, второй- к богатой купеческой дочери. А третий пошёл на болото и видит: сидит на кочке лягушка, держит во рту его стрелу.

- Ну, - говорит себе Иван-царевич, - делать нечего, придётся ни с чем домой возвращаться. А лягушка вдруг отвечает человеческим голосом:

- Это почему же? Я твою стрелу поймала. Значит, ты на мне жениться должен. Разве не такой был уговор? Повздыхал, погоревал Иван Царевич, а потом посадил лягушку в карман и побрёл назад во дворец».

- Ребята, давайте выложим лягушку рядом с Иваном-Царевичем.

Сказкотерапевтический момент

Почему Иван-царевич взял лягушку домой? Ведь, она не может быть принцессой? (Ответы детей).  Как вы понимаете пословицу: «Дал слово – держи». (ответы детей).  Если ты кому-то пообещал что-то сделать, дал слово, то этим ты как бы говоришь: «Я честный человек, на меня можно положиться». Иван-царевич честный и ответственный человек, он умеет держать свое слово и выполняет свои обещания.

Физминутка «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки. (Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

 Ребята, давайте вспомним, что же было дальше?  (Дети рассказывают сказку с опорой на картинки, соответствующие сюжету).

- Все верно, царь перед свадьбой решил проверить невест своих сыновей, они ткали ковер и пекли хлеб. На пир к царю лягушка приехала в облике Василисы Премудрой.

Выкладывание изображения с описанием предмета.

(Педагог раздаёт листочки со схемами).

Перед вами изображение фигуры Василисы. Обратите внимание, на голове у неё кокошник, длинный сарафан с красивыми пышными рукавами. Выложите царевну у себя на столе.  

C:\Users\GIGABYTE\Desktop\20241108_141749.jpg

«В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне. Тут как раз и царевна вбегает. Увидела, что он натворил, - и залилась слезами:

 - Эх, Иван-царевич, зачем ты это сделал! Кощей Бессмертный наложил на меня заклятье – лягушкой на болоте жить. За то, что не хотела за него замуж выходить. Если выдержу три года, отпустит на свободу. Только вымолвила, налетел чёрный вихрь – и унёс её неведомо куда. А Иван-царевич закинул за плечи свой лук и пошёл пропавшую невесту искать».


- Давайте вспомним, кого первым встретил Иван-царевич на своем пути? (Старушку).

- Как отблагодарила Ивана-царевича старушка за то, что он помог ей реку перейти? (Дала волшебный клубок)

- Кто встретился Иван-царевичу, пока он шел за клубком? (волчица, орлица и щука)

- Как он с ними поступил? (Пожалел, не стал убивать)

- Куда привел Ивана волшебный клубок? (К могучему дубу, под которым был спрятан сундук).

Выкладывание изображения с описанием предмета

Сделаем дуб с большой широкой кроной, а ствол дерева будет треугольной формы.

C:\Users\GIGABYTE\Desktop\20241108_142428.jpg

- Где находилась смерть Кощея Бессмертного? (В сундуке, на конце иглы)

- Добыл ли Иван смерть Кощея? (Да)

Сказкотерапевтический момент

- Почему звери помогли Ивану-Царевичу? (Он добрый, смелый, любит животных, не стал их губить, а пожалел и отпустил). Ребята, как вы понимаете слова пословицы: «Доброе дело без награды не остается» (Пословица говорит о том, что все в жизни возвращается. Сделаешь добро — оно к тебе вернется, а зла пожелаешь кому-то — и себе жди неприятностей.)

- Чем заканчивается сказка? (Иван-царевич спас Василису, и стали они жить-поживать и беды не знать)

- Чему учит нас эта сказка? (Доброте, справедливости, взаимопомощи)

- Если вы будете добрыми, то добро к вам обязательно вернется.


3 этап. Рефлексия.

- Вам понравилась русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

- Кто из героев вам больше понравился? (ответы детей)

- Мне тоже очень понравилась сказка «Царевна-лягушка». Больше всего понравился Иван-царевич, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Премудрую и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного.

Были ли трудности в составлении и проигрывании сказки, какие? Запомнили ли вы сказку? Можем мы рассказать сказку другим детям детского сада?

Театрально-игровая деятельность.

Проигрывание сказки. Детям предлагаются роли на выбор.

Музыкальное сопровождение: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.

4 этап. Ритуал прощания. 

 «Вот и сказочке конец, а кто делал - молодец». Затем педагог по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Аня - молодец!», «Ваня– молодец! и т. д. Это доставляет детям необыкновенную радость, и, если сначала они говорят тихо, глядя в сторону, то впоследствии говорят о себе громко и с удовольствием.

Литература

1. Воскобович В. В., Медова Н.А., Файзуллаева Е.Д. [и др.]. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» / Под ред. Л. С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.— 352 с.

2. Макушкина С. В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / Под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. - 224 с.

3. Макушкина С. В Умные игры в сказках для малышей: парциальная программа / Под ред. О.М. Вотиновой. СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020. - 182 с.

Другие источники

Электронное приложение к книге С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» https://geokont.ru/MethodSumm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»

Закрепляет знания детей о сказке, формирует  умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...

Конспект НОД . Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД .Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»Цель: развитие детской инициативы, самостоятельности, активности. Задачи: развивать творчес...