пересказ текста с помощью рук
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Тема: «Поможем Буратино пересказать текст»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_buratino_pereskazat_tekst.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таким картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
Тема: «Поможем Буратино пересказать текст»
Основная цель: Знакомство с новым способом запоминания: «графическая аналогия» (символ-образ).
Обучение детей старшего дошкольного возраста пересказыванию с использованием приема мнемотехники
Задачи:
Обучающие.
#1055;ознакомить с новым способом кодирования информации.
2. Обучать детей умению высказываться грамматически правильно.
Строить предложения, связно и последовательно передавать содержание текста.
Развивающие.
Развивать:
- умение сравнивать, выделять существенные признаки предметов;
- ассоциативное мышление через кодирование словесной информации;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- пространственную ориентировку (на другом – на картинке).
Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию на участие в совместной деятельности
- Воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднение.
- Содействовать воспитанию коммуникативной культуры.
Демонстрационный материал: мольберт, магниты. Конверт с письмом. Карточки для физкультминутки с символами человечков. Символы к тексту.
Раздаточный материал:
Карандаши простые, лист бумаги.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте его.
«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. В этом году я пошел в школу, нам задали текст для пересказа. Читаю и никак не могу его запомнить. Подскажите мне способ, как запомнить и рассказать текст. Высылаю рассказ.
Буратино».
- Ребята, о чём просит нас Буратино? (О помощи.) ( Помочь Буратино запомнить текст.) (Просит подсказать, как можно быстро запомнить текст.)
- Вы хотите ему помочь? (Да, хотим!)
- Мы знаем способ как быстро запомнить текст? (Да, знаем, долго повторять и запомнишь)
- Этот способ Буратино уже пробовал
- Так, значит мы не сможем помочь Буратино в беде, а он надеялся на нас (Сможем) (Надо помочь)
- Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь Буратино.
2. Актуализация в игровой ситуации
- Скажите, пересказать текст или выучить стихотворение это легко? (Мне легко.) (Мне не очень.) (Нормально.)
- Кто вам помогает учить стихотворение? (Мне мама помогает.) (Я учу в садике с воспитательницей.) (Я с бабушкой.)
-Отчего зависит быстрота запоминания (Зависит от памяти)
Быстрота запоминания зависит от того, какая память, если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память.
3. Затруднение в игровой ситуации
Я буду называть слова. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить
- Глаза, полосатая, хвост, комочек, сидеть, лапки.
- Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала. Ответы детей .
- Вы запомнили много слов. Немного усложню задание, я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.
Ещё раз называю все слова.
- Повторите по порядку слова, которые я проговорила. Ответы детей.
- Кто-нибудь запомнил?
Если кто-то запомнил похвалить.
-Все смогли запомнить? (Нет, не смогли)
- С чем мы столкнулись? (Со сложностью. С трудностью)
- У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку
-Не переживайте, давайте разбираться.
4. Открытие нового знания
- Скажите, а что помогло бы запомнить слова по порядку? (Хорошая память) (Можно записать…) (Можно зарисовать)
Как побыстрее изобразить? (Можно обозначить каким-нибудь значком)
-Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом и зашифровать его.
- Какой символ мы выберем для изображения слова «глаза»?
- Выбор символа детьми.
- Все согласны? Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ.
Какое слово мы зашифровали.
Ребенок рисует
-Слово полосатая
Подумайте и представьте, как его можно обозначить.
Дети выбирают и зарисовывают символ.
- Слово хвост
-Комочек
- сидеть
Следующее слово- лапки.
- Вот мы и «зашифровали» слова. Теперь повторите все слова по порядку глядя на эти символы.
-Вы хорошо поработали, и я вижу устали. Предлагаю немного отдохнуть.
- Включение нового знания в систему знаний
Физкультминутка «Прими такую же позу».
-Я буду показывать вам карточки с символами человечков, а вы будете принимать такую же позу как у человечка.
Вот вы и отдохнули, что помогло вам сделать зарядку?
Карточки с символами .
А сейчас вам прочитаю рассказ, который прислал Буратино.
Мурка.
Кошка Мурка сидит на стуле. Она серая, полосатая, а лапки и грудка у неё белые. Ушки у Мурки серые, остренькие, глаза зеленые, зубки беленькие, хвост пушистый.
У Мурки три котенка. Один котенок серый, полосатый, такой же как и Мурка. Второй котенок чёрный, только лапки и грудка у него белые. А третий котенок рыжий.
У всех котят лапки белые, а глазки голубые. Они пушистые, как комочки. Серый котенок лакает молоко из блюдца. Черный котенок лежит на коврике. А рыжий играет с мячом. Все довольны.
Вопросы по тексту
Читаю текст по предложениям, дети подбирают подходящие по их мнению символы. Записываем символы на доске.
Что вы сделали? (Мы подобрали символы к словам.)
- Давайте попробуем рассказать текст глядя на символы. Дети рассказывают текст с помощью символов.
- У вас получилось запомнить текст? (Получилось.)
- Что вам помогло (символы.)
Как вы думаете, если бы у Буратино была такая таблица-схема, ему было бы легче пересказать текст. (Думаем, что легче.)
Я предлагаю отправить эту схему Буратино по почте. Вы согласны? Схему кладут в конверт и запечатывают.
6. Итог
- Мы смогли помочь Буратино? (Смогли, потому что подобрали значки-символы к рассказу)
-В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам) (Потом глядя на них, вспоминать слова).
А как вы думаете, где вам пригодиться этот способ?
(В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам...)
Я рада, что вы откликнулись на просьбу Буратино, не остались равнодушными.
Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Появились проталины. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелётные птицы.
Солнце, лужа, дождь, травка, насекомые, птицы
Игра «Ласковые слова»
Весной хочется говорить только ласковые слова!
Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко
Ветка-
Дерево-
Лист-
Ручей-
Трава-
Весна- вёснушка
Лужа-
Туча- тучка
Цветок-, -, дождь-, ветер-, куст-, облако-, жук-, птица-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ текста цепной организации «Как кошки ходили на работу»
Представленный материал опирается на методику развития связной речи для детей с системными нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....
«Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством моделирования проблемных сюжетов»
Государственное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №711 Тема: «Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством мод...
Сычёва Г.Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1. Методические рекомендации. - М.: Книголюб, 2003. — 8 с. (Развитие связной речи.)
Комплект состоит из 32 цветных картинок и методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.Основное назначение пособия — обучить детей пер...
Сычёва Г.Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 2. Методические рекомендации. -М.: Книголюб, 2005. — 12 с. (Развитие связной речи.)
Комплект состоит из 30 цветных картинок и методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.Основное назначение пособия — обучить детей пе...
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
НОД по развитию речи -пересказ текста "Грибы"
НОД проводила как итоговое. При проведении решала следующие педагогические задачи:на развитие связной речи:-совершенствовать монологическуюречь, умение последовательно пересказывать,- развивать фонема...
Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."
Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...