пересказ текста с помощью рук
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Тема: «Поможем Буратино пересказать текст»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_buratino_pereskazat_tekst.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам - он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таким картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе

Тема: «Поможем Буратино пересказать текст»

Основная цель: Знакомство с новым способом запоминания: «графическая аналогия» (символ-образ).

Обучение детей старшего дошкольного возраста пересказыванию с использованием приема мнемотехники

Задачи:

Обучающие.

#1055;ознакомить с новым способом кодирования информации.

2. Обучать детей умению высказываться грамматически правильно.

Строить предложения, связно и последовательно передавать содержание текста.

Развивающие.

Развивать:

  • умение сравнивать, выделять существенные признаки предметов;
  • ассоциативное мышление через кодирование словесной информации;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • пространственную ориентировку (на другом – на картинке).

Воспитательные:

  • Формировать положительную мотивацию на участие в совместной деятельности
  • Воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднение.
  • Содействовать воспитанию коммуникативной культуры.

Демонстрационный материал: мольберт, магниты. Конверт с письмом. Карточки для физкультминутки с символами человечков. Символы к тексту.

Раздаточный материал:

Карандаши простые, лист бумаги.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте его.

«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. В этом году я пошел в школу, нам задали текст для пересказа. Читаю и никак не могу его запомнить. Подскажите мне способ, как запомнить и рассказать текст. Высылаю рассказ.

Буратино».

- Ребята, о чём просит нас Буратино? (О помощи.) ( Помочь Буратино запомнить текст.) (Просит подсказать, как можно быстро запомнить текст.)

  • Вы хотите ему помочь? (Да, хотим!)
  • Мы знаем способ как быстро запомнить текст? (Да, знаем, долго повторять и запомнишь)
  • Этот способ Буратино уже пробовал
  • Так, значит мы не сможем помочь Буратино в беде, а он надеялся на нас (Сможем) (Надо помочь)
  • Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь Буратино.

2. Актуализация в игровой ситуации

- Скажите, пересказать текст или выучить стихотворение это легко? (Мне легко.) (Мне не очень.) (Нормально.)

  • Кто вам помогает учить стихотворение? (Мне мама помогает.) (Я учу в садике с воспитательницей.) (Я с бабушкой.)

-Отчего зависит быстрота запоминания (Зависит от памяти)

Быстрота запоминания зависит от того, какая память, если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память.

3. Затруднение в игровой ситуации

Я буду называть слова. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить

  • Глаза, полосатая, хвост, комочек, сидеть, лапки.
  • Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала. Ответы детей .
  • Вы запомнили много слов. Немного усложню задание, я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.

Ещё раз называю все слова.

  • Повторите по порядку слова, которые я проговорила. Ответы детей.
  • Кто-нибудь запомнил?

Если кто-то запомнил похвалить.

-Все смогли запомнить? (Нет, не смогли)

- С чем мы столкнулись? (Со сложностью. С трудностью)

- У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку

-Не переживайте, давайте разбираться.

4. Открытие нового знания

- Скажите, а что помогло бы запомнить слова по порядку? (Хорошая память) (Можно записать…) (Можно зарисовать)

Как побыстрее изобразить? (Можно обозначить каким-нибудь значком)

-Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом и зашифровать его.

  • Какой символ мы выберем для изображения слова «глаза»?
  • Выбор символа детьми.
  • Все согласны? Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ.

Какое слово мы зашифровали.

Ребенок рисует

-Слово полосатая

Подумайте и представьте, как его можно обозначить.

Дети выбирают и зарисовывают символ.

  • Слово хвост

-Комочек

- сидеть

Следующее слово- лапки.

  • Вот мы и «зашифровали» слова. Теперь повторите все слова по порядку глядя на эти символы.

-Вы хорошо поработали, и я вижу устали. Предлагаю немного отдохнуть.

  1. Включение нового знания в систему знаний

Физкультминутка «Прими такую же позу».

-Я буду показывать вам карточки с символами человечков, а вы будете принимать такую же позу как у человечка.

Вот вы и отдохнули, что помогло вам сделать зарядку?

Карточки с символами .

А сейчас вам прочитаю рассказ, который прислал Буратино.

Мурка.

Кошка Мурка сидит на стуле. Она серая, полосатая, а лапки и грудка у неё белые. Ушки у Мурки серые, остренькие, глаза зеленые, зубки беленькие, хвост пушистый.

У Мурки три котенка. Один котенок серый, полосатый, такой же как и Мурка. Второй котенок чёрный, только лапки и грудка у него белые. А третий котенок рыжий.

У всех котят лапки белые, а глазки голубые. Они пушистые, как комочки. Серый котенок лакает молоко из блюдца. Черный котенок лежит на коврике. А рыжий играет с мячом. Все довольны.

Вопросы по тексту

Читаю текст по предложениям, дети подбирают подходящие по их мнению символы. Записываем символы на доске.

Что вы сделали? (Мы подобрали символы к словам.)

  • Давайте попробуем рассказать текст глядя на символы. Дети рассказывают текст с помощью символов.
  • У вас получилось запомнить текст? (Получилось.)
  • Что вам помогло (символы.)

Как вы думаете, если бы у Буратино была такая таблица-схема, ему было бы легче пересказать текст. (Думаем, что легче.)

Я предлагаю отправить эту схему Буратино по почте. Вы согласны? Схему кладут в конверт и запечатывают.

6. Итог

- Мы смогли помочь Буратино? (Смогли, потому что подобрали значки-символы к рассказу)

-В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам) (Потом глядя на них, вспоминать слова).

А как вы думаете, где вам пригодиться этот способ?

(В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам...)

Я рада, что вы откликнулись на просьбу Буратино, не остались равнодушными.

Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Появились проталины. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелётные птицы.

Солнце, лужа, дождь, травка, насекомые, птицы

Игра «Ласковые слова»

Весной хочется говорить только ласковые слова!

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко

Ветка-

Дерево-

Лист-

Ручей-

Трава-

Весна- вёснушка

Лужа-

Туча- тучка

Цветок-, -, дождь-, ветер-, куст-, облако-, жук-, птица-…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ текста цепной организации «Как кошки ходили на работу»

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....

«Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством моделирования проблемных сюжетов»

Государственное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №711 Тема:  «Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством мод...

Сычёва Г.Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1. Методические рекомендации. - М.: Книголюб, 2003. — 8 с. (Развитие связной речи.)

Комплект состоит из 32 цветных картинок и методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.Основное назначение пособия — обучить детей пер...

Сычёва Г.Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 2. Методические рекомендации. -М.: Книголюб, 2005. — 12 с. (Развитие связной речи.)

Комплект состоит из 30 цветных картинок и методических ре­комендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.Основное назначение пособия — обучить детей пе...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

НОД по развитию речи -пересказ текста "Грибы"

НОД проводила как итоговое. При проведении решала следующие педагогические задачи:на развитие связной речи:-совершенствовать монологическуюречь, умение последовательно пересказывать,- развивать фонема...

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...