Пересказ текста цепной организации «Как кошки ходили на работу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Носова Марина Владимировна

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ  текста  цепной  организации  «Как  кошки  ходили  на  работу» (1 занятие)

Программное  содержание:

--учить  детей пересказывать небольшой повествовательный  рассказ  с  опорой  на  картинно-графический  план.

--познакомить  детей  с  правилами  смысловой  связи  предложений  в  рассказе  повествовательного  характера.

--уточнять  значения  слов, сложных  по  семантике: музей, Англия, форма

--автоматизировать  в  речи  детей  слова, сложные  по  слоговой  структуре.

Развивать  объем  линейной  кратковременной  памяти.

Оборудование:

  1. Предметные  картинки для  построения  КГП с изображением карты  Англии, музея, кошек, одежды, желтого  банта, кошек  с  желтым  бантом, мышей, картин  и  лишние  2  картинки с  изображением  медведя  и  вазы;
  2. Маркеры: а) синяя  стрелка  на  слово-предмет;

                       б) красная  стрелка  напоминает  нам  о  дружбе  предложений;

3. Магниты, магнитная  доска.

Лексический  материал:

1.а) слова, сложные  по  семантике

слово

объяснение

музей

помещение, где  хранят

предметы, картины, …

Англия

страна

форма

одинаковая одежда у людей  

разных  профессий, учеников…

б) слово, сложное  по  слоговой структуре: Англия – 3слога, 2  стечения  согласных  (поочерёдное  проговаривание  слогов)

Ход  занятия: 1.Оргмомент

2. Логопед  предлагает  детям  в  процессе  прослушивания  рассказа  запомнить, о  ком? или о  чем? сообщается  в  рассказе.

Логопед  читает  рассказ «Как  кошки  ходили  на  работу»

В Англии  находится  музей.

В  музее  работают  кошки.

Кошки  носят  форму.

Формой называют  желтый  бант.

По  желтому  банту  и  узнают  кошек.

Кошки   ловят  мышей.

Иначе, мыши  испортят   картины.

Л.: Понравился вам  рассказ? Что  нового  из  него  узнали?

3. Инструкция: Сегодня  будем  учиться  пересказывать  рассказ. Отберите  те  картинки, о  которых  говорится  в  нашем  рассказе (дети  отбирают  картинки, лишние  убирает  логопед)

Логопед  уточняет  семантику  слов: музей, Англия, форма

(см. лексический  материал п.1а)

Ведется  работа  по  слоговой  структуре  слова

(см. лексический  материал  п.1б)

4.Инструкция: Будем  записывать  рассказ, не  словами, а  картинками.

Логопед  открывает  часть  доски, где  мелом (на  каждое  предложение) нарисованы  2  пустых   квадрата и  между ними  стрелочка.

Л.: объясняет  значение всех  элементов: «Первый  квадрат- это  первое  слово, синяя  стрелка- это  тоже  слово, второй  квадрат- это  еще  одно  слово. Все  вместе – это  целое  предложение. Сколько  предложений  в  нашем  рассказе? (шесть)

Инструкция: Подберите  картинки и поставьте стрелочку  к  первому  предложению.  Прочитайте  первое  предложение (В Англии  находится  музей)…

Далее  дети  подбирают  предметные  картинки  ко  всей  схеме.

5.Логопед  закрывает  экраном  все  предложения, кроме  первых  двух.

Л.: Посмотрите  на  картинки  и  скажите,  какие  повторяются?

(дети  замечают, что  в  двух  соседних  предложениях  говорится  об  одном  и  том  же  предмете- музее)

Л.: подводит  детей  к  выводу, что  именно  за  счет  такого  повтора  предметных  картинок отдельные    предложения  соединяются  в  рассказ.

Л.: Красная  стрелка  нам  подскажет, что  предложения  дружат  между  собой.

Л.: Соедините  красной  стрелочкой  одинаковые  картинки (дети  выполняют  задание)

6. Физминутка

Речевая  п/и «Кошка»

СЛОВА

ДВИЖЕНИЯ

Села  кошка  под  кусточек,

Сесть  на  корточки

Сыра  скушала  кусочек,

Похлопать  себя  по  животику

Встала  кошка, потянулась,

Встать и  потянуться

Её шерстка  развернулась.

Погладить  руками  живот.

7.Инструкция:  Расскажите    рассказ  целиком   по  плану.

Дети  рассказывают:

В Англии  находится  музей.

В  музее  работают  кошки.

Кошки  носят  форму.

Формой называют  желтый  бант.

По  желтому  банту  и  узнают  кошек.

Кошки   ловят  мышей.

Иначе, мыши  испортят   картины.

(выслушиваются  3-4  ответа)

8. Итог

Чему  учились  на  занятии?

Оценка  деятельности  детей  на  занятии.