ПРОЕКТ «Книжкина неделя» во второй младшей группе
проект по художественной литературе (младшая группа)
в 2024-2025 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24-25_proekt_knizhkina_nedelya_vo_2_ml.gruppe.doc | 466 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
ПРОЕКТ
«Книжкина неделя»
во второй младшей группе
Выполнила:
Терешкова Т.А.
г. Смоленск, 2024 г.
Паспорт проекта
Адресация проекта: проект предназначен для детей второй младшей группы
Руководитель проекта: воспитатель Терешкова Т.А.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Возрастная группа: 3-4 года
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Уровень контактов: в пределах ДОО
Итоговое мероприятие: досуг совместно с родителями «В гостях у сказки».
Актуальность. Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширит представления детей о произведениях детских писателей, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.
Цель проекта формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний.
2. Расширять представления детей о многообразии форм книг, о том, как создаются книги.
3. Формировать у детей познавательные умения:
- умение наблюдать, сравнивать;
- творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию;
- самовыражаться в разных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
5. Способствовать всестороннему развитию речи детей.
6. Формировать у родителей понятия важности их участия в формировании книжной культуры детей.
7. Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Планируемые результаты проведения «Книжкиной недели»:
- повышение интереса детей к художественной литературе;
- возрождение домашнего чтения;
- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей
После завершения проекта педагоги смогут:
• повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;
• обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;
• расширить круг взаимодействия с родителями;
• испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
После завершения проекта дети смогут:
• понимать важность книги в жизни человека;
• бережно относиться к книге – источнику знаний;
• получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.
После завершения проекта родители смогут:
• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, игровая деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта:
- Дидактические игры по теме: разрезные картинки, пазлы, лото.
- Детская художественная литература для чтения: сказки, энциклопедии и пр.
- Картины и иллюстрации к произведениям.
- Портреты детских писателей.
- Видеозаписи и аудиозаписи.
- Наборы разных видов театра (настольный, кукольный, на фланелеграфе).
- Макси сказочных героев, атрибуты для драматизации.
- Материалы для продуктивной деятельности.
Этапы проекта:
I Этап – подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Сбор информационного материала:
- изучение методических пособий и литературы по теме;
- подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);
- изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий
3. Анкетирование родителей на тему: «Читаем вместе».
4. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II Этап – основной (познавательно – развивающий):
1. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- рассматривание картин, иллюстраций к сказкам;
- игры-драматизации;
- дидактические игры по сказкам;
- художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование);
- тематические выставки
- Итоговое мероприятие - совместный досуг с родителями «В гостях у сказки».
III Этап – заключительный:
1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
2. Фотоотчет.
3. Выставка детского творчества по теме проекта.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап (с 7 по 11 октября):
1. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, рассказы).
2. Создание дидактических игр: «Угадай героя сказки», «Определи последовательность (по сказкам)», лото, разрезные картинки, пазлы.
3. Подготовка консультаций для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»;
4. Анкетирование родителей «Читаем вместе»;
5. Составление конспектов тематических занятий, разработка сценария досуга с родителями «В гостях у сказки».
6. Изготовление газеты «Книжкина неделя».
II. Основной этап (с 14 по 18 октября):
1. Тематические выставки: «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки», «Книга – мой лучший друг»;
2. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, загадки);
3. Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям;
4. Проведение дидактических игр: дидактические игры «Угадай сказку», «Узнай героя», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам и т. д.
5. Беседы о правилах обращения с книгой, «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Из чего сделаны книги», беседа о произведениях К. Чуковского и А. Барто,
6. Совместное творчество детей и родителей - книжки-самоделки;
7. Театрализованная деятельность;
8. Художественно-эстетическая деятельность: изготовление закладок для книг (аппликация), рисование любимых героев (в раскрасках).
9. Трудовая деятельность: организация «Книжкиной больницы» (ревизия и ремонт книг)
10. Конкурс чтецов по стихам А.Барто (доставить детям радость от конкурса, вспомнить стихотворения детских поэтов, развивать интерес к художественной литературе, развивать умение слушать своего товарища);
11. Взаимодействие с родителями: консультации для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»; досуг-развлечение для детей и родителей «В гостях у сказки».
III. Заключительный этап (с 21 по 25 октября):
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Выставка результатов творчества детей.
3. Демонстрация результатов работы по проекту: фотоотчет
Роль родителей в реализации проекта:
- Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Книжки-малышки».
- Досуг с родителями «В гостях у сказки».
3. Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома», консультации.
Приложение к проекту «Книжкина неделя»
План проведения недели книги
Понедельник
Открытие недели книги «Королева книжек – малышек»
Цели дня:
- Воспитывать доброжелательное отношение к книгам
- Расширять представления о книжках –малышках
- Развивать интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги
Мероприятия:
1. Беседа «Какие бывают книги». Дать детям понятие, что книга - друг.
2. Организация выставки «Книга – мой лучший друг»
3. Занятие по познавательному развитию «Смешной рисунок» (Дать представление из чего сделана книга, познакомить со свойствами бумаги)
4. Чтение стихов, загадок про книги, героев сказок.
5. Сюжетно-ролевая игра «Кто в теремочке живет?».
Вторник
По страницам любимых книг
Цели дня:
- Создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию детей книг, принесенных из дома
- Побуждать детей к рассказу по иллюстрациям о героях
Мероприятия:
1. Беседа о правилах обращения с книгой
2. Аппликация «Закладки для книг»
3. Игра – драматизация по сказке «Репка»
4. Организация выставки книг, принесённых из дома «Моя любимая книга»
5. Конкурс чтецов по стихам А. Барто.
Среда
«В гостях у сказки»
Цели дня:
- Сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать
- Закрепить знание содержания знакомых сказок
- Сформировать желание быть похожим на положительных героев
Мероприятия:
1. Беседа по сказкам
2. Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам
3. Занятие по ФЭМП «В гости к сказкам»
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений
5. Викторина «Сказка, я тебя знаю»
Четверг
Чудеса в книжном царстве
Цели дня:
- Сформировать интерес к художественной литературе
- Научить высказывать суждения по отношению к поступкам героев произведений К. И. Чуковского
- Знакомство с писателем К. И. Чуковский.
Мероприятия:
1. Беседа с детьми «Кто пишет книги», знакомство с писателем К.Чуковским.
2. Рисование «Дорисуй героя» - развитие воображения, памяти, мелкой моторики
3. Физкультурное занятие «В гостях у Бармалея»
4. Чтение отрывков произведений К. И. Чуковского
5. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Пятница
Книжкина больница
Цели дня:
- Воспитывать бережное отношение к книгам
- Научить детей оказывать помощь в ремонте книг
- Создать положительный эмоциональный настрой
Мероприятия:
1. Веселая зарядка с клоуном Плюхом
2. Беседа «Из чего сделаны книги»
3. Выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки»
4. Труд в книжном уголке «Книжкина больница»: учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге
5. Итоговое мероприятие: досуг с родителями «В гостях у сказки»
На протяжении недели проводятся дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.
ОТЧЕТ
о проведении «Книжкиной недели»
во второй младшей группе
С 7 по 11 октября 2024 года во второй младшей группе проводилась «Книжкина неделя». В проведении недели книги приняли участие 24 воспитанника и их родители. Работа проводилась согласно плану проведения «Книжкиной недели».
На подготовительном этапе проекта провелось анкетирование родителей на тему «Читаем вместе», по результатам которого (см. прил. к отчету 1) было выявлено следующее:
- В каждой семье есть книги, хранящиеся в книжном шкафу или на книжных полках (92,6%), и почти в каждой семье (92,4%) есть специально отведенная для ребенка книжная полка с детскими книгами. Однако каждый день (вечер) ребенку читают только в 3 семьях (23,1%), во всех остальных семьях читают только, когда просит ребенок (77%), и только то, что просит ребенок (85%), а в 2 семьях для чтения ребенку берут случайно попавшуюся на глаза книгу (15,3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что сами родители не инициируют процесс чтения детям в семье, не прививают любовь к чтению, интерес к книгам, читают мало и только когда сам ребенок захочет и только то, что он хочет (знает). Причем большинство родителей считают, что их ребенок должен научиться читать уже к 5-6 годам (61,6%), а в 4 семьях считают, что дети должны читать в возрасте младше 5 лет (30,8%), но при этом сами не способствуют формированию у детей устойчивого интереса к книге, чтению.
- Родители знают любимые книги своего ребенка в 12 семьях из 13 (92,4%), беседуют с детьми о прочитанном (77%), большинство детей задают вопросы, проявляют интерес к прочитанному (85%), но при этом рассказать любимое произведение (или отрывок из него) могут только 8 детей (61,6%), остальные – либо не могут, либо родители не знают: могут или нет. Это также подтверждает, что детям дома читают недостаточно.
Рис.1 Анкеты «Читаем вместе»
Таким образом, актуальность и необходимость реализации проекта по формированию интереса у детей к книге через творческую и познавательную деятельность, а также привлечение родителей к формированию книжной культуры детей в нашей группе очевидна.
Открытие недели книги состоялось в понедельник.
Родителей и детей ожидала ярко оформленная приемная: на стенах развешаны персонажи из разных сказок, разработаны памятки для родителей «Что читать детям 3-4 лет», на информационном стенде была размещена информация о начале «Книжкиной недели» (представлен план работы на неделю, иллюстрации к сказкам, загадки о сказочных героях, пословицы о книге) и выставка на тему: «Книга – мой лучший друг».
Рис. 2. Оформление раздевалки
Рис. 3. Выставка книг
Во второй половине первого дня «Книжкиной недели» ребята сделали свою первую книжку-малышку «Колобок», сложив листы в виде книги и нарисовав красочные иллюстрации к сказке. Они проявили творчество, каждая книга получилась неповторимой.
Родителям было предложено творческое задание для совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению книжек – самоделок собственного сочинения и иллюстрирования.
Во вторник открылась выставка «Моя любимая книга», на которой были представлены книги наших детей, принесенные из дома. Целую неделю выставка пополнялась новыми экземплярами. Предварительно была проведена беседа о правилах обращения с книгой, о том, что нельзя в ней рисовать, нельзя ее рвать, бросать. Ребята аккуратно обращались с книгами в течение дня, вечером они забирали их домой, чтобы еще раз родители прочитали любимую книгу на ночь, а рано утром возвращали их на место. В течение всей недели мы, воспитатели, брали эти книги и читали ребятам, каждый хотел, чтобы именно его любимую книгу услышали все.
Рис.4.Выставка «Моя любимая книга»
В первой половине дня была проведена НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Закладка для книги», где была применена игровая ситуация- нашей няне нужно помочь разыскать любимую сказку в книге для чтения детям. Ребята активно, с большим интересом принялись помогать ей - изготавливать закладку для книги.
Во второй половине дня проводился конкурс чтецов по произведениям А. Барто. Дети с большим удовольствием читали любимые стихи перед своими сверстниками, а те им бурно аплодировали. Затем несколько ребят проиграли и показали другим ребятам сказку «Репка» с помощью настольного театра.
В среду весь день говорили о сказках: вспоминали любимые сказки, сказочных героев.
В первой половине дня все вместе спасали Иванушку из сказки «Гуси-лебеди», выполняя математические задания (повторение геометрических фигур, понятий «столько, сколько», «поровну», «широкий», «узкий») во время НОД по ФЭМП.
Во второй половине дня провели викторину «Сказка, я тебя знаю». Ребята с большим интересом и азартом отгадывали загадки, отвечали на вопросы, стараясь быть первыми.
В четверг проведена интересная беседа на тему «Кто пишет книги» и познакомились с детским писателем К.Чуковским, читали его произведения: вспоминали уже знакомые «Доктор Айболит», «Краденое солнце» и познакомились с новыми «Топтыгин и лиса», «Чудо-дерево».
Во второй половине дня ребята с удовольствием рисовали любимых героев, раскрашивали их.
Пятница прошла очень насыщенно и интересно.
С самого утра была организована выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки». Ожидания оправдали себя: некоторые родители откликнулись на предложение по изготовлению с детьми рукотворной книжки и очень творчески и старательно подошли к этому заданию. Выставка получилась хоть и не большой, но очень интересной. Уходя домой, родители с детьми с большим интересом рассматривали самодельные книжки, а некоторые из них («Дикие животные», «Овощи», «Загадки о животных») можно будет использовать и в дальнейшем в образовательной деятельности.
Рис. 5. выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки».
В первой половине дня беседовали с детьми на тему «Из чего сделаны книги», а потом была проведена игровая ситуация «Книжка заболела». Ребята узнали, как можно отремонтировать книгу и попробовали совместно с воспитателем «вылечить» книгу с помощью скотча, клея, ножниц и бумаги в «Книжкиной больнице».
И в заключении недели, во второй половине дня было проведено итоговое мероприятие – досуг-развлечение совместно с родителями «В гостях у сказки», на котором вспоминали знакомые сказки, сказочных героев, дети с удовольствием показали сказку «Репка», демонстрируя артистичность и смелость. Родители в свою очередь были не просто зрителями, а активными участниками досуга – отгадывали загадки, стали героями сказки про курочку Рябу, где им пришлось не только говорить слова по сказке, а еще петь и танцевать. В конце досуга дети с родителями вышли на веселый заключительный танец. Расходились все счастливые и довольные, делясь пережитыми положительными эмоциями и впечатлениями.
Всю неделю ребята играли в дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.
С родителями проводились беседы и консультации на тему: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», раздавались памятки «Что читать детям 3-4 лет».
Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях.
Таким образом, хорошо организованная и интересно проведённая «Книжкина неделя» помогла добиться следующих результатов:
- обогатить знания детей, проявить большой интерес у них к книге, возродить домашнее чтение, способствовала развитию индивидуальных качеств детей;
- стать родителям активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
- повышению педагогического мастерства педагога, расширению круга взаимодействия с родителями.
Кроме того, обогатилась развивающая среда группы дидактическими играми, наглядными пособиями по теме.
Рис. 6. Дидактические игры, наглядные пособия, ободки-маски для драматизации сказок
Все участники проекта (воспитатель, дети и родители) получили радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
Рис. 7. Выставка творческих работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Радужная неделя" для второй младшей группы
Задачи проекта:· Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;· Находить предметы зад...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ» в первой младшей группе
Дети младшего возроста в недостаточной степени имеют представление о книге, её важном значение в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге, не умеют состовлять рассказы, так как удетей бе...
Проект "Книжкина неделя" во второй младшей группе
Проект кроткосрочный, творческий на тему: "Книжкина неделя" во второй младшей группе....
Презентация проекта космической недели во второй младшей группе № 10
Основной идеей проекта является дать как можно больше знаний детям о космосе, через продуктивную детельность, а также через дидактические игры, подвижные игры, просмотра видеороликов. чтения кни...
Проект «Разноцветная неделя» во второй младшей группе «Гномики»
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива, а также развитие образного мышления, воображения, творческих способностей и фантазии детей. Анализируя рисунки детей в свободной ИЗОдеятельнос...
Отчет о проведении тематической недели «Книжкина неделя» во второй младшей группе
Цель-обогащение читательского опыта детей (опыта слушания); способствование восприятию и пониманию текста детьми; воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желанию внимательно их слуша...
«Книжкина неделя» во второй младшей группе
Трудно себе представить жизнь без верного друга — хорошей книги.На свете существует множество книг — маленьких и больших, совсем тоненьких и толстых. Каждая из ...