Занятие по физической культуре с детьми средней группы "Русские народные подвижные игры: Человек и природа"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Акобян (Лавренчук) Наталья Александровна

1.  Народные игры, отражающие отношение человека к природе  Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков 

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью 

Это занятие по играм Человек и природа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Русские народные подвижные игры «Человек и природа»

занятие по физической культуре для детей средней группы

Задачи:

1.Расширить знания детей о русских народных играх;

2. Развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции;                           3.Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Ход занятия:

«Аист и лягушка» Михалков С.В.

Поспорила Лягушка с Аистом:

— Кто красивее?

— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!

— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.

— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!

— А я квакать умею, а ты нет!

— А я летаю, а ты только прыгаешь!

— Летаешь, а нырять не можешь!

— А у меня есть клюв!

— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!

— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

"Аисты и лягушки" (русская народная игра)

 Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» — и располагаются на противоположных сторонах площадки. « Аисты» стоят на одной ноге, а «лягушки» прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь, На болото ты глядишь, А мы весело, прыг – скок, Догони – ка нас, дружок!

«Аисты» догоняют «лягушек». На следующий раз дети меняются ролями.

«Жаворонок» сказка Юлия Левченко

       В одном лесу жил жаворонок. Каждый летний день он встречал первым. Еще лучики солнца не коснулись земли, а он уже начинал свою песню.  Жаворонок пел:                                                                                                                            "Солнышко -ведрышко, выходи.

Солнышко - ведрышко, посвети.

Солнышко, милое, обогрей,

Чтобы было нам веселей".

         Солнце, заслышав песню, спешило на небо. Оно поднималось, расправляло свои лучики и согревало всех своим теплом. Тогда просыпались все птички вокруг и тоже начинали петь. Только старый ворон не пел. Он любил долго спать. Птицы, своим пением, мешали ему спать. Тогда ворон разозлился и проглотил жаворонка.

        Наступило утро. Никто не поет солнышку песню. Не встает солнышко, не согревает землю. Птенцы проснулись и давай кушать просить. А птицы не могут их покормить, не найти им в темноте жучков, червячков.

        Пришли птицы к ворону и говорят:

- Верни жаворонка, ворон, не то не видать нам солнышка.

- Не отдам! - ворон им отвечает. Мне и без солнышка хорошо.

Стали думать птицы, как им жаворонка вызволить. Вернулись они к ворону и говорят:

- Верни жаворонка, ворон, не то не видать нам солнышка.

- Не отдам, - упрямится ворон.

     Тогда птицы его спрашивают:

- Жаворонок песни петь умел, а ты что умеешь?

- Я танцевать умею, - отвечает им ворон.

- Так станцуй, - сказали птицы. А вокруг темно, хоть глаз выколи.

Стал ворон ногами в разные стороны топать, крыльями хлопать, клювом щелкать. А сам ничего не видит. Запнулся он об корягу и упал, клюв разинул - жаворонок и вылетел. Сел жаворонок на ветку и запел:

"Солнышко -ведрышко, выходи.

Солнышко - ведрышко, посвети.

Солнышко, милое, обогрей,

Чтобы было нам веселей".

Солнышко услышало песню и поднялось высоко - высоко и стало светить пуще прежнего. А ворона птицы прогнали вон из леса.

" Жаворонок. " (русская народная игра)

Дети стоят в кругу. В середине круга — ребёнок — «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу хороводным шагом и поют:

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине — Спрятал песенку в траве.

Ребёнок в центре круга в это время звенит колокольчиком. Дети останавливаются. «Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя игроками на пол. Они поворачиваются друг к другу спиной. Все участники игры говорят хором: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»

После этих слов, дети между которыми лежит колокольчик, бегут по кругу за спинами других игроков в противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт колокольчик, становится «жаворонком», и игра повторяется.

«Дядя Миша» Сутеев В.Г.

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:

— Как дела, Косой?

— Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

— А хороша морковка-то?

— Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

— Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, — задумчиво сказал Медведь, — в запас на зиму…

— На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!

Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела…

Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

— Безобразие какое! — зашипел Ёжик. — Что это тут делается?

— Морковку дёргаем! — рявкнул Медведь. — А ты куда собрался, Колючая Голова?

— В лес иду. За груздями, за белыми грибами!

— Вот грибы — это дело! — обрадовался Медведь. — Мне запас на зиму нужен. Идём за груздями, за белыми грибами!

— Дядя Миша, — пискнул Заяц, — а как же морковка?

— «Морковка, морковка»… — рассердился Медведь. — Сам её кушай, а я грибы больше люблю!

И пошел за Ежиком в лес.

Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.

Белка ему с дерева кричит:

— Что это ты, дядя Миша, всё кланяешься?

— Да вот, грибы собираю — себе запас на зиму делаю, — отвечает Медведь.

— Ну что твои грибы, — пищит Белка, — ты лучше орешков попробуй!

Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.

— Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так!

Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил. Увидел это Ёжик, только лапками развёл.

Тут навстречу Медведю Кот с удочками.

— Куда собрался, Усатый? — остановил его Медведь.

— На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.

— Рыбки? Я люблю рыбку, — облизнулся Медведь. — Мне очень нужно на зиму рыбкой запастись.

— Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, — сказал Кот.

Пошли на рыбалку. Вдруг Кот спрашивает:

— Постой! А как же твои орехи, дядя Миша?

— Да что орехи… Мелочь. Идём скорее рыбу ловить, мне её много на зиму нужно.

Пришли на речку.

Только закинули удочки — Лиса тут как тут!

Подсела к Медведю и хихикает:

— Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.

— Как это пустяками? — обиделся Медведь. Мне рыба в запас на зиму нужна.

— Да много ли ты её наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? говорит Лиса. — Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.

— Что за дело? — спросил Медведь.

— Пойдём-ка в деревню, кур, уток таскать.

— Кур? Уток? Идём скорее! — обрадовался Медведь и удочку бросил.

— Дядя Миша, у тебя рыбка клюёт! — кричит Кот.

— Пускай клюёт. Рыба не курица, — проворчал Медведь и пошёл за Лисой.

Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к колхозному птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:

— Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу сколько твоей душеньке захочется.

— Ладно, — говорит Медведь, — только поскорее приходи, побольше приноси. Мне запас на зиму нужен.

Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается… Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают-заливаются, того и гляди, разорвут!

Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису-плутовку и со всех ног бросился бежать…

Собаки целой сворой — за ним!

Так и гнали бедного Мишку до самого леса.

Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только её и видели!

А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает…

Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.

— Что с вами, дядя Миша?

— Да вот, собаки… Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.

— Собаки? Это нехорошо, — пискнул Мышонок.

— Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать…

— Запас — это хорошо, — пискнул Мышонок.

— Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, рыбу удил, кур таскал…

— Кур таскал? Это нехорошо, — пискнул Мышонок.

— Всё делал — и вот с пустыми лапами остался…

— Что же теперь делать будете, дядя Миша? — спросил Мышонок.

— Делать нечего, — сказал Медведь. — Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать…

— Эх, дядя Миша! — пискнул Мышонок. Он хотел, видно, ещё что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше.

А что тут скажешь.

(Илл. В.Г.Сутеева)

«У медведя во бору» (русская народная игра)

Игру проводят на любой площадке или в парке. Количество детей в игре не ограничено. На одной стороне игрового поля чертят линию, которую называют — «опушка», и круг — «берлога». Среди играющих с помощью считалки выбирают медведя, который будет сидеть в берлоге.

Дети ходят по границе опушки и имитируют сбор ягод и грибов. Медведь сидит в берлоге и делает вид, что спит. Дети подбираются все ближе к медведю и напевают песенку:

Я по опушке хожу.

Я на мишку гляжу.

Грибы ягоды беру.

И от мишки убегу!

Мишка, мишка косолапый.

Сел на шишку своей лапой,

Мишка громко заревел.

И пошел ловить детей!

После последней фразы, медведь выбегает из своей берлоги и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого осалил медведь, должен идти к нему в берлогу и сидеть там. Далее игра продолжается так же. После того, как всех детей медведь поймал, его меняет самый первый, кого он поймал.

Примечание: держать пойманного ребенка и волочить в «берлогу» не обязательно, он может посидеть на лавочке рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование командных спортивных игр на занятиях на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети дошкольники любят заниматься физкультурой. Особый интерес вызывают спортивные игры: фут...

Конспект занятия по физической культуре с детьми среднего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872410","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872411","...

Занятие по физической культуре. Тема: «Путешествие по тувинской народной сказке «Оскюс-оол и Золотая царевна»

laquo;Путешествие по тувинской народной сказке «Оскюс-оол и Золотая царевна»...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Конспект занятия по физической культуре в младшей группе, построенный на подвижных играх

Конспект физкультурного занятия в младшей группе, построенный на подвижных играх....

ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в ...