Занятие по физической культуре "Русские народные подвижные игры - Человек и природа"
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа)

Акобян (Лавренчук) Наталья Александровна

Русские народные игры можно разделить по разным критериям. Одни из таких критериев: Игры человек и природа; Бытовые игры и игры Соревновательного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Русские народные подвижные игры «Человек и природа»

занятие по физической культуре для детей средней группы

Задачи:

1.Расширить знания детей о русских народных играх;

2. Развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции;                           3.Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Ход занятия:

«Аист и лягушка» Михалков С.В.

Поспорила Лягушка с Аистом:

— Кто красивее?

— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!

— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.

— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!

— А я квакать умею, а ты нет!

— А я летаю, а ты только прыгаешь!

— Летаешь, а нырять не можешь!

— А у меня есть клюв!

— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!

— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

"Аисты и лягушки" (русская народная игра)

 Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» — и располагаются на противоположных сторонах площадки. « Аисты» стоят на одной ноге, а «лягушки» прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь, На болото ты глядишь, А мы весело, прыг – скок, Догони – ка нас, дружок! 

«Аисты» догоняют «лягушек». На следующий раз дети меняются ролями. 

«Жаворонок» сказка Юлия Левченко

       В одном лесу жил жаворонок. Каждый летний день он встречал первым. Еще лучики солнца не коснулись земли, а он уже начинал свою песню.  Жаворонок пел:                                                                                                                            "Солнышко -ведрышко, выходи.

Солнышко - ведрышко, посвети.

Солнышко, милое, обогрей,

Чтобы было нам веселей".

         Солнце, заслышав песню, спешило на небо. Оно поднималось, расправляло свои лучики и согревало всех своим теплом. Тогда просыпались все птички вокруг и тоже начинали петь. Только старый ворон не пел. Он любил долго спать. Птицы, своим пением, мешали ему спать. Тогда ворон разозлился и проглотил жаворонка.

        Наступило утро. Никто не поет солнышку песню. Не встает солнышко, не согревает землю. Птенцы проснулись и давай кушать просить. А птицы не могут их покормить, не найти им в темноте жучков, червячков.

        Пришли птицы к ворону и говорят:

- Верни жаворонка, ворон, не то не видать нам солнышка.

- Не отдам! - ворон им отвечает. Мне и без солнышка хорошо.

Стали думать птицы, как им жаворонка вызволить. Вернулись они к ворону и говорят:

- Верни жаворонка, ворон, не то не видать нам солнышка.

- Не отдам, - упрямится ворон.

     Тогда птицы его спрашивают:

- Жаворонок песни петь умел, а ты что умеешь?

- Я танцевать умею, - отвечает им ворон.

- Так станцуй, - сказали птицы. А вокруг темно, хоть глаз выколи.

Стал ворон ногами в разные стороны топать, крыльями хлопать, клювом щелкать. А сам ничего не видит. Запнулся он об корягу и упал, клюв разинул - жаворонок и вылетел. Сел жаворонок на ветку и запел:

"Солнышко -ведрышко, выходи.

Солнышко - ведрышко, посвети.

Солнышко, милое, обогрей,

Чтобы было нам веселей".

Солнышко услышало песню и поднялось высоко - высоко и стало светить пуще прежнего. А ворона птицы прогнали вон из леса.

" Жаворонок. " (русская народная игра)
Дети стоят в кругу. В середине круга — ребёнок — «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу хороводным шагом и поют:

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине — Спрятал песенку в траве.

Ребёнок в центре круга в это время звенит колокольчиком. Дети останавливаются. «Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя игроками на пол. Они поворачиваются друг к другу спиной. Все участники игры говорят хором: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»

После этих слов, дети между которыми лежит колокольчик, бегут по кругу за спинами других игроков в противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт колокольчик, становится «жаворонком», и игра повторяется.

«Дядя Миша» Сутеев В.Г.

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:

— Как дела, Косой?

— Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

— А хороша морковка-то?

— Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

— Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, — задумчиво сказал Медведь, — в запас на зиму…

— На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!

Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела…

Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

— Безобразие какое! — зашипел Ёжик. — Что это тут делается?

— Морковку дёргаем! — рявкнул Медведь. — А ты куда собрался, Колючая Голова?

— В лес иду. За груздями, за белыми грибами!

— Вот грибы — это дело! — обрадовался Медведь. — Мне запас на зиму нужен. Идём за груздями, за белыми грибами!

— Дядя Миша, — пискнул Заяц, — а как же морковка?

— «Морковка, морковка»… — рассердился Медведь. — Сам её кушай, а я грибы больше люблю!

И пошел за Ежиком в лес.

Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.

Белка ему с дерева кричит:

— Что это ты, дядя Миша, всё кланяешься?

— Да вот, грибы собираю — себе запас на зиму делаю, — отвечает Медведь.

— Ну что твои грибы, — пищит Белка, — ты лучше орешков попробуй!

Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.

— Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так!

Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил. Увидел это Ёжик, только лапками развёл.

Тут навстречу Медведю Кот с удочками.

— Куда собрался, Усатый? — остановил его Медведь.

— На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.

— Рыбки? Я люблю рыбку, — облизнулся Медведь. — Мне очень нужно на зиму рыбкой запастись.

— Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, — сказал Кот.

Пошли на рыбалку. Вдруг Кот спрашивает:

— Постой! А как же твои орехи, дядя Миша?

— Да что орехи… Мелочь. Идём скорее рыбу ловить, мне её много на зиму нужно.

Пришли на речку.

Только закинули удочки — Лиса тут как тут!

Подсела к Медведю и хихикает:

— Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.

— Как это пустяками? — обиделся Медведь. Мне рыба в запас на зиму нужна.

— Да много ли ты её наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? говорит Лиса. — Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.

— Что за дело? — спросил Медведь.

— Пойдём-ка в деревню, кур, уток таскать.

— Кур? Уток? Идём скорее! — обрадовался Медведь и удочку бросил.

— Дядя Миша, у тебя рыбка клюёт! — кричит Кот.

— Пускай клюёт. Рыба не курица, — проворчал Медведь и пошёл за Лисой.

Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к колхозному птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:

— Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу сколько твоей душеньке захочется.

— Ладно, — говорит Медведь, — только поскорее приходи, побольше приноси. Мне запас на зиму нужен.

Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается… Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают-заливаются, того и гляди, разорвут!

Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису-плутовку и со всех ног бросился бежать…

Собаки целой сворой — за ним!

Так и гнали бедного Мишку до самого леса.

Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только её и видели!

А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает…

Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.

— Что с вами, дядя Миша?

— Да вот, собаки… Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.

— Собаки? Это нехорошо, — пискнул Мышонок.

— Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать…

— Запас — это хорошо, — пискнул Мышонок.

— Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, рыбу удил, кур таскал…

— Кур таскал? Это нехорошо, — пискнул Мышонок.

— Всё делал — и вот с пустыми лапами остался…

— Что же теперь делать будете, дядя Миша? — спросил Мышонок.

— Делать нечего, — сказал Медведь. — Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать…

— Эх, дядя Миша! — пискнул Мышонок. Он хотел, видно, ещё что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше.

А что тут скажешь.

(Илл. В.Г.Сутеева)

«У медведя во бору» (русская народная игра)

Игру проводят на любой площадке или в парке. Количество детей в игре не ограничено. На одной стороне игрового поля чертят линию, которую называют — «опушка», и круг — «берлога». Среди играющих с помощью считалки выбирают медведя, который будет сидеть в берлоге.

Дети ходят по границе опушки и имитируют сбор ягод и грибов. Медведь сидит в берлоге и делает вид, что спит. Дети подбираются все ближе к медведю и напевают песенку:

Я по опушке хожу.

Я на мишку гляжу.

Грибы ягоды беру.

И от мишки убегу!

Мишка, мишка косолапый.

Сел на шишку своей лапой,

Мишка громко заревел.

И пошел ловить детей!

После последней фразы, медведь выбегает из своей берлоги и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого осалил медведь, должен идти к нему в берлогу и сидеть там. Далее игра продолжается так же. После того, как всех детей медведь поймал, его меняет самый первый, кого он поймал.

Примечание: держать пойманного ребенка и волочить в «берлогу» не обязательно, он может посидеть на лавочке рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

Проект по физической культуре «Народные подвижные игры»

Проект по физической культуре «Народные игры»В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи ...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Самообразование инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников"

Тема: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников»ВведениеИгра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным по...

Занятие по физической культуре с детьми средней группы "Русские народные подвижные игры: Человек и природа"

1.  Народные игры, отражающие отношение человека к природе  Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших пре...