Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе с применением «Кластер – технологии» - «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В образовательной деятельности создаются условия для расширения представления детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского, закрепление знаний детей о произведениях К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино Горе», «Мойдодыр»., воспитываются коммуникативные взаимоотношения между детьми, любовь к художественной литературе, интерес к произведениям К. И. Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_zanyatie_po_rechi_putesh_po_skazkam_chukovskogo.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе по «Кластер – технологии»
Тема: «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского»
(по сказкам «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр»).
Подготовила: воспитатель
Анисимова Л.В.
Цель: создание условий для расширения представления детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского, закрепление знаний детей о произведениях К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино Горе», «Мойдодыр».
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и развивать знания о произведениях К. И. Чуковского: понимать содержание произведения, видеть мысль, которую хочет донести писатель;
- учить слушать и вступать в диалог; доказывать свою мысль; слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении;
- учить работать в парах;
- закреплять знания о предметах личной гигиены, видах посуды, бытовой техники, полезных свойствах фруктов;
- прививать любовь к ЗОЖ, закреплять в повседневной жизни правила личной гигиены, поведения, умения следить за своим внешним видом, правильному питания.
- доставлять радость от встречи с любимыми сказочными героями.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативные взаимоотношения между детьми;
- воспитывать любовь к художественной литературе, интерес к произведениям К. И. Чуковского.
Развивающие:
- развивать умение пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.
- развивать память, смекалку, мышление, умение вспоминать и воспроизводить знакомые четверостишия произведения;
- развивать умение работать вместе, решать общую задачу;
- развивать эмоциональную сферу детского воображения, творческий подход в решении проблемного вопроса.
Взаимосвязь образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально - коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно=эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская.
Формы реализации детских видов деятельности: игра – путешествие.
Предварительная работа: беседа о писателе К. И. Чуковском, чтение произведений К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», игры с псобием «Книга-друг человека», рассматривание иллюстраций «Личная гигиена», беседы о ЗОЖ, ситуативные разговоры в умывальной комнате, Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Оборудование: выставка книг К. Чуковского (Центр книги), макет дерева большого формата (на верхушке дерева портрет писателя с надписью «Сказки К. И. Чуковского), ниже расположены 3 эмблемы (картинки) по сказкам «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр улыбается/ Мойдодыр злится»), аудиозапись «Звонок телефона», отрывки из аудиосказок «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», волшебная коробочка, комплект разрезных картинок зверят по сказке «Телефон», комплект картинок по произведению «Телефон» (на липучках): крокодил, слон, зайчата, цапли, газели, кенгуру, свинья, медведь; комплект картинок «Посуда» (по произведению «Федорино горе»): столовая посуда (стакан, тарелка, сито, вилки, кастрюли), чайная посуда (чайник, сахарница, чашки с блюдцами, чайная ложка); дорожка для закаливания ребристая, мягкие набивные кубы, «кочки» (веревки); картинки (по произведению «Мойдодыр»): мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста, зеркало, расческа; цветные карандаши, фломастеры, картинки микробы, «мальчик/девочка болеет».
Ход занятия
Организационный момент:
Дети стоят полукругом с воспитателем.
Артикуляционная зарядка. Весёлый Язычок тоже хочет поиграть! Давайте с ним поиграем.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я хочу вам сегодня предложить отправиться в одну сказочную страну и повстречаться там со сказками одного замечательного сказочника. Как вам так идея? Нравится?
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Скажите, а Вы знаете кто такой сказочник?»
Дети: «Тот, кто сочиняет/ придумывает сказки».
Воспитатель: «Правильно! А сейчас давайте возьмемся за руки, закроем все глазки и отправимся в волшебное путешествие».
(Воспитатель предлагает детям закрыть глазки.)
«В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки,
Или любит их читать».
Звучит мелодия - «Волшебное вступление». (Дети открывают глаза).
Воспитатель: «Ребята мы с вами очутились в сказочном, волшебном месте, что это? Как здесь красиво?
(Дети подходят к украшенному центру Книги, рассматривают книги в нем)
Задание 1. «Встреча с героями произведений К.И.Чуковского»
Раздаётся телефонный звонок.
Звучит аудиозапись № 1 отрывка произведения "Телефон".
«- У меня зазвонил телефон
- Кто говорит?
- Слон.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- А много ли прислать?...
Воспитатель: Ребята как вы думаете кто это говорит?
Дети: «Человек….»
Звучит аудиозапись № 2 отрывка произведения "Федорино горе".
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Воспитатель: «А об этом что скажете? Кто их интересно говорит? Вы когда-нибудь это раньше слышали?»
Ответы детей: "Это из сказки Федорино горе".
Звучит аудиозапись № 3 отрывка произведения "Мойдодыр".
«Ах Ты грязный
Неумытый поросенок
Ты чернее трубочиста
Полюбуйся на себя!....»
Воспитатель: «Я где-то уже это слышала!?»
Ответы детей: «Да! Знакомо! Это говорит "Мойдодыр"
Воспитатель: Как здорово ребята что вы знаете это произведение. Я очень рада!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто же придумал и написал эти замечательные сказки?
Ответ детей: «К.И.Чуковский».
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, а у самых у ворот чудо-дерево растет
Чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное!».
Дети с воспитателем подходят к макету «Чудо-дерево», на верхней части размещен портрет писателя, ниже находятся эмблемы (картинки) по сказкам «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр».
Воспитатель: «Ребята как Вы думаете, кто этот человек?» (указывает на портрет писателя)
Дети: «Это же К.И.Чуковский
Воспитатель: «Конечно! Это же К. И. Чуковский, автор тех сказок, которые вы сейчас услышали и угадали. А я хочу Вам сказать, что не только вы, но и ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки тоже в детстве читали его сказки “Телефон”, “Федорино Горе”, “Мойдодыр” и многие-многие другие. Эти удивительные сказки написаны в стихах. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды его маленький сынишка заболел, и Корней Иванович вёз его в больницу. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как-то развеселить его, отец стал рассказывать ему сказку: “Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...” Мальчик затих и стал слушать. На следующий день он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю. Так Чуковский и стал писателем.
2 задание «Сундучок»
Воспитатель обращает внимание на интересную коробочку возле «Чудо-дерева»:
- Ребята а из Вас никто не терял коробочку?
Дети: «Нет! Наверное кто-то потерял!
Воспитатель: «Давайте посмотрим, что же там лежит?».
Дети с воспитателем открывают коробочку, там лежат разрезные картинки зверят (слон, крокодил, зайчата, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру из произведения "Телефон").
Воспитатель: «А что же нам со всем эти делать?
Предположения детей.
Воспитатель: «Ребята, чтобы понять, что изображено на картинках, давайте сейчас поделимся на пары и соберем эти картинки».
Дети делятся на пары, собирают пазлы - картинки зверят из сказки К.Чуковского «Телефон».
Дети собрали картинки.
Воспитатель интересуется у каждой пары что получилось, какое название у каждого животного.
Воспитатель: «Как вы думаете, мы встречались с этими зверятами?»
Дети: «Мы читали книжку "Телефон" и там видели картинки этих зверят».
Воспитатель: «Что же эти картинки делали в темной коробке?»
Дети: «Наверное потерялись, или сами убежали…..»
Воспитатель: «А мне тоже так кажется, наверное эти звери потерялись, убежали из сказки, который написал К.Чуковский. Давайте их вернем?»
Дети: «Давайте».
Воспитатель: «А как это сделать?»
Предположения детей.
Воспитатель: «Ребята посмотрите (указывает на картинку эмблему «Телефон» на Чудо-дереве). Может прикрепим эти картинки вот сюда, здесь как нарисована картинка «телефон». Ведь эти зверята пришли к нам как раз из какого произведения К.Чуковского?
Дети: «Телефон».
Дети прикрепляют картинки зверят на Чудо-дерево (под рисунком Телефон)
Воспитатель: «Скажите ребята все эти звери - домашние или дикие?»
Ответы детей: «есть домашние, есть дикие».
А давайте всех животных поделим на 2 группы, здесь (воспитатель рисует первую стрелочку) вы прикрепите домашних, а здесь (воспитатель рисует вторую стрелочку) - диких.
Дети выполняют, поделили всех животных произведения на домашних и диких.
3 задание «Федора»
Воспитатель замечает на столе предметы посуды. Они в разбросанном виде.
Воспитатель: «Ребята, а что это?»
Ответы детей: «Кто-то разбросал посуду!»
Воспитатель: «А угадайте из какой сказки эти строчки?
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Ответы детей: «Сказка «Федорино горе»
Воспитатель: «Ребятки, а что случилось в произведении вы помните?»
Дети: «Посуда убежала от Федоры».
Воспитатель: «А почему?»
Дети: «Федора была грязнулей, не смыла посуду, вот и посуда сбежала от нее!».
Воспитатель обращает внимание детей на лежащие рядом, картинки посуды из серии «Чайная посуда», «Столовая посуда», игрушки посуды, иллюстрации «Чайная посуда», «Столовая посуда».
Воспитатель: «Ребята посмотрите откуда взялось все это? Что за беспорядок?» (указывает на игрушечную посуду).
Предположения детей: «Убежали от Федоры!»
Воспитатель: «Мне кажется Федора все поняла, и теперь она будет следить за своей посудой, содержать ее в порядке и чистоте, давайте вернем Федоре посуду. Как это сделать? Может нам Чудо-дерево поможет?».
(Дети начинают размещать картинки около эмблемы на дереве «Федора плачет»).
Воспитатель: «Ой какие Вы молодцы! Как много знаете!
А представьте себе, что к Вам пришли гости и Вам нужно их угостить чем-то вкусненьким и чаем конечно. Как Вы думаете, какая именно посуда нам понадобится?»
Ответы детей: «Чайник, чашка, блюдце, чайная ложка».
Воспитатель: «Ребята, а одним словом эта посуда ка называется?»
Дети: «Чайная»
Воспитатель: «Отлично!»
Воспитатель: «Ребята, а какая вообще бывает посуда?»
Дети: «Кухонная (столовая)».
Воспитатель: «А что можно отнести к столовой посуде?»
Ответы детей: «Сковородки, кастрюли и т.д».
Воспитатель: «Я с Вами согласна! Посуда действительно бывает разная и чайная и кухонная, давайте поможем Федоре навести порядок, на одной полочке расставим чайную посуду, на другой полочке – кухонную, чтобы у каждой посуды было свое место».
(Дети берут картинки, идут к Волшебному дереву, прикрепляют картинки кухонной посуды – на одну полочку, чайной посуды – на другую полочку).
Воспитатель: «Ребята вы отлично справляетесь! Настоящие помощники! Вот мы и помогли Федоре! Теперь она не будет плакать, вся посуда к ней вернулась и каждому нашлось свое место. Как вы думаете хорошо ли было Федоре, когда от нее убежала посуда? Эта сказка нас учит быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома. Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнём и разомнёмся!».
4. Физкультминутка "Мойдодыр"
«Мы шагаем друг за другом.
Лесом и зеленым лугом!
(просто ходьба по массажной дорожке)
Мы по мостику пойдем,
На тот берег попадем! (дорожка канатная)
Дальше, дальше мы шагаем,
Ножки выше поднимаем! (перешагивание через кубы)
Мы преграду перейдем,
И по камушкам пройдем! (шагают через «камушки» из веревочек)»
Воспитатель с детьми подходят к столам, на них размещены картинки по теме «Личная гигиена» - мыло, зубная паста, зубная щетка, мочалка, расческа, зеркало, полотенце и т.д.
Воспитатель: «Ребята а вы сегодня ручки мыли?»
Дети: «Мыли». (Имитируют мытье рук).
Воспитатель: «А ушки мыли?»- Дети: мыли. (Имитируют мытье ушей).
Воспитатель: «А носик мыли?»
Дети: «Мыли (имитируют движения мытья щек).
Воспитатель: «А щечки?»
Дети: «Тоже мыли».
- Мы ребята с вами соблюдаем гигиену каждый день, а Вы знаете таких людей, которые не умываются?
Ответы детей:
Воспитатель: «А я знаю. Есть такое произведение К.И.Чуковского, где мальчик не хотел умываться. И с ним такое случилось!!!»
Дети: «Мойдодыр», там мальчик не хотел умываться, он был грязнулей.
Воспитатель с детьми обсуждают произведение.
Вот на этой картинке Мойдодыр ругается на этого мальчика (показывает на иллюстрацию Чуда-дерева, читает отрывок из «Мойдодыра», дети рассматривают иллюстрацию из произведения):
«Ты один не умывался,
и грязнулею остался,
и сбежали от грязнули,
и чулки, и башмаки».
Воспитатель: «Дети, что было у мальчика на руках, ногах, лице?»
Дети: «Грязь».
Воспитатель: «А если мы не будем мыться, умываться, купаться, что с нами случится?»
Дети: «От нас могут убежать вещи. Мы можем заболеть и т. д.»
Воспитатель предлагает детям прикрепить соответствующие картинки/нарисовать к рисунку «Мойдодыр ругается» на дереве (грязь, микробы, болезнь)
Воспитатель: «Действительно «Чистота-залог здоровья?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А какие предметы нам нужны чтобы умываться?
Дети: «Вода, мыло, полотенце, зеркало».
Воспитатель: «Здорово! А еще надо не забывать причесывать волосы, согласны?»
Дети «Да!».
Воспитатель: «Давайте сейчас подберем картинки, к рисунку «Мойдодыр улыбается» - как Вы думаете, чему Мойдодыр будет рад?»
Дети: «Если мы будем умываться, чистить зубы, мыть руки. (Дети подбирают соответствующие картинки и крепят их к рисунку «Мойдодыр улыбается»).
Воспитатель с детьми подходят к дереву, дети подбирают картинки, прикрепляют их к соответствующим эмблемам Мойдодыра (мыло, полотенце, расческа, зеркало и т.д.).
Рефлексия.
Воспитатель: «Ну, вот и закончилось наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Посмотрите какое красивое Чудо-дерево получилось! Мы его повесим в группе и дальше будем знакомится со сказками этого замечательного человека.
- Понравилось Вам сегодняшнее занятие?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что было для Вас интересным, необычным?
- Чему нас учат эти сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: «А я хочу Вам сказать, чтобы быть здоровыми и красивыми, нам нужно не только соблюдать гигиену, и порядок, но и правильно питаться.
- А наше Чудо-дерево приготовило для Вас сюрприз, вот такую фруктовую тарелочку. Ведь мы знаем, как полезны фрукты и сколько в нем полезных витаминов?! Угощайтесь!»
- Спасибо вам! Мне тоже очень понравилось наше сегодняшнее занятие! Вы все Молодцы!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....
Конспект организационно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой. «Путешествие по сказкам детского писателя К.И.Чуковского»
Мы растем на сказках с пелёнок. Сказки сопровождают нас в течении всей жизни.Маленькими мы верим в волшебство, а вырастая хотим ,чтоб в жизни присутствовали сказочные моменты. Самые знакомые авт...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Путешествие по стране сказок дедушки Корнея".
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:- закрепление знаний детей о сказках , сказочных герях детского писателя К. Чуковского;- воспитание любви и интереса к творчеству К.Чуковского , к чтению худож...
Конспект итогового занятия (Познавательно – речевое развитие) в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект итогового занятия(Познавательно – речевое развитие)в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну Красивой речи»...
НОД по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой. "Путешествие по сказкам детского писателя К. Чуковского"
Речь - одна из самых важных линий развития ребёнка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....
Конспект организационно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой. Путешествие по сказкам детского писателя К.И.Чуковского»
Конспект организационно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой. Путешествие по сказкам детского писателя К.И.Чуковского»...
Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе .
Программное содержание:выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением;развивать логическое мышление, память, внимание, наблюд...