По страницам сказки «Гуси - лебеди».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ирина Ивановна Шелякина

Цель - Обучение детей последовательного, грамматически правильного    изложения определённого содержания.

 Задачи:        

     1. Учить детей определять главную тему в повествовании.

     2. Закреплять понятие у детей о последовательности частей повествования: зачин, средняя часть, концовка.

     3. Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых литературных произведений: сказки «Гуси – лебеди».

      4. Дать понятие, что последовательность частей сказки нельзя нарушать – сказка может не получиться.

      5. Продолжать учить детей взаимодействовать между собой.

      6. Развивать речевое творчество: изменять концовку русской народной сказки «Гуси - лебеди».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_stranitsam_skazki_gusi_-_lebedi.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

 Тема: по страницам сказки «Гуси - лебеди».

 Цель - Обучение детей последовательного, грамматически правильного    изложения определённого содержания.

 Задачи:        

     1. Учить детей определять главную тему в повествовании.

     2. Закреплять понятие у детей о последовательности частей повествования: зачин, средняя часть, концовка.

     3. Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых литературных произведений: сказки «Гуси – лебеди».

      4. Дать понятие, что последовательность частей сказки нельзя нарушать – сказка может не получиться.

      5. Продолжать учить детей взаимодействовать между собой.

      6. Развивать речевое творчество: изменять концовку русской народной сказки «Гуси - лебеди».

 Образовательная область: коммуникация, художественное творчество,    физическая культура.        

 Предварительная работа:

  1. Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди».  

  2. Изготовление индивидуальной книжки - малышки.

  3. Подбор иллюстраций по сюжету сказки.

  4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Гусь».

  5. Заучивание физминутки «Баба - яга».

    Оборудование:

    1. Карточки для артикуляционной гимнастики.

    2. Иллюстрации к русской народной сказки.

    3. Приготовленные детьми книжки - малышки.

    4. Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши.

Ход НОД:

В группе столы стоят буквой «П» , на столах лежат фломастеры , карандаши и книжки - малышки , изготовленные детьми. Отдельно на одном столе лежат перевёрнутые иллюстрации по сказки «Гуси - лебеди». На магнитной доске находятся предметные картинки «Бегемот», «Лягушка», «Слон», «Лошадка», «Грибок» для проведения с детьми артикуляционной гимнастики.

Воспитатель приглашает детей. Дети здороваются с гостями и становятся полукругом.

В: Ребята, сейчас проведём разминку языка. Я показываю на предметную картинку, а вы выполняйте артикуляционную гимнастику (для каждого упражнения читаю стихотворение).

В: Молодцы! Мне передали конверт от бабушки - сказочницы, я его открываю  и читаю загадки:

« У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят».

Дети: Гуси - лебеди!

В: Правильно!

« Бабусю знает целый свет

Ей от роду лишь 300 лет.

Там на неведомых дорожках

Дом её на курьих ножках».

Дети: Баба - яга!

В: Ребята, а какую вы знаете сказку, где герои и гуси - лебеди, и баба - яга?

Дети: Сказка называется «Гуси - лебеди».

В: Правильно! А теперь скажите, в любой сказке или в любом рассказе есть обязательно какие-либо части повествования…

Дети:

-  начало сказки;

-  середина сказки, где происходят события, разворачивается сюжет;

-  концовка сказки.

В: Молодцы, ребята, правильно! Бабушка - сказочница передала в конверте сюжетные картинки по сказке «Гуси - лебеди». Сейчас возьмите каждый картинку с сюжетом из сказки и становитесь в правильной последовательности, как разворачиваются события в сказке. Вспомните, с чего начиналась сказка, какие события происходили  в середине сказки и чем закончилась сказка.

*Дети выстраиваются и самостоятельно анализируют, в какой последовательности они стали. Воспитатель  вместе с детьми участвует в выстраивании сюжета со своей картинкой.

В: Подумайте, ребята, если нарушить структуру сказки -  сказка получится?

Дети: Нет!

-  получится неразбериха, чепуха;

-  вначале получится,  Алёнушка пойдёт искать Иванушку, а только потом его унесут гуси, а это неправильно.

В: Да, структуру сказки нарушать нельзя. Сегодня будем составлять план сказки, сделаем схему - зарисовку в книжках - малышках. О чём эта сказка?

Дети: О том,  как сестра Алёнушка искала брата Иванушку, которого унесли гуси – лебеди, и кто ей помогал.

В: Проходите, садитесь за столы и  приготовьте пальчики для разминки.

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

 «Вот идёт по полю гусь.                            Согнуть руки, кисти вверх

Он не страшный, ты не трусь.                    Руки в запястье согнуть

Он тебя совсем не тронет,                          Повороты запястья

Только клюв к земле наклонит».               Опустить запястье вниз

В: Вначале напишем название сказки «Гуси – лебеди».

Дети приступают к зарисовке плана. Воспитатель  делает в своей книжке-малышке зарисовку плана к сказке.

Подсказки при затруднении:

- что можно изобразить в начале сказки?

-  с какого события начинается середина сказки?

-  что увидела Алёнушка, когда побежала искать брата?

- кто ей помогал?

В: Ребята, поменяйтесь книжками со своим соседом и посмотрите друг у друга правильно ли выполнено задание.

Дети анализируют выполненную работу и говорят о результате.

В: Хорошо! А сейчас становитесь полукругом и выполним упражнение -

 Физминутка «Баба – яга».

« В тёмном лесу стоит избушка,                                 шагают на месте

Стоит задом наперёд.                                                   поворачиваются

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.                                                   рывки руками

Нос крючком                                                                 наклоны вперёд

Глаза большие,                                                              показать большие глаза

Словно огоньки горят.                                                  фонарики

Ух, сердитая какая                                                        бег на месте

Дыбом волосы встают!»                                               руки вверх 

В: Ребята, садитесь за столы, и продолжим зарисовку плана. Только концовку сказки измените – придумайте её сами.

После окончания зарисовки плана каждый ребёнок рассказывает свою концовку сказки.

Дети:

- гуси подружились с Алёнушкой и Иванушкой;

- гуси стали жить в деревне у родителей;

- родители Алёнушки и Иванушки подружились с бабой – ягой и стали приглашать её в гости пить чай;

- баба – яга стала помогать людям в лесу собирать грибы и ягоды;

- родители поблагодарили того, кто помог детям спастись от гусей…

В: Молодцы! А теперь организуем выставку наших книжек – малышек. Послушайте стихотворение:

« Сказки любят все на свете,

Любят взрослые  и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Учат нас как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!»

В: Замечательные получились книжки и мы тоже умеем дружить. Молодцы!

Ребята, что новое и интересное вы сегодня делали?

Дети:

- сделали план – зарисовку сказки «Гуси – лебеди»;

- изменили концовку сказки;

- вспомнили о последовательности частей любого рассказа или сказки;

- было интересно заниматься.

В: Большое спасибо! Молодцы!

             

                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

конспект НОД по страницам сказки "Гуси-лебеди"

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи, на котором дети для пересказывания используют зарисовки в правильной передачи последовательности сюжета сказки....

Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")

Данный сценарий построен на основе сюжета  сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи....

Дидактическая игра-путаница для рассказывания русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Как коварные гуси-лебеди «сломали» сказку».

Дидактическая игра-путаницадля рассказывания русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Как коварные гуси-лебеди «сломали» сказку».Как можно прочитать сказку?Можно прос...

Сценарий инсценировки сказки у детей с задержкой психического развития второй год обучения «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Сценарий инсценировки сказки у детей с задержкой психического развития второй год обучения «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» (подготовительная к шк...