Конспект НОД в старшей группе «Викторина по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гаврилова Елена Валерьевна

Конспект НОД направлен закрепление знаний детей о сказках, их героях, видах, авторах.

Данный конспект  часть конкурсной работы «Художественная литература – детям», занявшей 1 место в своей номинации.

Цель: систематизировать знания детей о прочитанных сказках.

Задачи:

  • проверить и углубить знания детей о сказках, сказочных персонажах, сюжетах, волшебных предметах и т.д.;
  • сформировать и развить инициативу к взаимодействию с литературными произведениями;
  • научить детей познавательной деятельности в формате игровой командной работы;
  • вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Викторина по сказкам»

Методические разработки по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Гаврилова Е. В.
Воспитатель ГБОУ «Школа 2127»

Москва, 2024

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: систематизировать знания детей о прочитанных сказках.

Задачи: 

  • проверить и углубить знания детей о сказках, сказочных персонажах, сюжетах, волшебных предметах и т.д.;
  • сформировать и развить инициативу к взаимодействию с литературными произведениями;
  • научить детей познавательной деятельности в формате игровой командной работы;
  • вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.

Материалы к занятию: прочитанные книги, заранее подготовленные иллюстрации с изображениями элементов сказок с ошибками, персонажи кукольного театра, 2 вида паззлов (разрезанные на 4 части картинки), карточки для пантомимы.

Предварительная работа: чтение сказок, ознакомление с загадками по сюжетам сказок, рисование по сюжетам любимых сказок.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, мы с вами изучили разные виды сказок, рассмотрели к ним иллюстрации, рисовали их сами, делали поделки, побывали на выставке книг! Давайте сегодня вспомним, всё, что мы знаем и поиграем.

Воспитатель демонстрирует персонажей сказок в виде кукол и разыгрывает небольшие сценки. Детям необходимо вспомнить название сказки и её сюжет.

(ответы детей)

Воспитатель: Вижу, что вы настоящие знатоки сказок, и вы готовы поучаствовать в настоящей сказочной викторине! Я приготовила для вас очень интересные вопросы, а вам нужно угадать правильный ответ. Давайте я помогу вам поделиться на две команды (например, девочки и мальчики, помочь выбрать им название команды – «Волки» и «Лисички»).
За большее количество правильных ответов или выполненное задание команда получает 1 фрагмент паззла. В конце занятия детям необходимо собрать целую картинку и назвать сказку, изображённую на ней.

Воспитатель: Все готовы? Ваша задача: как можно быстрее дать правильный ответ на вопрос. Та команда, которая ответит на большинство вопросов верно, получит фрагмент паззла. Вам нужно получить как можно больше фрагментов, чтобы в конце занятия собрать картинку. Та команда, которая сможет её собрать – победит.  

Викторина начинается. Варианты вопросов для викторины:

  1. Где живёт Баба-Яга? (Избушка на курьих ножках)
  2. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
  3. Откуда получилось старику выловить золотую рыбку? (Из моря)
  4. Сколько голов было у Змея-Горыныча? (три)
  5. Кто является хозяйкой болот в сказках? (Кикимора)
  6. От кого первого ушёл колобок? (От бабушки)
  7. Самая крохотная девочка в сказках? (Дюймовочка)
  8. Какое яичко снесла курочка Ряба? (Золотое)
  9. Кто сломал всю мебель трём медведям? (Девочка)
  10. Кто съел Колобка? (Лиса)
  11. Кого унесли Гуси-лебеди в сказке? (Мальчика)
  12. Кто научил детей мыть за собой посуду? (Федора)
  13. Кто рекомендует в сказке детям умываться и убираться? (Мойдодыр)
  14. В сказке о сером волке их было семеро. Кого? (Козлят)
  15. Что купил Папа Карло Буратино? (Азбуку)
  16. Кто нёс бабушке пирожки, а оказался съеденным волком? (Красная шапочка)
  17. Кто уплетал калачи и ехал на печи? (Емеля)
  18. У чего осталась старуха в сказке «Золотая рыбка»? (У разбитого корыта)  
  19. Кто был врачом для больных животных? (Ай-болит)
  20. Когда у мухи появились деньги, она купила на базаре… (Самовар)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Первое задание вы успешно прошли и получили свои фрагменты паззлов. Теперь задние посложнее: я загадаю вам загадки про персонажей, а вам нужно их правильно назвать. Будьте внимательны! Эти загадки не простые (за большее количество правильных ответов команды получают ещё по фрагменту паззла).

  1. Друг зверей и друг детей

Добрый доктор ...

(не Бармалей, а Айболит)

  1. Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Сунул нос свой в котелок.

Кто же это?... 

(не Колобок, а Буратино)

  1. Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это, дети...

(не Айболит, а Карабас-Барабас)

  1. Из муки его слепили,

Словно солнышко, приметный.

По тропинке покатился,

Кто, скажи? ...

(не Кощей Бессмертный, а Колобок)

  1. Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали ...

(не Чебурашка, а Колобок)

  1. В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут ее ... 

(не Снегурка, а Кикимора Болотная)

  1. Коли есть печка, не нужен диван,

Щукой командует в сказке ... 

(не Иван, а Емеля)

  1. Дернуть за веревочку —

Такой для входа код.

Съел бабушку и внучку

Голодный серый ...

(не Кот, а Волк)

  1. Волка не пускают,

Волка братья злят,

Крепкий дом построен

У троих ...

(не козлят, а поросят)

  1.  Из полена Карло

Вырезал фигурку,

Существо ожившее

Он назвал ... 

(не Снегуркой, а Буратино)

Воспитатель: (вручает фрагмент паззла победившей команде) Ну что, ребятки, устали? Приглашаю вас на сказочную физкульт-минутку!

Текст физкульт-минутки:

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

В огороде дедка репку посадил (присели)

И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)

Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках).

Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)

Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)

Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

Воспитатель: Отлично! Давайте продолжим наше занятие. Следующее задание тоже очень увлекательное и интересное. Сейчас я покажу вам картинки, вам нужно угадать, что за сказка изображена, и какой элемент на картинке точно лишний и к ней не относится.

Картинка по «Репке»: изображены дед, бабка, кошка, жучка, внучка, мышка, репка и лиса. Что лишнее? Ответ: лиса.

Картинка по «Теремку»: изображены лягушка, мышка, зайчик, лисичка, волк, медведь, собака. Что лишнее? Собака.

Картинка по «Красной шапочке»: изображены корзина с пирожками, волк, девочка, красная шапочка, дед. Что лишнее? Ответ: дед.

Картинка по «Золотой рыбке»: изображены рыбка, дед, корыто, бабка, изба, карета с лошадями. Что лишнее? Ответ: карета.

Картинка по «Буратино»: изображены золотой ключик, азбука, Буратино, лиса, кот, сапоги. Что лишнее? Ответ: сапоги.

Картинка по «Коту в сапогах»: изображены кот, мельница, сапоги, шляпа, гном. Что лишнее? Ответ: гном.

(Воспитатель вручает ещё один фрагмент паззла победившей команде)

Воспитатель: Ребята, вы настоящие эксперты в сказках! Теперь вы точно готовы к финальному заданию.

Игра «Сказочная пантомима». Воспитатель выдаёт команде карточку с иллюстрацией из сказки. Команде необходимо без слов, только движениями изобразить сказку, а другой команде – её угадать. Побеждает та команда, которая угадает больше сказок. На карточках могут быть изображены следующие сказки: «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка-ряба», «Теремок», «Мойдодыр», «Ай-болит», «Три медведя» и т.д.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы здорово поучились и повеселились. Я поздравляю вас с завершением сказочной викторины! Давайте посчитаем, сколько фрагментов паззла есть у ваших команд. Попробуйте собрать из них картинку и назвать сказку. (Дети собирают паззл и угадывают сказку. Паззл состоит из 4 фрагментов и представляет иллюстрацию из сказки, например, «Муха-цокотуха», «Серебряное копытце»)

Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте обсудим, что вам больше всего запомнилось и понравилось? Хотели бы вы ещё поучаствовать в викторине? Что было самым сложным для вас? (ответы детей). А теперь вы можете подойти к нашей выставке книг – рассмотреть их, почитать, полистать. Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина по сказкам

Занятие формирует звуковую выразительность речи, развивает дикцию и фонематическое восприятие...

Конспект НОД в старшей группе (художественное творчество): "Сказка мыльных пузырей"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]]В настоящее время существует множество разнообразных техник изо...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников: эмпатии, доброты, взаимопомощи, сочувствия посредством художественной литературы, сказок....

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данное равлечение может быть использовано в качестве итогового занятия....

Конспект НОД в старшей группе (художественное творчество): "Сказка мыльных пузырей"

ЦЕЛЬ: - Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навык...

Конспект занятия в средней группе «Викторина по сказкам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –центр развития ребенка - детский сад № 18143980, Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, д.13 а,т...

Конспект развлечения в старшей группе. Викторина "Зимующие птицы"

Формировать экологическую  культуру у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать любовь и бережное отношение к обитателям природы....