Конспект НОД в старшей группе «Сказки народов мира»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект НОД направлен на знакомство детей со сказками народов мира, книжной культурой и детской литературой, на формирование читательского интереса у дошкольников, поддержание положительных эмоциональных проявлений детей при слушании произведений.
Данный конспект – часть конкурсной работы «Художественная литература – детям», занявшей 1 место в своей номинации.
Цель: познакомить детей со сказками разных народов, у которых сюжет схож со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи:
- познакомить детей со сказками разных стран, систематизировать их знания о них;
- научить детей находить сходства в сказках разных стран;
- закрепить в памяти и речи детей названия сказок, названия стран;
- развивать умение детей делать обобщение, простейшее умозаключение, выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_skazki_narodov_mira.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Сказки народов мира»
Методические разработки по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Гаврилова Е. В.
Максимова Е. В.
Воспитатели ГБОУ «Школа 2127»
Москва, 2024
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: познакомить детей со сказками разных народов, у которых сюжет схож со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи:
- познакомить детей со сказками разных стран, систематизировать их знания о них;
- научить детей находить сходства в сказках разных стран;
- закрепить в памяти и речи детей названия сказок, названия стран;
- развивать умение детей делать обобщение, простейшее умозаключение, выводы.
Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», демонстрация и изучения иллюстраций видов стран России, Индии и Италии.
Материал и оборудование: Иллюстрации к сказкам, ноутбук, запись песни «Сказки гуляют по свету», картинки для игры с хорошими и плохими поступками.
Методические приемы: беседа, объяснение, игра.
Ход занятия:
Звучит песня «Сказки гуляют по свету»
Воспитатель: Вы слышите песню? Она приглашает нас продолжать знакомиться со сказками. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам. Сказки живут во всем мире.
Воспитатель: У каждого народа есть свои сказки, они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны тем, что возникли в разных странах и отражают особенности быта той или иной страны. А похожи тем, что добро побеждает зло. Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами побываем в Индии.
Идем, я сказку покажу,
О жизни Индии тебе я расскажу.
Она свободная, как птица гордая,
Она прекрасная, как луна ясная.
Их культура совсем не проста
Она интересна и историями полна.
Воспитатель: Сейчас я Вам расскажу индийскую народную сказку «Золотая рыба».
На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они и сыты были. Не поймает старик ничего, так и голодают.
А в реке той обитал золотоликий бог Джала Камани, владыка вод. Вот как-то раз стал старик сети из реки вытаскивать, чувствует: что-то больно тяжелы нынче сети. Потянул он изо всех сил, кое-как вытащил сети на берег, заглянул — и глаза зажмурил от яркого блеска: лежит в его сетях огромная рыбина, вся будто из чистого золота отлитая, плавниками двигает, усами шевелит, во псе свои рыбьи глаза на старика смотрит. И говорит золотая рыба старому рыбаку:
— Не убивай меня, старик, не уноси меня, старик, к себе домой. Отпусти ты меня лучше на волю, а за это проси у меня чего хочешь.
— Чего же мне попросить у тебя, чудо-рыба? — говорит старик.— Нет у меня ни дома хорошего, ни рису, чтобы голод утолить, ни одежды, чтобы тело прикрыть.
Если ты по великой милости своей все это мне пожалуешь, я тебе до самой смерти благодарен буду.
Выслушала рыба старика, мотнула хвостом и сказала:
— Иди восвояси. Будет у тебя и дом, и еда, и одежда. Отпустил старик рыбу в реку, сам домой пошел. Только, когда пришел, узнать ничего не может: стоит вместо шалаша из веток дом из крепких тиковых бревен, а в доме том есть просторные лавки, чтобы гостей усадить, и стоят там целые блюда белого риса, чтобы досыта поесть, и лежат грудой одежды нарядные, чтобы в праздник людям на глаза показаться не стыдно было. Говорит старик своей жене:
— Видишь, старуха, как нам с тобой повезло: не было у нас ничего, а теперь всего вдоволь. Скажи спасибо золотой рыбе, что сегодня мне в сети попалась. Это все она нам дала за то, что я ее на волю отпустил. Кончились теперь наши беды и несчастья!
Услыхала старуха, что ей муж рассказал, и только вздохнула, головой покачала, а потом и говорит:
— Эх, старик, старик!.. Много лет ты прожил на свете, а ума у тебя меньше, чем у младенца новорожденного. Разве так просят?.. Ну съедим мы рис, одежду сносим, а дальше-то что?.. Ступай сейчас обратно, проси у рыбы пятерых слуг, проси дом новый — да не эту жалкую лачугу, а большой, хороший, — такой, чтобы самому царю в нем жить было не стыдно… И пусть будут в том доме кладовые, полные золота, пусть от риса и чечевицы амбары ломятся, на заднем дворе пусть новые повозки и плуги стоят, а в стойлах буйволы — десять упряжек… И еще проси, пусть рыба тебя старостой сделает, чтобы во всей округе люди нас почитали и уважали. Ступай, и пока не выпросишь, домой не возвращайся!
Очень не хотелось старику идти, но спорить с женой он не стал. Пошел он к реке, сел на берегу и стал рыбу звать:
— Явись ко мне, чудо-рыба! Выплыви, золотая рыба! Через малое время замутилась в реке вода, всплыла золотая
рыба со дна речного — плавниками двигает, усами шевелит, во все свои рыбьи глаза на старика смотрит.
— Слушай, чудо-рыба,— говорит старик,— попросил я у тебя, да, видно, мало… Недовольна моя жена: хочет, чтобы ты меня в нашей округе старостой сделала, и еще она хочет дом вдвое больше нынешнего, хочет слуг пятерых, и буйволов десять упряжек, и риса полные амбары, и украшений золотых хочет, и денег…
Выслушала золотая рыба старика, махнула хвостом и сказала:
— Пусть все так и будет!
И с этими словами обратно в реку нырнула.
Пошел старик домой. Видит: собрались на дороге все окрестные жители с трубами, с барабанами, в руках держат богатые подарки и гирлянды цветов. Стоят не шелохнувшись, словно ждут кого-то. Как увидели крестьяне старика, повалились все на колени и закричали:
— Староста, староста! Вот он, наш любимый староста!.. Тут барабаны забили, трубы заиграли, посадили крестьяне старика в разукрашенный паланкин, на своих плечах до дому донесли. А дом у старика опять новый — не дом, а дворец, а в доме том все, как он просил у рыбы.
Зажили с тех пор старик и старуха счастливо и безбедно, всего у них, кажется, было вдоволь, а старуха все ворчала. Месяца не прошло, как снова она стала к старику приставать:
— Разве это уважение, разве это почет? Подумаешь, большой человек — староста!
Нет, нужно, чтобы ты опять к рыбе пошел да попросил ее хорошенько: пусть сделает тебя над всей землей махараджей*. Иди, старый, проси, а не то, скажи, старуха, мол, моя ругаться будет…
— Не пойду я,— отвечает старик.— Или ты не помнишь, как мы раньше жили, как мы голодали, как бедствовали? Все нам рыба дала: и еду, и одежду, и новый дом! Мало тебе показалось, так она нас богатством одарила, меня во всей округе первым человеком сделала… Ну чего тебе еще надо?
Сколько ни спорил старик, сколько ни отказывался — старуха ни в какую: иди, мол, к рыбе, и все тут. Что ж бедному старику делать оставалось — пришлось снова на реку идти. Сел он на берегу и стал звать:
— Выплыви, золотая рыба! Явись ко мне, чудо-рыба! Позвал он раз, позвал другой, позвал третий… Но никто не
выплыл на его зов из глубины вод, словно и не было в реке золотой рыбы. Долго ждал старик, потом вздохнул и домой поплелся. Видит он: стоит на месте богатого дома ветхий шалаш и сидит в том шалаше его старуха — в грязных лохмотьях, волосы, словно прутья старой корзины, во все стороны торчат, больные глаза струпьями залепило. Сидит старуха и горько плачет. Посмотрел на нее старик и сказал:
— Эх, жена, жена… Говорил ведь я тебе: много хочешь — мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?
Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с одной из сказок. Кто запомнил название сказки? Кто её главные герои?
(ответы детей)
Воспитатель: Прежде, чем мы отправимся в Италию и познакомимся с ещё одной сказкой, нужно как следует размяться и отдохнуть!
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы готовы послушать вторую сказку? Она из ещё одной тёплой страны – Италии.
Вокруг Италии есть море,
Там много солнца и тепла,
Там сеньориты и сеньоры,
Италия – чудес полна.
Сказка называется «Кола-рыба»:
В Мессине, на самом берегу голубого Мессинского пролива, стояла хижина. Жила в ней вдова рыбака с единственным сыном, которого звали Кола.
Когда маленький Кола появился на свет, его приветствовал шум моря. Когда он впервые засмеялся, он засмеялся солнечным зайчикам, прыгавшим на волнах.
Едва мальчик научился ходить, он побежал прямо к морю.
Игрушками его были высохшие морские звезды, выкинутые приливом на берег, да обкатанные водой блестящие камешки.
Что же удивительного, что для мальчика море было роднее редкого дома!
А мать боялась моря. Ведь оно унесло ее отца, брата, а потом и мужа.
Поэтому стоило мальчику отплыть хоть немного от берега, мать выбегала из дому и кричала:
– Вернись, Кола! Вернись, Кола!
И Кола послушно поворачивал к берегу.
Но вот однажды, когда она звала его, Кола засмеялся, помахал ей рукой и поплыл дальше.
Тогда мать рассердилась и крикнула ему вслед:
– Если тебе море дороже матери, то и живи в море, как рыба!
Ничего дурного она не желала своему сыну, просто крикнула в сердцах, как многие матери, когда их рассердят дети. Но то ли этот день был днем чудес, то ли услышал ее слова злой волшебник, только Кола и впрямь навсегда остался в море. Между пальцами у него выросла перепонка, горло вздулось и сделалось как у лягушки.
Бедная мать, увидев, что натворили ее необдуманные слова, заболела с горя и через несколько дней умерла.
Хижина, в которой уже никто не жил, обветшала и покосилась. Но раз в год, в тот самый день, когда у матери вырвалось нечаянное проклятие, Кола подплывал к берегу и с грустью смотрел на дом, куда ему уже больше не вернуться.
В эти дни мессинские рыбаки, их жены и дети не подходили близко к этому месту. И вовсе не потому, что они боялись человека-рыбу. Кола был их большим другом. Он распутывая рыбачьи сети, если их запутывал морской черт-скат, показывал, какой стороной идут косяки рыб, предупреждал о вечно меняющихся коварных подводных течениях. Рыбаки не подходили к старой хижине, чтобы не помешать Кола одолеть свое горе в одиночку. Они ведь и сами так поступали – радость старались встретить вместе, горем не делились ни с кем.
Как-то услышал о Кола-Рыбе король. И захотелось ему посмотреть на такое чудо. Король велел всем морякам зорко глядеть, когда они выходят в море, не покажется ли где Кола. Если увидят его, пусть передадут, что сам король желает с ним говорить.
На рассвете одного дня матрос с парусной шхуны заметил в открытом море, как Кола играет в волнах, словно большой дельфин. Матрос приставил ко рту ладони и закричал:
– Эй, Кола-Рыба, плыви в Мессину! С тобой хочет говорить король!
Кола тотчас повернул к берегу. В полдень он подплыл к ступеням дворцовой лестницы, что уходила прямо в воду.
Начальник береговой стражи доложил об этом привратнику, привратник – младшему лакею, младший лакей – старшему камердинеру, а уж старший камердинер осмелился доложить королю.
Король в мантии и короне спустился до половины лестницы и заговорил:
– Слушай меня, Кола-Рыба! Мое королевство богато и обширно. Все, что находится на суше, я знаю наперечет. А что скрыто в моих подводных владениях, не ведомо никому, даже мне. Я хочу, чтобы ты узнал это и рассказал своему королю.
– Хорошо, – ответил Кола и ушел в морскую глубь.
Когда Кола вернулся, он рассказал много удивительного. Рассказал, что видел на морском дне долины, горы и пещеры. Рассказал о рощах из разноцветных кораллов, о холодных течениях и горячих ключах, что бьют из расселин морских гор. Рассказал о диковинных рыбах, которых никто никогда не видел, потому что они живут далеко внизу, в вечных зеленых сумерках. Только в одном месте Кола не мог достичь дна – у большого Мессинского маяка.
– Ах, какое огорчение! – воскликнул король. – Мне как раз больше всего хотелось знать, на чем стоит Мессина. Прошу тебя, спустись поглубже.
Кола кивнул головой и снова нырнул – только легонько плеснула волна.
Целый день и целую ночь он пропадал в пучине. Вернулся измученный, усталый и сказал королю:
– Слушай, король, я опять не достиг дна. Но я увидел, что Мессина стоит на утесе, утес покоится на трех колоннах. Что будет с тобой, Мессина!
Одна из колонн еще цела, другая дала трещину, а третья вот-вот рухнет.
– А на чем стоят колонны? – спросил король. – Мы непременно должны это узнать. Кола-Рыба.
– Я не могу нырнуть глубже, – ответил Кола. – Вода внизу тяжела, как камни. От нее болят глаза, грудь и уши.
– Прыгни с верхушки сторожевой башни маяка, – посоветовал король. – Ты и не заметишь, как опустишься на дно.
Башня стояла как раз в устье пролива. В те давние времена на ней, сменяя друг друга, несли свою службу дозорные. Когда надвигался ураган, дозорный трубил в рог и разворачивал по ветру флаг. Увидев это, корабли уходили в открытое море, подальше от земли, чтобы их не разбило о прибрежные скалы.
Кола-Рыба поднялся на сторожевую башню и с ее верхушки ринулся в волны.
На этот раз Кола пропадал три дня и три ночи. Только на рассвете четвертого дня голова его показалась над водой. Он с трудом подплыл к дворцовой лестнице и сел на первую ступеньку.
– Горе тебе, Мессина, настает черный день, и ты обратишься в прах! – заговорил он, едва отдышавшись.
– Расскажи же скорей, что ты увидел! – нетерпеливо воскликнул король.
– Что делается на дне?
Кола покачал головой.
– Не знаю. Я и теперь не добрался до дна. Откуда-то снизу поднимаются дым и пламя. Дым замутил воду, от огня она стала горячей. Никто живой, ни рыба, ни морские звезды, не могут спуститься ниже, чем спустился я.
– Раньше я тебя просил, а теперь приказываю: что бы ни было там, внизу, ты должен узнать, на чем стоит Мессина.
Кола-Рыба усмехнулся.
– Слушай, король! Ветер и волны не поймаешь даже самой частой сетью.
А я сродни ветру и волнам! Мне приказывать нельзя. Прощайте, ваше величество.
Он соскользнул со ступенек в воду и собирался уплыть прочь.
Тут король со злости затопал ногами, сорвал с головы корону и бросил ее в воду.
– Что ты сделал, король! – воскликнул Кола. – Ведь корона стоит несметных сокровищ!
– Да, – согласился король, – второй такой короны нет на свете. Если ты не достанешь ее со дна, мне придется сделать то, что делают все короли, когда им нужны деньги. Я обложу податью всех рыбаков Сицилии, и рано или поздно мои сборщики выколотят из них новую корону.
Кола-Рыба опять присел на ступеньку лестницы.
– Будь по-твоему, король! Ради детей рыбаков я постараюсь достать до дна. Но сердце говорит мне, что я никогда не увижу больше родного сицилийского неба над головой. Дайте мне горсть чечевицы, я возьму ее с собой. Если я погибну в глубинах, вы узнаете об этом.
На серебряном блюдечке принесли чечевицу. Кола зажал ее плоские зерна в руке и бросился в море.
Король поставил часовых у того места, где погрузился в воду Кола-Рыба.
Семь дней часовые не спускали глаз с морской глади, а на восьмой день вдруг увидели, что по воде плывет чечевица. Тут все поняли, что Кола больше уже не вернется.
А вслед за покачивающимися на волнах зернами вынырнула удивительная рыба, какой никто никогда не видывал. Верно, одна из тех придонных рыб, о которых рассказывал Кола.
В зубастой пасти она держала драгоценную королевскую корону. Рыба высунулась из воды, положила корону на нижнюю ступеньку лестницы и, плеснув хвостом, исчезла в море.
Никто не знает, как погиб человек-рыба, который пошел на смерть, чтобы избавить бедняков от беды. Но рассказы о нем передавались от деда к отцу, от отца к сыну.
И вот вправду настал черный день Мессины. Все кругом загудело и затряслось.
Горы раскалывались на куски и с грохотом рушились вниз. Земля расступалась, и там, где было ровное место, зияли пропасти.
Вмиг цветущий город превратился в груду развалин. Сбылось пророчество Кола.
Однако люди не ушли из Мессины. Ведь каждому дороже всего край, где он появился на свет и прожил всю жизнь. Оставшиеся в живых выстроили новый город, еще прекраснее прежнего. Он и сейчас стоит на самом берегу голубого Мессинского пролива.
Воспитатель: Ребята, а вы поняли смысл сказки? О чём она? Чем она похожа на предыдущую сказку?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, главная мысль этих сказок в том, нужно наслаждаться тем, что имеешь, с благодарностью принимать то, что даёт жизнь, а также учиться понимать, чего ты хочешь на самом деле, что может сделать тебя счастливым. Делать самостоятельные шаги навстречу своему счастью, а не идти на поводу у других и не бездействовать. А ведь среди русских сказок есть похожая сказка. А кто скажет, как она называется?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказка нам рассказывает историю жадной и вечно всем недовольной старухи и её послушного подневольного мужа-старика. Главный урок этих сказок – нельзя требовать от кого-то всё больше и больше, не зная меры своим желаниям.
Сюжеты сказок у разных народов похожи, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью. Все люди в мире испытывают одинаковые чувства: любят и ненавидят, боятся и побеждают свой страх. Да и жизнь простых людей очень похожа. Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы. Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д. У авторских сказок имеется автор.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как мы усвоили урок этих сказок. Давайте поиграем.
Игра «Выбери хорошие поступки». Показываются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Педагог с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя свой ответ.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Я вижу, что вы поняли смысл сказок. Вот и заканчивается наше путешествие. Давайте не будем забывать о том, чему нас научили эти сказки, ведь они хранят в себе мудрость всех народов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие в старшей группе "Игры народов мира"
В конспекте подобраны игры разных народов, которые можно провести с детьми в физкультурном зале, так и на улице. Игры подобраны с учетом нагрузки для детей, от малой подвижности к высокой и заканчивае...
Конспект занятия в старшей группе "Куклы народов Поволжья".
На занятии дети закрепляли знания о народах своего края, народных костюмах, развивали эмоциональный настрой. Учились применять в своей деятельности бросовый материал (маленькие бутылочки) в сочетании ...
Творческий проект в старшей группе «Сказки народов мира»
Сказка - это мир, который дарит нам радость, новые впечатления, приключения. Обогащает наше воображение, развивает память, мышление. Мы с удовольствием переносимся в волшебный мир. Сказка - это то, с ...
Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"
Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....
Конспект занятия в старшей группе " Дружба народов".
Программное содержание:*Формировать у детей представление о мире; разных странах мира; о себе – как полноправных гражданах России; о детях, живущих в разных странах, об их общности и различиях....
Конспект НОД в старшей группе "Единство народов"
Познакомить детей с национальным многообразием сверстников из группы детского сада. Дать представление о 4 ноября- день народного единства. Формировать представления о том, что в России живут в мире и...
Сценарий спортивного – познавательного развлечения в старшей группе «Игры народов мира»
Сценарийспортивного – познавательного развлеченияв старшей группе«Игры народов мира»...