Педагогический проект "Сундучок потешек" 1 младшая группа
проект по художественной литературе (младшая группа)

Анна Евгеньевна Ефимова

Педагогический проект "Сундучок потешек" 1я младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sunduchok_poteshek_2-3_goda.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«СУНДУЧОК ПОТЕШЕК»

Тип проекта: информационно – творческий

Группа раннего возраста

(2-3 года)

Сроки реализации проекта: 3 месяца

Разработчики проекта:

воспитатели:

Ефимова А.Е.


…А потешки много пользы принесут,

Речь у малого ребёнка разовьют!

Успокоят деток малых перед сном,

Напоить помогут тёплым молоком!

Мы поможем вспомнить опыт вековой

И традиции страны своей родной!

Будем, будем малышей растить с добром,

Окружим заботой деток и теплом!

Актуальность проекта

Екатерина Мелентьева

Актуальность

Первые годы жизни имеют решающее значение для развития личности ребенка. Именно в этот период создаются предпосылки для формирования гармоничной личности.

Детство - это период, когда в характере и поведении ребенка закладываются основные принципы его взаимоотношений с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится все более актуальным уделять внимание духовно-нравственному воспитанию детей. Отторжение подрастающего поколения от национального, культурного, социального и исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем современности.

Духовно-нравственное воспитание - это воспитание духа, воспитание духовности и развитие духовных качеств личности. На наш взгляд, основными задачами духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста являются формирование доброжелательного отношения к близким людям, чувства сопричастности к культурному наследию и уважения к нации.

Устное народное творчество - неоценимое богатство русского народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и природу, а также показатель наших способностей и таланта.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность речи, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дети раннего возраста хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Можно с уверенностью отметить преимущества устного народного творчества: легко запоминается детьми, произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.

Произведения устного народного творчества можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности.

Все вышеизложенное обусловили выбор темы проекта «СУНДУЧОК ПОТЕШЕК» и определили цель - создание гармоничных и доверительных отношений между всеми участниками образовательных отношений через приобщение к устному народному творчеству,

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Формировать крепкую и доверительную связь между взрослыми (родителями, бабушками, дедушками, воспитателями) и детьми,
  • Повышать интерес к русским народным потешкам,
  • Стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас и совершенствовать произношение,
  • Развивать моторику и координацию посредством сопровождения движений ритмичными текстами

Образовательные области, охваченные проектной деятельностью:

  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»

Формы работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная

Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные, практические

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности: использование наглядного материала;
  • принцип системности и последовательности – обучение ведется «от простого к сложному», с постепенным усложнением задач;
  • принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме (рассказ, ролевая игра, дидактическая игра и т.п.);
  • дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого ребенка, подбирает более удобную систему подачи материала практический занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка;
  • принцип интеграции – развитие осуществляется при организации всех видов детской деятельности

Ожидаемый результаты:

При успешной реализации проекта и при достижении поставленной перед нами цели, планируем получить следующие результаты:

Воспитанники:

  • Предлагаемая информация в ходе проектной деятельности усвоена;
  • Поставленные задачи решены (см. выше)

Родители/законные представители

  • Установлена дружеская взаимосвязь с детьми, педагогами;
  • Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
  • У родителей сформированы представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • Знают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
  • Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (организационный)

(1-ая неделя 1-го месяца)

Цель: определение основных направлений работы и создание необходимых условий для реализации проекта

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую и педагогическую литературу, интернет-источники, опыт работы коллег в данном направлении,
  • Выявить и обосновать значимость выбранной тематики для детей и их родителей,
  • Определить цели и задачи проекта,
  • Разработать подробный план работы на весь период реализации проекта, предусмотрев различные формы и методы взаимодействия с детьми и их семьями воспитанников (Приложение 1),
  • Подобрать соответствующие материалы по теме проекта: книги, обучающие игры, наглядные пособия, атрибуты для игр и творческой деятельности и т.д.,
  • Разработать конспекты бесед, прогулок, картотеки: пальчиковых, подвижных, дидактических и других игр.
  • Оформить уголок для родителей по теме проекта: консультации, памятки, буклеты и т.д.,
  • Проинформировать родителей о целях и задачах проекта, побудить их к активному участию в его реализации посредством индивидуальных бесед, группового родительского чата в мессенджере WhatsApp).

2 этап – практический

(со 2-ой недели 1-го месяца по 3-ью неделю 3-го месяца)

Цель: осуществление деятельности в соответствии с утвержденным планом.

Задачи:

  • Стимулировать интерес детей к приобретению новых знаний,
  • Формировать дружеские отношения с ровесниками во время разнообразных видов детской деятельности,
  • Обогащать образовательную среду в рамках проекта,
  • Повышать осведомленность родителей о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста,
  • Сотрудничать с участниками образовательного процесса в тесном взаимодействии.

3 этап – результативный (итоговый)

(4-ая неделя месяца)

Цель: оценка результатов, достигнутых в процессе реализации проекта с учетом изначальной цели и ожидаемых результатов.

Задачи:

  • Проведение защиты проекта и обобщение опыта перед педагогами дошкольного учреждения.
  • Публикация информации для родителей о ходе проектной работы на официальной странице группы дошкольного учреждения в социальной сети «ВКонтакте».

Список литературы:

  1. «Потешки в иллюстрациях Ю.А. Васнецова»
  2. В. Берестов. Матрёшкины потешки. М. 1982г.
  3. В. Ветрова «Ладушки, ладушки…» М. 1995г.
  4. Г. Науменко «Гуленьки» М. 1982г.
  5. Е.О. Смирнова, Т. В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова Развитие предметной деятельности и познавательных способностей
  6. Кастрыкина, Г.П.Попова Организация деятельности детей на прогулке: младшая группа / авт.-сост. В. Н. Кастрыкина, Г. П. Попо¬ва. - Волгогра: Учитель, 2012. - 200 с. ISBN 978-5-7057-2931-9
  7. Л. Кузьмин. «У нас полный дом ребят» Пермь 1990г.
  8. Л. Павлова. роль детского фольклора в воспитании ребёнка первого года жизни. Д/в №12 – 1986г.
  9. Н. Ганошенко, С. Мещерякова Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года
  10. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». СП «Детство - Пресс» 2000г.
  11. Потешки для малышей «Котенька – Мурлыка» ООО «Издательство «Фламинго», 2004.
  12. Потешки для малышей «Сорока-белобока» ООО «Издательство «Фламинго», 2004.
  13. Потешки. Ярославль: Академия развития, 2008. - 48 с.
  14. Сон да дрема. Колыбельные. «Акварель» Санкт-Петербург 2013.
  15. Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 1997г.
  16. Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. М. 1999г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова.

Приложение 1

Мероприятия с детьми

ОО «Познавательное развитие»

Прогулки: «Солнышко лучистое улыбнулось весело!», «Ах ты, солнце, солнце красное, ты гуляешь, всех ты радуешь...», «Собака - наш самый верный друг», «Роскошная жизнь на планете у кошек, котов и котят!», «Птички-невелички - меж собой сестрички», «Не обижайте муравья», «Под дождем с зонтиком», «Дождь покапал и прошел…», «Что можно делать с песком?», «Солнышко на траве»

Экспериментирование: Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь?

Игры с водой: «Погружение в воду», «Брызгалки», «Тонущие и плавающие предметы», «Кораблики», «Мыльные пузыри»

Игры с каталками и тележками: «Каталки», «Едем по дорожкам», «Едем с горки», «Езда наперегонки»

Игры с сачками, удочками, черпачками: «Сачки и черпачки», «Поймай рыбку»

Игры с молоточками, колышками, палочками: «Молоток и колышки», «Делаем отпечатки», «Блинчики», «Ужин для кукол», «Достань игрушку»

Игры с лентами, нитками, веревочками: «Распусти носочек, смотай клубочек», «Заплети косичку», «Полечи куклу», «Нанизываем бусы», «Выложи дорожку»

Игры с секретами и сюрпризами: «Коробочки с секретом», «Игрушки из ткани», «Погремушки и шумелки», «Волшебный мешочек»

Игры с песком: «Куличи и куличики», «Пустое и полное», «Секреты в песке», «Песок и вода»

Игры с вкладышами: «Вкладываем и перекладываем», «Вложи мисочки», «Башня из мисочек», «Спрячь кубик», «Найди окошко для фигурки»

Игры с кубиками: «Лесенка», «Домики для кукол»

Игры с пирамидками: «Подбери колечко», «От большего к меньшему», «Постройки из колечек», «Подбираем колечки по цвету», «Разберем и соберем», «Приходите на лужок»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Общение в ходе самостоятельной деятельности: «Я хороший», «Мы радуемся все вместе», «Мне нравится в детском саду», «Мы играем», «Игра с водой», «Зайка в гости к нам пришел», «Для чего нужна посуда», «Поможем мишке напоить гостей чаем» «Что спрятал Петрушка?»

Общение в ходе режимных моментов: «Что сначала, что потом», «Каша для куклы Кати», «Маша обедает», «У Кати красивое платье, скажи ей об этом»

Общение в ходе подготовки к завтраку (обеду, ужину): «Мы накрываем на стол»

Общение в ходе подготовки к прогулке: «Я умею одеваться», «Поможем зверятам собраться на прогулку»

Общение в ходе прогулки: «Покажем котенку участок», «Мы играем с песком», «Мы кормим птиц»

ОО «Речевое развитие»

Чтение (восприятие) художественной литературы. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят», «Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая», «Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел котик на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...», «Чики, чики, кички...».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание «Потешки в иллюстрациях Ю.А. Васнецова»

Рисование: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко…», «Дождик кап-кап-кап», «Шаги на бумаге», «Зайчик – длинные ушки», «Клубочки для котят»

Лепка: «Покормим птичек», «Радуга-дуга», «Пирожки-оладушки», «Бараночки», «Конфетки для кукол»

Конструктивная деятельность: «Домики для котенка и цыпленка», «Дорожка для Сороки-белобоки»

Слушание. «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем»; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида

Пение. «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обраб. В. Фере; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Музыкально-ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.

Игра с пением. «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня.

Музыкальные забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.

Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца.

ОО «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Идёт коза рогатая», «Заинька выйди в сад, беленький выйди в сад», «Игра с медведем», «Огуречик, огуречик…», «Зайчишка — трусишка…», «Мыши водят хоровод», «Большие ноги», «Ты, собачка, не лай!», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках»

Физминутки: «Топ – топ, топотушки, пляшет зайчик на опушке…», «Тёплый дождик моросит, и гулять нам не велит…», «Тик-так, тик-так, Часики идут..»

Пальчиковые игры: «Тили-тели, тили-тели - с юга птицы прилетели!...», «Сорока-белобока», «Кукле кашу я сварю, в миску молока налью…», «Дождик, дождик, лей-лей-лей!..», «Пальчик-мальчик, где ты был?...» и др.

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко», «Остудим чай»

Мероприятия с родителями/законными представителями

Консультации: «Народное творчество в воспитании детей», «Роль фольклора в развитии детей», «С пальчиками играем- речь развиваем!», «Игры с потешками дома»

Памятка «Как правильно учить потешки»

Буклет «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Коллаж «Любимые герои потешек»

Книжки-малышки «Потешки-засыпалки», «Потешки-умывалки», «Потешки-одевалки (раздевалки)» и т.д.

Родительская встреча «Наши успехи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическое мероприятие в младшей группе"Петушок и краски"

Образовательная область чтение художественной литературы. Знакомство со сказкой В. Сутеева "Петух и краски" с использованием ИКТ. в младшей группе....

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) 2 младшая группа

Содержание организованной образовательной деятельностиОбеспечение интеграции образования (образ.области)Этапы занятия1-я неделя2-я неделя3-я неделя4-я неделя Физическая культура: разви...

Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.

Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...

Паспорт педагогического проекта в младшей группе на тему "Игрушки"

Педагогический проект на тему "Игрушки" в младшй группе...

Психолого-педагогические особенности детей младшей группы

Психолого-педагогические особенности детей 3-4 летнего возраста....

Педагогический мониторинг "Коммуникация" младшая группа

итоговые задания к педагогическому мониторингу по "Коммуникации" в младшей группе...

Педагогический проект для младшей группы "В гостях у сказки"

Педагогический проект "В гостях у сказки" предназначен для детей младшего возраста.Этот проект знакомит детей  с волшебным миром сказок.Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного,...