Консультация: “Использование книжного уголка группы для развития читательской грамотности детей.”
консультация по художественной литературе
Предварительный просмотр:
«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»
С.Михалков
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены - это удобство и целесообразность
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
Как рационально организовать уголок книги:
1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы, персонажи сказок для игр драмматизаций, маски, репродукции с картин известных художников, иллюстрации, различные альбомы для рассматривания, книжки малышки (созданные детьми вместе с воспитателем или с родителями.
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Принципы отбора литературных произведений для дошкольников:
- доступность;
- художественность;
- разнообразие;
- постепенность усложнения;
- учет национальных и культурных особенностей произведений;
- учет читательских предпочтений дошкольников;
- сюжетная занимательность;
- простота и ясность композиции;
- близость содержания опыту ребенка.
Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований:
- жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
- формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой);
- тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.);
- настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.).
Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений.
Методика работы с детьми дошкольного возрастав уголке книги:
В младших группах в книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.).
В средней группе на полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги.
В правильно оформленном организованном по всем требованиям и содержанию уголке книги, воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Консультация:
“Использование книжного уголка группы для развития читательской грамотности детей.”
Подготовил воспитатель:
Молчанова Марина Викторовна
Омск - 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают – являются интересными собеседниками, обладают хорошей памятью, развитым воображением и большим словарным запасом....
Консультация Использование жанров русского фольклора в развитии и обучении детей младшего возраста
Консультация для родителей...
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...
Консультация «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержани...
Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к з...
Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"
Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"...
Презентация «Развитие читательской грамотности детей младшего дошкольного возраста через использование метода «Сторисек»
Презентация «Развитие читательской грамотности детей младшего дошкольного возраста через использование метода «Сторисек»...