Воспитание интересов к поэзии.
консультация по художественной литературе (подготовительная группа)

Брянская Марина Павловна

Воспитание интересов к поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_tolstoy.docx668.99 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание интересов к поэзии.

...Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

 Тургенев Иван Сергеевич.

Поэзия – это удивительный жанр художественной литературы. Поэзия- помогает быть добрее, решительнее, мужественнее, и в тоже время нежнее, развивая ум, затрагивает самые потаённые уголки человеческой души. Современное общество обязано знать русских поэтов: С. Есенина, А. Блока, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчего, и других. С раннего детства взрослые обязаны заложить и развить любовь к данному виду художественного слова!

Поэзия — это источник и средство обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Любой взрослый человек до сих пор помнит наизусть и мишку косолапого, который ходит по лесу, и зайку, брошенного хозяйкой. На этих стихах воспитываю и современные мамы своих малышей.

Посредствам поэзии ребенок открывает огромный мир и получает первые знания о человеке, животных, природе и Родине. Она помогает узнать, что такое добро и зло, справедливость, человечность и дружба. Кроме того, заучивание стихотворений оказывает неоценимую пользу в интеллектуальном развитии дошкольников.

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям.

Этапы работы по формированию интереса детей к поэзии (из трудов Р.К. Жуковской):

1. Обучение восприятию и переживанию стихов и фольклора.

Нужно создать дом «поэтическую атмосферу», поддержать стойкий интерес к поэтическому произведению.

2. Обучение заучиванию наизусть и декламации стихов.

Необходимо обучить детей простому анализу произведения. Провести наблюдение над поэтическим языком и музыкально-ритмической структурой текста.

Перед декламацией стиха, нужно поупражнять детей в имитации и звукоподражании, например, воют ветра или вьюги, щебечут птицы и т.д. Это способствует развитию слуховой наблюдательности, речевого слуха, помогает найти нужные средства выразительности.

3. Обучение собственному сочинению стихов.

Нужно создать условия для реализации детского стихотворчества. Если ребёнок проявляет попытки самостоятельного сочинения, важно отнестись к этим попыткам доброжелательно и поддержать инициативу малыша.

Познакомить со средствами художественной выразительности в стихах .

- Подбор стихотворений для заучивания.

Каждый этап дошкольного развития имеет свои особенности. Поэтому и заучивание на каждом возрастном этапе соответствует определённым требованиям.

Дети младшего дошкольного возраста, быстрее запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В более старшем возрасте, организовывают разучивание больших по объему стихов (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов, следующие: это, их простота и четкость ритма. Стих должен быть кратким, простым по содержанию и в то же время ярким. Содержание стиха включает знакомые ребенку образы. Должны отсутствовать описательные и созерцательные моменты при ярко выраженной действенности. Мышление ребенка 3-4 лет отличается образностью, то есть им легче запоминать стихи с яркими и конкретными образами. Слушая такие произведения, дети как бы мысленно «рисуют» себе его содержание.

Для заучивания используются четверостишия, короткие потешки и стихи, в которых описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. А наличие игрового момента, упрощает процесс заучивания. Все этим требованиям, отвечают произведения народного творчества, поэтому народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как нельзя лучше подходят для заучивания с детьми младшего дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте для разучивания подходят более сложные по содержанию, объему и форме стихи. В них уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать назубок стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. В этом возрасте для разучивания рекомендуют более сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Ребятам старшего дошкольного возраста очень нравиться их слушать и рассказывать, но пока им еще сложно осознать аллегорический смысл басни.

 Для легкого запоминания, стихотворение должно соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Более темпераментным и активным детям лучше предлагать для заучивания стихи ритмичные, веселые, более спокойным детям подойдут размеренные, плавные по содержанию произведения. Молчаливые дети, смогут выплеснуть стесняющую их энергию при помощи ритмичных стихов, потешек и песенок, а застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Особое внимание требует уделить детям со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

Один из важных факторов методики заучивания стихотворного произведения, это установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно?). Это может быть чтение стихов на утреннике, маме и бабушке, выступление перед малышами. Такие установки мобилизуют память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Заучивание стихов содержит в себе два связанных меж собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Для качественного запоминания, использовать иллюстрации к фрагментам стиха. Этот метод основан на том, что знакомство детей с окружающим миром происходит при помощи наглядно-образного мышления. Иллюстрация помогает, воспринимать стихотворение при помощи двух органов чувств – зрительного и слухового, а значит, лучше его понять и запомнить . Даже обычное схематичное изображение к строчке или смысловому фрагменту, уже упростит процесс запоминания. После того как стихотворение выучено, можно предложить детям нарисовать свои иллюстрации к нему. Можно сделать целый альбом таких рисунков. Рассматривание таких альбомов даёт возможность припомнить ранее выученное произведение, и вызовет желание заучить новое произведение. Ребенок при создании альбома получает возможность видеть результаты собственной деятельности.

Читать детям стихи, заучивать их нужно систематически, в течение всего года, а не от случая к случаю, не только к праздникам. Именно системная работа над поэтическими произведениями разовьет впоследствии, потребность слушать и запоминать.

Стихотворные строки можно использовать в любом режимном моменте (дома), умывание, расчесывание волос, укладывая малыша спать или наоборот будя его после сна. Когда малыш плачет, или наоборот играя с мячом и т.д. Это можно сделать на прогулке наблюдая на небе «последнюю тучу рассеянной бури», используя восхитительное стихотворение Пушкина. Беседа, рассматривание картин, эпизод из жизни, объяснение вовремя все может подвигнуть родителей припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг : практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа________________________________________________________________________

2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_____________________________________________

3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка_________________________

4)Вы читаете ребенку книги:

по просьбе ребенка;

по собственной инициативе

5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________

6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги?________________________________________

7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение?______________________________

8) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали?_____________________________________________________________

9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения?________________________________________________________________

10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа_____________________________________________________

11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг: красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________

12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?

13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки?__________________________________________________________________

14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________

15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант

ответа_____________________________________________________

16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?________________________________________________________________________

17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев?________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЭЗИИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ ПОЭТОВ – СТАРООСКОЛЬЦЕВ И БЕЛГОРОДЦЕВ.

Важной составляющей патриотического воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с художественной литературой военной тематики. Особое место занимает поэзия, посвященная Великой Отечест...

Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников

Поэтические произведения учат ребенка думать и чувствовать, любить родной язык, слушать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Надо научить ребенка любить стихи....

Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников

Поэтические произведения учат ребёнка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Слушая и читая стихи, ребенок учится творить. Стихи не только помога...

Воспитание интересов к поэзии ц старших дошкольников

Буклет "Воспитание интересов к поэзии ц старших дошкольников"...

Рекомендации для родителей «Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников»

В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.В самом деле, невозможно переоце...

«По пути к добру и свету». О развитии интереса к поэзии у старших дошкольников.

Поэзия всегда была интересна для детей любого возраста. Заучивание стихов, их понимание приносит огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается ...