Публикация «Создание образовательной среды (Центр книголюбов), способствующей эмоционально-целостному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию детей».
статья по художественной литературе
Предварительный просмотр:
Публикация «Создание образовательной среды (Центр книголюбов), способствующей эмоционально-целостному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию детей».
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Ни для кого не секрет, что современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые (педагоги и родители) должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
В детском саду работа по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-развивающей среды в группе.
Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или центр литературного чтения. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её.
Основной принцип центра литературного чтения, которого должны придерживаться педагоги при его организации – это удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в центре литературного чтения можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
В оформлении центра литературного чтения каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в литературном центре, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Основные требования к оформлению книжных уголков в группах для разных возрастов
1 младшая группа (возраст 2-3 года)
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книги:
- книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
- книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
- книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
- музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
- книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
- предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.
Воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
2 младшая группа (возраст 3-4 года)
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг:
- книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
- книги с обычной листовой структурой;
- эстампы на темы русских народных сказок;
- сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка, учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником
Средняя группа (возраст 4-5 лет)
- В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу);
- книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
- альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
- открытки для рассматривания по произведениям;
- портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин и др;
- оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
- материал для ремонта книг.
В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Дети инсценируют знакомые стихи и сказки, проявляют свое отношение к персонажам. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
Старшая группа (возраст 5-6 лет)
Наполняемость:
- 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
- портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;
- книги, рекомендованные программой;
- книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
- энциклопедии («умные» книжки), словари;
- «толстые» книжки;
- альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
- портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
- периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.
Воспитатель учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания. Воспитатель обращает внимание на «умные» книжки, обращается к ним за ответами на детские вопросы; знакомит со словарями. «Толстые» книги читают в течение длительного времени (с продолжением).
В старших группах организуются и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Количество книг в уголке не регламентировано. Это:
- книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
- 2-3 сказочных произведения;
- стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
- весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
- книги, которые дети приносят из дома;
- добавляются книги на школьную тематику;
- тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
- портреты известных детских писателей, поэтов.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Дети берут книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.
После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.
Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.
Таким образом, книжный уголок является неотъемлемой частью образовательного процесса группы. Он должен быть вариативен, в нем должны быть учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, их предпочтения, а также направлен на развитие психических процессов детей, воспитание любви и бережного отношения к книге и чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ
Данный перспективный план раскрывает особенности работы по формированию социально-личностного развития и успешной адаптации детей-билингвов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде...
Инновационные здоровьесберегающие технологии в социально-личностном и познавательно-речевом развитии дошкольников
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение ...
Реализация социально - личностного воспитания и и развития детей
Реализация социально - личностного воспитания и и развития детей в детском саду....
Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей.
Неотъемлемым элементом и важнейшим средством социально-личностного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.Театрализованная деяте...
Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что...
Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»«Для ...
Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра
DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...