"Развитие речи с помощью художественной литературы"
консультация по художественной литературе
Консультация для родителей о значений упражнений и игр в развитии фонематического слуха
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель – дефектолог: Бордюгова М.А.
Рекомендации для родителей
по развитию фонематического слуха
Что же такое фонематический слух?
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
В отличие от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесённые на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке – фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.
Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.
Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.
Игры и упражнения для развития
фонематического слуха
В этом разделе описаны упражнения, используя которые вы поможете ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, разовьете у него способность без ошибок различать звуки на слух и четко представлять звуковой облик слова. Вы можете сами придумать дополнительно подобные упражнения.
Упражнение № 1. «Назови слова»
1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).
2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).
3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф.и т.д.).
Упражнение № 2. «Хлоп-хлоп» (Обучение звуковому анализу слова)
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:
1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение № 3. «Играем со словом» (Обучение звуковому облику слова)
Задание № 1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.».
Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».
Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».
Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим? ».
Упражнение № 4. «Путаница» «Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение № 5. «Придумай новое слово»
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым».
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение № 6. «Кружок»
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три».
Образец: МАК — 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три — [к — о — н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение № 7. «Длиннее-короче»
Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать».
Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.
Упражнение № 8. В названии каких животных слышится звук Л – лошадь, крот, курица, волк, слон, носорог, белка.
В названии каких животных слышится звук Л' – лев, рысь, волк, лиса, гепард, леопард.
В названии каких животных слышится звук Р – черепаха, тигр, зебра, лев, жираф.
В названии каких животных слышится звук Р' – курица, заяц, черепаха.
Назови слова, в которых есть звук С и Ш (старушка, Саша, сушка).
Звук Ж и З (железо)
Упражнение № 9. «Перепутаница»
Заметь и исправь неправильность в тексте шуточного стихотворения Н. Семернина.
(Текст произносится в постепенно ускоряющемся темпе)
Если б не было рогов у коров,
Если б не было ушей у мышей,
Если б не было хвостов у котов,
Гребешков - у петушков,
Пятачков – у поросят,
Красных лапок - у гусят,
Легких крыльев – у баранов,
И усов – у тараканов…
Если б слушал ты внимательно,
То исправил обязательно!
(Каждому ребенку предлагается подойти к учителю и сообщить об ошибке, замеченной им).
УСПЕХОВ ВАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи с помощью художественной литературы.
Теоретический материал по развитию речи деетй с помощью художественой литературы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи и чтение художественной литературы) в младшей группе Тема: Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»
конспект НОД по речевому развитию в младшей группе...
ОД по речевому развитию (развитие речи) совместно с художественной литературой.
Знакомство детей с творчеством писателя Е. Шварца....
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы...
Презентация (иллюстративный материал) по образовательному направлению Коммуникативное развитие "Развитие речи": интеграция областей "Художественная литература", "Художественное творчество" - "Отрицательные персонажи сказок"
Презентация (иллюстративный материал) по образовательному направлению Коммуникативное развитие "Развитие речи": интеграция областей "Художественная л...
Презентация (иллюстративный материал) по образовательному направлению Коммуникативное развитие "Развитие речи": интеграция областей "Художественная литература", "Художественное творчество" - "Герои сказок в спектакле"
Презентация (иллюстративный материал) по образовательному направлению Коммуникативное развитие "Развитие речи": интеграция областей "Художественная л...
Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»
Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...