Программа коррекционной работы по художественной литературе
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru
ИНН 6432003994 КПП 645101001 ОГРН 1036403201592
Программа коррекционной работы по художественной литературе для детей подготовительной группы.
Разработчики:
Рахматалиева Х.А
Бссчастнова А.Н.
2023г. – 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ.
№ | Наименование раздела | Стр |
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
Актуальность | ||
1.3 | Цели программы | 2 |
1.4 | Задачи программы | 2 |
1.5 | Предполагаемые результаты | 4 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Календарно - тематическое планирование | 5 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Учебный план | 6 |
3.2 | Список литературы | 7 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Формирование и развитие речевой культуры — одно из стержневых направлений воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Обогащение словарного запаса детей, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе воспитателей и теоретических исканиях методистов.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно читать стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей к себе привлекает мир звуков.
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя».
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Программа «Радуга слов» в работе с детьми, показывает необходимость опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов, произведений в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Литературные произведения - это всестороннее развитие речи, поэтических задатков, мышления, памяти, ума, также носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, развивают и воспитывают коммуникативные качества личности, делают увлекательными различные игры и задания.
Старший дошкольный возраст – это период, познавательной и творческой активности, замыслов, полёта воображений и фантазий. Потому, важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие речевые способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
1.2 Актуальность данной темы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования – речевое развитие по-прежнему остается наиболее важной темой в дошкольном возрасте. По требованиям Стандарта речевое развитие включает в себя помимо основных задач и такие задачи как развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух 6 текстов различных жанров детской литературы. Поэтому необходимо знакомить детей с произведениями, заучивать с ними стихи и учить выразительно читать их.
1.3 Цель программы:
Создание условий для формирования выразительной речи у детей старших дошкольников, посредством выразительного чтения литературных произведений.
1.4 Задачи программы:
Обучающие:
учить детей понимать суть произведений, видеть первоначальный замысел поэта;
обучать речевым умениям: правильно пользоваться темпом, громкостью произношения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы в соответствии с текстом;
формировать умение передавать игровые образы в действиях.
Развивающие:
способствовать развитию речевого дыхания и правильной артикуляции, выразительной интонации в речи;
развивать связную речь, обогащать словарь; творческие способности, на основе выразительного чтения стихов;
развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.
Воспитательные:
воспитывать эстетический, художественный вкус;
воспитывать нравственные, качества личности (доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие), коммуникативные качества;
воспитывать любовь к поэзии и творческой деятельности, желание участвовать в конкурсных выступлениях.
1.5 Предполагаемые результаты:
правильно пользоваться темпом, громкостью произношения; отчетливо произносить звуки, слова, фразы в соответствии с текстом стихотворения;
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание, выразительность интонации в речи;
пересказывать простые сказки;
отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, сказки с помощью простых предложений, заучивать выразительно стихотворения.
К концу учебного года дети должны:
понимать значимость и направленность поэтических произведений;
представлять стихотворение с указанием названия и автора произведения;
регулировать темп и силу голоса, выразительную интонацию;
использовать различные средства выразительности: жесты, мимику, движения;
передавать настроение и характер произведения.
Результатом работы кружка является участие детей в таких мероприятиях, как конкурс чтецов в возрастных группах, в развлечениях, викторинах, в утренниках, а также в конкурсах чтецов различного уровня.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно – тематическое планирование
Период | Тема | Цель |
Октябрь 2023г. | Игра: «Погружение в сказку» | Учить создавать воображаемую ситуацию. |
Проговаривание скороговорок, чистоговорок. цель: развивать артикуляционный аппарат, дикцию и четкость речи | Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и четкость речи. | |
Игра «Измени предмет» (новые способы его использования) | Развивать творческое воображение. | |
Ноябрь 2023г. | Беседа: «Твой любимый литературный герой? | Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать умение характеризовать героя. |
Участие в VIII городском открытом литературном конкурсе «Читаем классику» | Развивать творческие способности. | |
Театрализованная игра «Теремок» | Развивать артистические способности путем использования выразительных средств речи, мимики и жестов. | |
Декабрь 2023г. | Игра «Дорисуй рисунок» | развитие творческого воображения. |
Игра: «Изобрази знакомых героев» | развивать артистические способности. | |
Рисование сюжета любимой сказки | развивать творческие способности, поддерживать устойчивый интерес к сказкам. | |
Игра: «Превращения» | развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения. | |
Январь 2024г. | Показ сказки (пальчиковый, настольный) по желанию ребенка | поощрять проявление словотворчества, развивать выразительность речи, эмоциональность. |
Зимние посиделки: рассказывание наизусть любимых произведений | поддерживать интерес к стихотворным произведениям. | |
Малоподвижная игра «Что мы делаем не скажем, а что мы Консультация делаем покажем» | развивать воображение, артистические способности | |
Февраль 2024 г. | Сюжетно – ролевая игра «Театр» | поддерживать интерес к театру; расширять кругозор; развивать коммуникативность. |
Разыгрывание этюдов | развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения. | |
Просмотр отрывков театральных произведение различных жанров (опера, оперетта, балет, драма) | закреплять знание театральных жанров; поддерживать устойчивый интерес к театру. | |
Участие в конкурсе чтецов, посвященный юбилею А. Барто | Развивать творческие способности. | |
Март 2024 г. | Театрализованная игра: «Путешествие в мир сказок» | Развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения. |
Игра «Салат из сказок» | Поощрять проявление словотворчества; развивать творческое воображение. | |
Развивающая игра «Картинная галерея» | Развивать творческое воображение, умение использовать предметы. | |
Рисование «Новый конец сказки «Колобок» | Продолжать развивать творческое воображение. | |
Апрель 2024 г. | Музыкально – пластическая импровизация «Изобрази музыку» | Продолжать развивать творческое воображение, развивать восприятие музыки. |
Игра «Что за чем» | Вспомнить знакомые сказки, закрепить сюжет известных сказок. | |
Театрализованная игра | Совершенствовать Подготовка костюма к фестивалю. Внимание, творческое воображение. | |
Игра: «Пантомима» | Закрепление умения представления пантомимических этюдов | |
Май 2024 г. | Игра-драматизация «Колобок» | развивать артистические способности. |
Беседа «Театральные профессии» | расширять кругозор, поддерживать устойчивый интерес к театру | |
Игровая программа: «Сам себе режиссер» | дать возможность самостоятельно сочинить и показать сценку. |
III. Организационный раздел
- Учебно-тематический план
Вид организованной образовательной деятельности | Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательных ситуаций | Форма организации образовательного процесса |
Интегрированное: развитие речи, развитие мелкой моторики, познавательное развитие | 34 | 1 | 20 | индивидуальная подгрупповая |
3.2. Список литературы:
1. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М.Алексеева, В.И.Яшина : Учеб. пособие. – М., 1998. -400с
2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа [Текст] /В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4. -56с
3.Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 02.01.2020).
4.Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4743/ (дата обращения: 05.01.2020).
5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» [Текст]/Т.Б. Полянская. - СПб, «Детство-Пресс», 2010г.-64с.
6.Сорокина, Л. В. Учим стихи, рисуя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. [Текст]/Л.В. Сорокина -2009. –№ 5. - С.57-58.
7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / О. С. Ушакова, Е. Струнина– М., 2004. -288с.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст] /М.Ф. Фомичева. -М., Просвещение, 1989. -239с.
Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие для детей средней группы по разделу программы "Развитие" "Ознакомление с художественой литературой и развитие речи"
Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместителей....
Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания
Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...
Программа коррекционной работы по художественно - эстетической направленности
подготовительная группа...
программа коррекционной работы по художественно - эстетической направленности для детей подготовительной группы
материал для детей подготовительной группы...
программа коррекционной работы по художественной литературе
материал для детей подготовительной группы...