Конспект занятия по ЧХЛ "Чтение ненецкой сказки "Песец и олень"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Закрепление знаний детей о животных Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesets_i_olen.docx22.24 КБ
Файл pesets_i_olen.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи.

Тема: «Чтение ненецкой  сказки  «Песец и Олень».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи:

- закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания; учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать и расширять словарь детей;

- развивать речь детей; развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;

- воспитывать любовь к природе, животным.

Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; картинка «костер», письмо в конверте; фонограмма музыки: песня «Мы поедем, мы помчимся»; текст ненецкой народной сказки  «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.

Ход НОД:

1. Сюрпризный момент.

- Сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?

Здравствуйте, детишки!

Пишут Вам тюлени,

Милые олени,

Котики, моржи!

Снежная королева друзей заколдовала.

Помогите! От Снежной королевы нас спасите!

- Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные? (на Севере).

- Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – это (Северный олень.)

2. Дыхательная гимнастика.

- Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку, вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот, несколько раз.)

-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати (под музыку "Мы поедем, мы помчимся", дети имитируя движения скачущих оленей, бегут по кругу)

- Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть. (Дети садятся в круг у "костра")

3. Чтение ненецкой народной сказки.

4. Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

- Нам пора в путь, животные ждут нашей помощи.

5. Физкультминутка.

Как олени резво скачем                       (Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.                    (Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,             (Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.                    (Остановиться)

Мы немного отдохнём                        (Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.                     (Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки ты садись.                    (Присесть на импровизированные льдинки)

- Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это? (олень, песец, морж, тюлень, белый медведь).

- Ребята, где мы? (на Северном полюсе)

- Животные заколдованы, надо им помочь.

( На экране появляются картинки ледяных  животных Севера, дети соединяют их с фото животного)

- Мы расколдовали животных, а теперь пора возвращаться домой, в наш детский сад.

Все на ножки становитесь

И немного покружитесь.

На снежинку мы подуем,

В нашу группу возвратимся.

6. Итог НОД:

- Кто нас просил о помощи?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто главный герои сказки?

- Что интересного запомнилось?

Ненецкая сказка «Песец и олень»

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит, Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные : травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее, и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.



Предварительный просмотр:

Развитие речи.

Тема: «Чтение ненецкой  сказки  «Песец и Олень».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи:

- закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания; учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать и расширять словарь детей;

- развивать речь детей; развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;

- воспитывать любовь к природе, животным.

Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; картинка «костер», письмо в конверте; фонограмма музыки: песня «Мы поедем, мы помчимся»; текст ненецкой народной сказки  «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.

Ход НОД:

1. Сюрпризный момент.

- Сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?

Здравствуйте, детишки!

Пишут Вам тюлени,

Милые олени,

Котики, моржи!

Снежная королева друзей заколдовала.

Помогите! От Снежной королевы нас спасите!

- Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные? (на Севере).

- Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – это (Северный олень.)

2. Дыхательная гимнастика.

- Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку, вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот, несколько раз.)

-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати (под музыку "Мы поедем, мы помчимся", дети имитируя движения скачущих оленей, бегут по кругу)

- Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть. (Дети садятся в круг у "костра")

3. Чтение ненецкой народной сказки.

4. Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

- Нам пора в путь, животные ждут нашей помощи.

5. Физкультминутка.

Как олени резво скачем                       (Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.                    (Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,             (Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.                    (Остановиться)

Мы немного отдохнём                        (Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.                     (Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки ты садись.                    (Присесть на импровизированные льдинки)

- Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это? (олень, песец, морж, тюлень, белый медведь).

- Ребята, где мы? (на Северном полюсе)

- Животные заколдованы, надо им помочь.

( На экране появляются картинки ледяных  животных Севера, дети соединяют их с фото животного)

- Мы расколдовали животных, а теперь пора возвращаться домой, в наш детский сад.

Все на ножки становитесь

И немного покружитесь.

На снежинку мы подуем,

В нашу группу возвратимся.

6. Итог НОД:

- Кто нас просил о помощи?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто главный герои сказки?

- Что интересного запомнилось?

Ненецкая сказка «Песец и олень»

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит, Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные : травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее, и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе по ненецкой народной сказке «Кукушка»

Данное занятие поможет воспитателю открыть смысловое содержание сказки более подробно и эмоционально....

Конспект занятия Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»

Актуальность:Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие  позволит расширить и об...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера с помощью  ненецкой народной сказки....

Конспект занятия по теме "Ненецкие игры"

Конспект занятия по теме "Семья"...

Конспект занятия по развитию речи "Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи " Чтение ненецкой народной сказки "Кукушка"...

Конспект занятия « Сказка про Коня-гордеца и Оленя-хитреца». Ижорская сказка.

В работе использована методика "Умные игры в этнических сказках" О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной....