Конспект занятия по ЧХЛ "Чтение ненецкой сказки "Песец и олень"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Закрепление знаний детей о животных Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesets_i_olen.docx | 22.24 КБ |
pesets_i_olen.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи.
Тема: «Чтение ненецкой сказки «Песец и Олень».
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Задачи:
- закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания; учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать и расширять словарь детей;
- развивать речь детей; развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;
- воспитывать любовь к природе, животным.
Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; картинка «костер», письмо в конверте; фонограмма музыки: песня «Мы поедем, мы помчимся»; текст ненецкой народной сказки «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.
Ход НОД:
1. Сюрпризный момент.
- Сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?
Здравствуйте, детишки!
Пишут Вам тюлени,
Милые олени,
Котики, моржи!
Снежная королева друзей заколдовала.
Помогите! От Снежной королевы нас спасите!
- Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные? (на Севере).
- Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.
Стройный, быстрый.
Мех пушистый,
Рога ветвисты,
Бьет копытами цок-цок,
Снег летит, словно, песок,
Знают все кому не лень – это (Северный олень.)
2. Дыхательная гимнастика.
- Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку, вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот, несколько раз.)
-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати (под музыку "Мы поедем, мы помчимся", дети имитируя движения скачущих оленей, бегут по кругу)
- Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть. (Дети садятся в круг у "костра")
3. Чтение ненецкой народной сказки.
4. Беседа по содержанию сказки:
– Кого повстречал Песец в тундре?
– Зачем Олень разрывал снег?
– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?
– Чем питаются Песцы?
– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?
– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?
– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?
– Куда побежал Песец?
- Нам пора в путь, животные ждут нашей помощи.
5. Физкультминутка.
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки ты садись. (Присесть на импровизированные льдинки)
- Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это? (олень, песец, морж, тюлень, белый медведь).
- Ребята, где мы? (на Северном полюсе)
- Животные заколдованы, надо им помочь.
( На экране появляются картинки ледяных животных Севера, дети соединяют их с фото животного)
- Мы расколдовали животных, а теперь пора возвращаться домой, в наш детский сад.
Все на ножки становитесь
И немного покружитесь.
На снежинку мы подуем,
В нашу группу возвратимся.
6. Итог НОД:
- Кто нас просил о помощи?
- С какой сказкой познакомились?
- Кто главный герои сказки?
- Что интересного запомнилось?
Ненецкая сказка «Песец и олень»
Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит, Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.
- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.
- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.
- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.
- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.
- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.
- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.
Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.
Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.
- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные : травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.
- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.
- А как вы, олени, грибы ищете?
- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?
- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.
- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.
- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.
- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.
- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.
- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.
Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее, и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.
- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.
- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.
- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.
А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.
Предварительный просмотр:
Развитие речи.
Тема: «Чтение ненецкой сказки «Песец и Олень».
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Задачи:
- закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания; учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать и расширять словарь детей;
- развивать речь детей; развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;
- воспитывать любовь к природе, животным.
Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; картинка «костер», письмо в конверте; фонограмма музыки: песня «Мы поедем, мы помчимся»; текст ненецкой народной сказки «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.
Ход НОД:
1. Сюрпризный момент.
- Сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?
Здравствуйте, детишки!
Пишут Вам тюлени,
Милые олени,
Котики, моржи!
Снежная королева друзей заколдовала.
Помогите! От Снежной королевы нас спасите!
- Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные? (на Севере).
- Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.
Стройный, быстрый.
Мех пушистый,
Рога ветвисты,
Бьет копытами цок-цок,
Снег летит, словно, песок,
Знают все кому не лень – это (Северный олень.)
2. Дыхательная гимнастика.
- Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку, вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот, несколько раз.)
-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати (под музыку "Мы поедем, мы помчимся", дети имитируя движения скачущих оленей, бегут по кругу)
- Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть. (Дети садятся в круг у "костра")
3. Чтение ненецкой народной сказки.
4. Беседа по содержанию сказки:
– Кого повстречал Песец в тундре?
– Зачем Олень разрывал снег?
– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?
– Чем питаются Песцы?
– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?
– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?
– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?
– Куда побежал Песец?
- Нам пора в путь, животные ждут нашей помощи.
5. Физкультминутка.
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки ты садись. (Присесть на импровизированные льдинки)
- Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это? (олень, песец, морж, тюлень, белый медведь).
- Ребята, где мы? (на Северном полюсе)
- Животные заколдованы, надо им помочь.
( На экране появляются картинки ледяных животных Севера, дети соединяют их с фото животного)
- Мы расколдовали животных, а теперь пора возвращаться домой, в наш детский сад.
Все на ножки становитесь
И немного покружитесь.
На снежинку мы подуем,
В нашу группу возвратимся.
6. Итог НОД:
- Кто нас просил о помощи?
- С какой сказкой познакомились?
- Кто главный герои сказки?
- Что интересного запомнилось?
Ненецкая сказка «Песец и олень»
Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит, Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.
- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.
- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.
- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.
- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.
- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.
- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.
Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.
Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.
- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные : травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.
- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.
- А как вы, олени, грибы ищете?
- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?
- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.
- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.
- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.
- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.
- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.
- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.
Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее, и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.
- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.
- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.
- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.
А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе по ненецкой народной сказке «Кукушка»
Данное занятие поможет воспитателю открыть смысловое содержание сказки более подробно и эмоционально....
Конспект занятия Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»
Актуальность:Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие позволит расширить и об...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».
Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера с помощью ненецкой народной сказки....
Конспект занятия по теме "Ненецкие игры"
Конспект занятия по теме "Семья"...
Конспект занятия по развитию речи "Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи " Чтение ненецкой народной сказки "Кукушка"...
Конспект занятия « Сказка про Коня-гордеца и Оленя-хитреца». Ижорская сказка.
В работе использована методика "Умные игры в этнических сказках" О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной....