Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа в подготовительной группе.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Афонина Оксана Юрьевна

занятие подготовительная группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grachi_prileteli.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа в подготовительной группе.

Воспитатель: Афонина О.Ю.

г. Калининград

Коррекционно - образовательная: стимулировать желание внимательно рассматривать картину, учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; использовать в речи эпитеты, сравнения, описания, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;  Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

Коррекционно - развивающая: развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину».

Коррекционно - воспитательная:  воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.

Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов (пейзаж, забор, проталина, ноздреватый снег.

 Воспитатель объясняет детям значение и смысл новых слов, работая с толковым словарём. (Например:«снежный наст» - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели (Т.с., с. 394)«проталина» - место, где стаял снег, и открылась земля (Т.с., с.623)«крупчатый» - состоящий из мелких частиц.).

Предварительная работа: наблюдение примет весны в природе,  рассматривание картин про весну, чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», чтение сказки «Как появилась картина «Грачи прилетели» ,загадывание загадок про времена года, про  птиц. Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели», беседа о видах живописи – пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал к занятию: репродукция картины «Грачи прилетели», запись спокойной музыки.

Ход: читаю стихотворение:

«Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).»

- Весна – это праздник пробуждения природы. Что  происходит весной?

Дети говорят…(Весной пригревает солнышко, начинает таять снег,

возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники — грачи). Над высокими березами разносится радостный гомон.

- Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».(даю время рассмотреть картину)

-К какому жанру относится эта картина?(пейзаж)

- Какие еще жанры знаете?( натюрморт, портрет).

- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей.)

-  Ребята, представьте,  что вы попали в картину, закройте на минутку глаза. «Встаньте и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?» (Предполагаемые ответы детей: «Я слышу, как кричат грачи», «Я слышу, как звонят колокола на колокольне» и т.д. предлагаю тихонько походить по картине: «Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути». (Например, «Снег рыхлый, холодный, жёсткий, он щиплет ладонь» и т.д) Воспитатель предлагает глубоко вдохнуть воздух и описать, какие запахи почувствовали дети. (Например, «Я чувствую чистый, морозный воздух», «Пахнет дымком» и т.д.) Как вы думаете, что делают грачи?

( Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись  домой, поправляют, ремонтируют гнезда, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись дамой. Грачи, как будто рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать ).

 Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, чёрные, смешные, шумливые.

«На нашей картине прилетели грачи, а что с ними было раньше, что с ними будет потом?»)

 В: -  Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.  Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник.  Как можно назвать эту березовую рощу на картине?

Д: -  Грачевник. Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами  видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке виден лес, за лесом бескрайние поля.)

Что изобразил художник на переднем плане картины?

На переднем плане картины мы видим берёзы и грязный чёрно –белый снег.

-  Что вы видите в середине картины?

В: -  Да, правильно, там изображена небольшая деревня,  и старая часовня.

-   Какие краски Саврасов использовал для изображения природы и строений?

-   Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?

(Рыхлый, мокрый, потемневший, осевший, серый, грязный…)

В: -  Какие березы нарисовал художник?

Д: -  Одни стройные, прямые, тонкие, другие с искривленными стволами, наклонившиеся к земле.

В: -  Подберите, пожалуйста, слова, которыми можно описать день, изображенный на картине.

Д: -  Тяжёлый ,хмурый, серый, пасмурный, холодный…

В: -  Послушайте стихи русских поэтов о весне и скажите, какие слова они подобрали для описания весны.

(  читаю отрывки стихов)

В: - Какие вы внимательные, молодцы. А сейчас мы немного отдохнём.

Физминутка:

Из гнезда торчат. (дети шагают на месте, руки на поясе).

Клювы маленьких грачат. (выполняют наклоны в стороны)

Клювик раз, клювик два, (выполняют наклоны вперед).

Лапка, лапка, голова.( выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой).

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели,( дети бегают по группе).

Птички в гнездышки.( дети занимают свои места).

- Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками, оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно холодное,  низкое, грустное. Но лучи солнца освещают облака, и. кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

- Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные  и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (кажется холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей зиме.)

- Ну, а теперь нам  кто из вас хочет составить рассказ по этой картине?

Рассказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам, используя те слова, которые вы сейчас услышали.

В. предлагает детям вспомнить всё, что они узнали нового, путешествуя по картине и согласовать все части описания в единый целый рассказ.

В. предлагает детям план-схему рассказа с целью закрепления структуры рассказа, определение начала и конца рассказа

(Начало у всех разное, можно начать так :как – то раз, дело было весной)…

 (Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон) .

В конце рассказов дети делают анализ по мнемосхеме.(рассказ полный, самостоятельный, интересный, с красивыми словами..)

В: Молодцы, ребята у вас получились хорошие  интересные рассказы, которые  вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

- Ребята, вам понравилась картина Л. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, как составили интересные рассказы.

Домашнее задание:

Предложить детям дома вместе с родителями нарисовать иллюстрации к своему рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа в подготовительной группе.

Стимулироватниеь желание внимательно рассматривать картину, учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; использовать в речи эпитеты, сравнения, описания, умение подбирать образны...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» возрастная группа: подготовительная к школе группа.

 Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Задачи:Образовательная – продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине.Коррекционно – развивающая – продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих ...