Тексты художественной литературы по проекту "Воспитание книгой"
материал по художественной литературе (старшая группа)

Бессонова Светлана Витальевна

Тексты художественной литературы по проекту "Воспитание книгой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература к проекту «Воспитание книгой»

Тема: Храбрость

Храбрый кот и трусливый медведь (Абазинская народная сказка)

Кот, козел и теленок договорились жить вместе. Соорудили в лесу шалаш и поселились в нем. Главным у них был кот.

Недалеко от них построили шалаш волк, кабан и медведь. Главным у них был медведь.

Медведь послал волка к соседям, наказав:

— Пойди к ним и скажи так: «Мы строились и обеднели. Нам нечего есть. Дайте что-нибудь на ужин».

Волк пошел. Увидев его, кот взобрался на шалаш, ощетинился и спросил:

— Что тебе нужно?

— Помоги нам. Пока мы строились, обеднели, нам нечего есть.

Дай что-нибудь на ужин — медведь просит,— сказал волк.

— Подумаешь дело! Вон висит вяленая туша волка. Возьми ее: хватит вам на ужин.

Волк услышал про вяленую волчью тушу и до того перепугался, что душа вылетела из тела.

— Вы разве едите волчье мясо? — спросил волк.

— Ей-богу, мы все едим! — ответил кот.

Волк испугался еще сильнее — чуть сердце не лопнуло. Прибежал домой сам не свой. Стыдно ему стало признаваться в своей трусости, и он соврал;

— Ничего не дали.

— Раз такое дело, сходи ты, кабан,— велел медведь.

— Хорошо, пойду. Попрошу у них немного пшена. Сварим суп и басту *,— сказал кабан и пошел.

Но кабан побоялся подойти к шалашу кота и издали крикнул:

— Эй, есть кто дома?

Кот взобрался на крышу шалаша, ощетинился и крикнул:

— Зачем пожаловал?

— Недавно мы построили дом и обеднели. Нам нечего есть, помоги. Дай нам на ужин немного пшена. Медведь просит.

— Дал бы, да нет у меня пшена,— сказал кот.— Вон там висит свиная ляжка. Возьми ее. Хватит вам на ужин.

Кабан страшно перепугался:

— Боже мой! Вы и свиное мясо едите?

— Честное слово, не знаю, что вам надо. Волку давал волчье мясо, не взял. Тебе даю свиное мясо, не берешь! Вы что, брезгуете? Мы ничем не брезгуем, все едим: и волчатину, и свинину, и все другое,— сказал кот.

Услышал кабан эти слова и стал ни жив ни мертв. Придя в себя, побежал домой.

— Ничего не дали,— соврал и он.

Медведь разозлился.

— Ладно, сам схожу. Голову сниму с этого мерзкого кота!

Разрежу на куски и сварю! — взревел медведь и помчался к коту.

Идет медведь — сучья ломаются, трещат.

Кот увидел, что медведь идет,— взобрался на крышу шалаша, ощетинился и ждет.

— От собаки рожденный! Почему ничего не даешь? — закричал медведь на кота.

— Почему ты так говоришь? Бог свидетель, волку давал волчье мясо — он не взял, кабану давал свиное мясо — он не взял. Мы недавно убили медведя, еще осталось пол туши. Бери ее: и на сегодня и на завтра вам хватит,— сказал кот.

— Погоди, погоди! Вы все — и теленок, и козел, и ты — едите и волчье, и свиное, и медвежье мясо? — испугался медведь.

Кот улыбнулся:

— Старею, наверное, ничего уж не понимаю: волку давал волчье мясо — он не взял, кабану давал свиное мясо — он не взял, тебе даю медвежье мясо — ты не берешь. Что же вам нужно?

Медведь, не найдя, что ответить, побежал домой.

— Не даст нам житья этот проклятый кот. Давайте позовем его с друзьями в гости, подружимся с ними. Иди, кабан, и найди где-нибудь проса, а ты, волк, стащи у кого-нибудь жирного барана, а я пойду в лес и принесу меду,— сказал медведь и отправил всех за добычей.

Вечером все вернулись. Из меда приготовили бахсыму*, тушу овцы целиком отварили и выложили на лежащий на земле плетень, а из пшена сделали басту.

— Пойди пригласи наших соседей,— послал медведь волка.

Волк идет и дрожит: очень боится кота. Остановился, не дойдя до шалаша, и крикнул:

— Эй, выходите, кто там есть!

Кот выскочил, сверкая глазами, и спросил:

— Зачем пришел?

— Приходите к нам в гости. Медведь зовет,— сказал волк и бегом побежал обратно. Прибежал домой, а там никого нет. Кабан спрятался в кустах, и только хвост торчит оттуда. Медведь залез на дерево. Все боятся кота.

«Сами спрятались, а меня оставили на съедение страшному коту»,— подумал волк, взобрался на холм недалеко от их шалаша и притаился там.

Кот, теленок и козел пошли в гости к медведю. Пришли, а в шалаше — ни души. Кот замурлыкал. Кабан, услышав мурлыканье кота, испугался, решив, что тот собирается съесть его, и начал дальше отползать в кусты. Кот же, увидев шевелящийся хвост кабана, подумал, что это мышь, и бросился на него. Кабан испугался:

«Съест!» — и бросился бежать. Кот сам перепугался и залез на дерево.

«Съел кабана, а теперь за мной лезет»,— подумал медведь, спрыгнул с дерева и убежал.

Волк, увидев с холма убегающих друзей, тоже пустился наутек.

Кот, козел и теленок наелись до отвала и вернулись к себе.

Медведь, волк и кабан и до сих пор думают, что кот — самый страшный зверь.

Тема «Жадность»

Сказка «Дядя Миша» Сутеев В.Г.

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:

— Как дела, Косой?

— Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

— А хороша морковка-то?

— Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

— Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, — задумчиво сказал Медведь, — в запас на зиму…

— На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!

Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела…

Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

— Безобразие какое! — зашипел Ёжик. — Что это тут делается?

— Морковку дёргаем! — рявкнул Медведь. — А ты куда собрался, Колючая Голова?!

— В лес иду. За груздями, за белыми грибами!

— Вот грибы — это дело! — обрадовался Медведь. — Мне запас на зиму нужен. Идём за груздями, за белыми грибами!

— Дядя Миша, — пискнул Заяц, — как же морковка?

— Морковка, морковка… — рассердился Медведь. — Сам её кушай, а я грибы больше люблю!

И пошёл за Ёжиком в лес.

Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.

Белка ему с дерева кричит:

— Что это ты, дядя Миша, всё кланяешься?

— Да вот, грибы собираю — себе запас на зиму делаю, — отвечает Медведь.

— Ну что твои грибы, — пищит Белка, — ты лучше орешков попробуй!

Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.

— Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так!

Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил. Увидел это Ёжик, только лапками развёл.

Тут навстречу Медведю Кот с удочками.

— Куда собрался, Усатый? — остановил его Медведь.

— На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.

— Рыбки? Я люблю рыбку, — облизнулся Медведь. — Мне очень нужно на зиму рыбкой запастись.

— Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, — сказал Кот.

Пошли на рыбалку.

Вдруг Кот спрашивает:

— Постой! А как же твои орехи, дядя Миша?

— Да что орехи… Мелочь. Идём скорее рыбу ловить, мне её много на зиму нужно.

Пришли на речку.

Только закинули удочки — Лиса тут как тут!

Подсела к Медведю и хихикает:

— Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.

— Как это пустяками? — обиделся Медведь. — Мне рыба в запас на зиму нужна.

— Да много ли ты её наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? Лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.

— Что за дело? — спросил Медведь.

— Пойдём-ка в деревню, кур, уток таскать.

— Кур? Уток? Идём скорее! — обрадовался Медведь и удочку бросил.

— Дядя Миша, у тебя рыбка клюёт! — кричит Кот.

— Пускай клюёт. Рыба не курица, — проворчал Медведь и пошёл за Лисой.

Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к колхозному птичнику.

Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:

— Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу сколько твоей душеньке захочется.

— Ладно, — говорит Медведь, — только поскорее приходи, побольше приноси. Мне запас на зиму нужен.

Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается… Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают-заливаются, того и гляди, разорвут!

Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису-плутовку и со всех ног бросился бежать…

Собаки целой сворой — за ним! Так и гнали бедного Мишку до самого леса.

Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только её и видели!

А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает…

Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.

— Что с вами, дядя Миша?

— Да вот, собаки… Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.

— Собаки? Это нехорошо, — пискнул Мышонок.

— Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать…

— Запас — это хорошо, — пискнул Мышонок.

— Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, кур таскал…

— Кур таскал? Это нехорошо, — пискнул Мышонок.

— Всё делал — и вот с пустыми лапами остался…

— Что же теперь делать будете, дядя Миша? — спросил Мышонок.

— Делать нечего, — сказал Медведь. — Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать…

— Эх, дядя Миша! — пискнул Мышонок. Он хотел, видно, ещё что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше.

Тема «Терпение»

Волшебная водица ( русская народная сказка)

Жили-были муж с женой. Когда они были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему — два, он ей — два, а она ему — пять, он — пять, а она — десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай.

А разбираться начнут — никто не виноват.

— Что это мы с тобой, старуха, а? — скажет старик.

— Да это ты, старый, ты все!

— Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?

— Не я, а ты!

— Ты, а не я!

И снова ссора начинается.

Вот стала старуха думать, что делать? Как быть? Как жить со стариком дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:

— Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но, смотри, не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится… И все будет хорошо.

И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарила и пошла домой.

Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:

— Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!

Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.

А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.

Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно волшебная!»

Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.

— Что это ты там гремишь? — закричал старик. — Самовар поставить не умеешь!

А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.

Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и… замолчал.

И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас — за волшебную водицу.

Вот, сила-то в ней какая!

Тема : «Доброта»

Кукушка (ненецкая)

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"

Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры   посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ).  Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....

Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"

Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...

«Использование текстов художественной литературы в речевом развитии детей».

Использование текстов художественной литературы в речевом развитии детейВ дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования техпсихических образований, которые будут развиваться в процессе учеб...

Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».

Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫ"

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫСухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспи...