Проект "По страницам сказок А.С. Пушкина"
проект по художественной литературе
Как интересны сказки детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_stranitsam_skazok_a.s._pushkina_borovok_l.e.docx | 163.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №51 «Вишенка»
Проект
«По страницам сказок
А. С. Пушкина»
Автор:
Воспитатель
Боровок Л.Е.
Верхняя Салда
Проект
«По страницам сказок А. С. Пушкина»
Вид проекта: комплексный, познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 5.02.18 – 16.02.2018г.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность:
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть.
Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.
Цель проекта: Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
• Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина.
• Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
• Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.
• Формировать умение выразительно читать стихи.
• Развивать артистические способности, инсценировать эпизоды сказок.
• Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
• Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Предполагаемый результат:
• Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• Содействие творческому развитию детей.
• Развитие эмоциональной отзывчивости.
• Создание единого развивающего пространства, объединяющего детей, педагогов и родителей.
• Дети будут обращать внимание на окружающую их красоту природы ценить и беречь её.
Обеспечение:
Сборники сказок А. С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографий А. С Пушкина, интерактивная доска, компьютер, короткометражные научно – познавательные видеоролики о жизни А. С. Пушкина, мультфильмы по его сказкам; аудиозаписи классической музыки композитора Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. С. Грибоедова, М. И. Глинки; методическая литература.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
1. Разработка плана проекта в соответствии с его целями и задачами.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного,
мультимедийного, музыкального материала по теме проекта.
3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
4. Определение участников проекта.
Работа воспитателя в ходе этапа проекта:
• Организация книжной выставки по сказкам А. С. Пушкина;
• Организация консультаций для родителей «А. С. Пушкин. Интересные факты, события, истории», «Стихи и сказки Александра Сергеевича Пушкина»;
• Анкетирование родителей:
- Какие сказки А. С. Пушкина читаете детям?
- Как сказки А. С. Пушкина помогают воспитывать и обучать детей.
- Как вы думаете, какую роль играют сказки А. С. Пушкина в жизни детей?
2 этап – Основной:
Работа воспитателей в ходе этапа проекта:
1. Рассказ воспитателя об А. С. Пушкине.
2. Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
3. Беседы «Няня маленького Саши - Арина Родионовна», «Откуда брались сказки».
4. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
5. Чтение сказок А. С. Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Чтение отрывков из стихотворений А. С. Пушкина:
«У Лукоморья дуб зелёный….»,
«Цветок»,
«Няне»,
«Уж небо осенью дышало…».
6. Беседа по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
7. Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
8. Заучивание отрывков из сказок: А. С. Пушкина
«У лукоморья дуб зеленый»
«Ель растет перед дворцом»,
«Ветер по морю гуляет»
9. Игры-драматизации:
«У самого синего моря»,
«Свет мой, зеркальце».
10. Дидактические игры:
«Кубики по сказкам А. С. Пушкина»,
«Скажи наоборот»,
«Пазлы по сказкам А.С. Пушкина»,
«Вспомни сказку».
11. Продуктивная деятельность:
• Конструирование из песка «Град на острове стоит»
• Рисование:
«Персонаж любимых сказок Пушкина»
12. Слушание музыки:
«Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков,
Песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).
3 этап заключительный:
Мероприятия в ходе этапа по реализации проекта.
1. Организация выставки детско-родительских рисунков и поделок «Сказки А. С. Пушкина»;
2. Проведение литературной викторины по сказкам А. С. Пушкина;
Приложение 1
Консультация для родителей.
НЕ бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
Дорогие, мамы и папы! Я приглашаю Вас к разговору о сказочном слове, о сказке. Попробуйте на минуту вспомнить и представить счастливые минуты своего детства, когда кто-то из взрослых читал вам любимую сказку. Как откликнулась на эти воспоминания ваша душа? Какие чувства возникли у вас? Может быть, появилось удивительное ощущение радости, надежды на чудо, веры в торжество добра?
Что же такое сказка? Одни назовут сказку мечтой о прекрасном. Она дает людям силы жить и творить, преображаться самим и преображать мир вокруг. Другие определят сказку, как одно из первых литературных произведений, которое слышит ребенок в раннем детстве и с его помощью познает мир. Третьи видят в сказке возможность развития души ребенка. Поэтому-то сказка и будит фантазию, развивает воображение, сближает взрослых и детей. И, наверное, многие согласятся с тем, что сказка- это серьезно!
Великий русский поэт А. С. Пушкин, обладавший феноменальными знаниями, будучи выпускником Царскосельского Лицея- лучшего учебного заведения России, - писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Именно поэтому всю жизнь с любовью вспоминал А. С. Пушкин сказки своей бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны. Гениального выразителя русской души – А. С. Пушкина давно уже нет на земле. Но вот что удивительно! Он продолжает говорить со своим народом через время. Настоящие поэты все знают, все чувствуют, все предвидят и обо всем могут сказать в своих стихотворениях. Недаром их называют – владеющие даром Слова. Каждая сказка А. С. Пушкина побуждает нас следовать лучшим качествам его героев.
Читая сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», поговорите с ребенком о замечательных качествах царевны.
Дом царевна обошла, И царевна к ним сошла,
Все порядком убрала, Честь хозяям отдала,
Засветила Богу свечку, В пояс низко поклонилась:
Затопила жарко печку. Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла, А хозяюшкой она
Хоть звана и не была. В терему меж тем одна
Приберет и приготовит, Им она не прекословит…
А также, обратите внимание ребенка на красоту, мелодичность и легкость запоминания пушкинских стихов.
Рано утром гость желанный, Королевич Елисей,
День и ночь так долго жданный, Помолясь усердно Богу,
Издалеча наконец Отправляется в дорогу
Воротился царь- отец. За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Но царевна молодая, Дверь тихонько отворилась,
Тихомолком расцветая, И царевна очутилась
Между тем росла, росла, В светлой горнице; кругом
Поднялась – и расцвела. Лавки, крытые ковром,
Белолица, черноброва, Под святыми стол дубовый,
Нраву кроткого такого. Печь с лежанкой израсцовой,
И жених сыскался ей, Видит девица, что тут
Королевич Елисей. Люди добрые живут.
Подведите ребенка к пониманию того, что сказки А. С. Пушкина – это всегда торжество добра и справедливости.
Уважаемые родители, с раннего детства читайте со своим ребенком русские народные сказки. Они воспитывают у детей веру в неизбежность победы добра над злом. Вот пример таких сказок: «Царевна-лягушка», Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка».
Трудно прожить на свете без добрых и верных друзей, с ними горе- полгоря, а радость- вдвойне. Дружбу невозможно представить без взаимного доверия, честности, умения уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу… Часто дружеское общение зарождается в детстве, и счастливы те люди, которые могут сохранить возникшую в детские годы сердечную привязанность на всю жизнь. Со временем такая дружба только закаляется, становится прочнее. Идеал верной дружбы во всей своей полноте раскрывается в русских народных сказках. Прочтите ребенку сказки «Сивка-бурка», «Зимовье зверей» и поразмышляйте, почему Иванушку и Сивку-бурку можно назвать добрыми друзьями, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю, что необходимо верным друзья:
ВЕРНОСТЬ СОГЛАСИЕ
ЧЕСТНОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ
Истоки наших представлений о верности родной земле восходят к Святой Руси, к героическим подвигам воинов-богатырей. О них благодарный народ сложил богатырские сказы. Были они наполнены исторической правдой. Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек веры и правды, чести и долга, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Они как солнце нужны во все времена. Сказы, прославляющие подвиги богатырей - защитников земли Русской- учат детей любить свое Отечество. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И внешность у них разная, и характеры несхожие, и происхождение отличается. Но все три богатыря сильны духом, смелы и добры, все в народе любимы. Рекомендую прочесть ребенку сказы-былины: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Бой с несметной ратью под Киевом».
Обсудите вместе с ребенком:
- Чем бы он хотел быть похож на святого русского богатыря Илью Муромца?
- Кого защищал русский богатырь Добрыня Никитич (любимую матушку, Забаву Путятичну, князя Владимира Красно Солнышко, русский народ, родную землю?
- Почему наш народ любит и помнит богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича?
Такие беседы закрепляют у ребенка представление о том, какое важное и славное дело- защита Родины.
Свою статью хочу закончить словами замечательного философа И. А. Ильина. Он говорил: «Сказка уводит к истокам национального духовного опыта русского человека, по-русски укрепляя, по-русски убеждая, по-русски умудряя. В сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы нашего национального характера, высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но житейской мудрости…»
Приложение 2
Беседа «Детям о А. С. Пушкине»
Цель занятия:
1. Развивать интерес к творчеству великого русского поэта
2. Дать обобщенное представление об А. С. Пушкине, как поэте и великом сказочнике
3. Вспомнить знакомые стихи и сказки А. С. Пушкина. Продолжать учить детей выразительно читать стихи.
Ход:
В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина!
Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.
Большинство из вас, вероятно, слышали сказки о попе и работнике его Балде, о царе Салтане, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке. Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.
Вы уже не маленькие, поэтому вам пора знать, когда жил и кем был Александр Сергеевич Пушкин. Он родился 6 июня 1799 года в Москве. В этом году исполнилось 214 лет со дня его рождения. Люди не живут столько лет, а их работы остаются на долгие годы и века.
6 июня на одной из окраинных улочек Москвы в семье майора Сергея Львовича Пушкина родился сын – Александр.
Кудрявый мальчик Саша, как и многие другие дети, был упрям, грыз ногти, и в то же время он был не похож на других детей.
Предками Александра были известные в истории бояре, воеводы, храбрые воины. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме.
Бабушка выучила его читать и писать на русском языке; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и др. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга.
Читал Саша много и жадно.
В гостях у Пушкиных бывали писатели и поэты; вечера проходили в увлекательных разговорах и шумных спорах.
Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы- в семь лет сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. В девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
Бабушка Александра- Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна рассказывали ему сказки о добрых волшебниках и злых колдуньях, знакомили с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал её, заботился о её здоровье, называл её «мамой».
Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее, со слов няни поэт записал семь сказок и несколько песен. Ей он посвятил стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Поэт давно умер, а слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. Во многих городах - в Москве, Санкт Петербурге, Одессе, Кишиневе, Пскове есть памятники Пушкину. Около Санкт Петербурга есть небольшой городок. В нем учился и жил Александр Сергеевич Пушкин. До революции это место называлось Царским Селом. Сейчас это город Пушкин. В Москве именем великого поэта названа одна из центральных площадей -площадь Пушкина и станция метрополитена, выходящая на эту площадь, Пушкинская.
Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто - потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно - потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей родины. Стихи Пушкина, его поэмы и сказки живут с человеком всю жизнь. Пушкин родился в Москве. Еще мальчиком, учась в Лицее, он писал стихи, которые были так хороши, что удивляли даже знаменитых поэтов. Когда Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», поэт Василий Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Этими словами Жуковский хотел сказать, что молодой Пушкин написал стихи лучше, чем он, знаменитый поэт, его учитель. Ежегодно, в день рождения А. С. Пушкина, в селе Михайловское, куда часто приезжал поэт (здесь жила его няня Арина Родионовна, и где написаны многие его произведения, устраивается праздник, на котором читают стихи самого поэта, стихи ему посвященные. В те же дни в Москве люди несут цветы к памятнику поэта на Пушкинской площади и также вспоминают его стихи. А в Петербурге длинные очереди выстраиваются к дому-музею Пушкина на улице Мойка. Здесь поэт жил со своей семьей, здесь и умер от раны, полученной на дуэли. Пушкин прожил короткую жизнь, но после себя оставил столько прекрасных произведений, что русская литература стала одной из самых замечательных в мире. Представить себе литературу нашей страны без произведений Пушкина просто невозможно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам сказок А.С. Пушкина
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"
Цель: развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение пересказывать сюжет литератур...
Музыкально- поэтическое развлечение по страницам сказок А.С. Пушкина.
"Что за прелесть эти сказки"...