Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "По тропинкам сказок А.С.Пушкина"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Знакомство с творчеством А.С.Пушкина для старшего дошкольного возраста.
В воспитании детей огромным потенциалом обладают сказки Александра Сергеевича Пушкина. В его сказках отражены представления о творчестве, истории и традициях народа, в его сказках дети находят эталоны трудолюбия, доброты, смелости, формируют к качествам, таким как жадность и жестокость, негативное отношения, в каждой из его сказок всегда заключен какой-то урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
По тропинкам сказок А.С. Пушкина.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния на развитие человека по мере его взросления и социализации, прививающий ему взгляды и ценностные установки, актуальные характеру времени в котором ребенок живет, обеспечивающий основу самостоятельного развития. Это передача накопившегося жизненного опыта, как индивидуального, так и общекультурного, национального.
Для детей дошкольного возраста не подходят простые назидания и нравоучения, они лишь утомляют дошкольника. Для такого личного процесса подойдет сказка, - именно она поможет передать этот жизненный опыт, она формирует доверительные отношения, она способна заинтересовать как героями, так их приключениями.
В воспитании детей огромным потенциалом обладают сказки Александра Сергеевича Пушкина. В его сказках отражены представления о творчестве, истории и традициях народа, в его сказках дети находят эталоны трудолюбия, доброты, смелости, формируют к качествам, таким как жадность и жестокость, негативное отношения, в каждой из его сказок всегда заключен какой-то урок. О том, что жадность и корысть не принесут тебе добра мы узнаем из сказки «О рыбаке и рыбке», противопоставляются им находчивость и трудолюбие героя «Сказки о попе и о работнике его Балде», в этой сказке мы усваиваем, что за все нужно платить. В «сказке о золотом петушке» мы понимаем, что необдуманных поступков лучше остерегаться, а в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» - что до добра не доведут злые намерения и чувства.
Также важно, что чувства, такие непонятные детям, А.С. Пушкин называет и описывает. В его строчках содержится целый спектр переживаний – кроме любви и ненависти, горе и радости, дети узнают о жалости, зависти, сочувствии, гордыни, и о многом другом.
Богатство сказок Пушкина заключается еще и в их языке. В них заключились все сила и гибкость нашего языка. Тексты Пушкина богаты глаголами, отражающими проявления эмоциональных состояний. Дети узнают, что можно озлиться или осердиться, подивиться, повиниться, вздуриться, или потешиться. В сказках автора можно найти метафоры, такие как «грусть-тоска меня съедает», восклицания – «ах, и зарыдали оба», эпитеты – «ласковое слово», «сварливая баба», «злая доля», «с грустной думой на лице», сравнения - «а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком", "словно горькая вдовица", "выступает будто пава", обращений - "свет мой, зеркальце", "братцы вы мои родные", "ах ты, дитятко-девица!"
Интересно, что в языке чувств важную роль играет молчание. Можно обратить внимание детей на то, что положительные персонажи сказок Пушкина как правило молчаливы, они сдержанно, немногословно выражают свои чувства, тогда так отрицательные персонажи обычно крикливы, аффективны, что часто приводит к проблемам. Так, например, в «Сказке о царе Салтане», зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи привели тех к трудностям царицы и её сына. Но, конечно, побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на светлой, доброй стороне сказки.
И это отличительная черта сказок А.С. Пушкина – оптимизм. В его сказках добро всегда превосходит зло. Эти сказки внушают детям уверенность в том, что правда восторжествует, добро победит. Страдания главного героя – лишь временное состояние, за ними придут радость. Но, что важно, эта радость не свалится просто так, за нее нужно побороться, нужны усилия, чтобы что-то получилось.
Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это - волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по - другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству - его можно творить своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.
Таким образом, сказки Пушкина - неотделимая часть национальной и мировой литературы, которая представляет собой пласт культурного наследия нашей страны, они являются добрым помощником в воспитании. Здесь на помощь придет сила метафоры и образов. С их помощью у ребенка развивается речь, способность понять и передать свои чувства, и чувства окружающих, воспитываются лучшие морально-нравственные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»
Материалы в форме сказки для популяризации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»
Данный материал может использоваться педагогом дошкольного учреждения или учителем начальных классов....
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»
популяризация здорового образа жизни в дошкольной среде....
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни".
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни"....

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Крестьянские праздники"
Как лето сменяло зиму, день — ночь, так же неотвратимо в крестьянской жизни будни сменялись праздниками. Праздники были разновеликие, и отмечали их по-разному. Воскресенье после рабочей недели ...

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста
Методическая разработка «Новогодний квест» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: доставить детям радость, создать положительный настрой на игры и совместное р...