Педагогический проект Путешествие по сказкам Пушкина"
проект по художественной литературе

Скрипко Наталья Геннадьевна

Развитие познавательного интереса, эстетического вкуса и творческих способностей ребёнка через знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1_pushkin.docx40.14 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Путешествие по сказкам Пушкина»

        Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и

ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и

сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

        Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества.

        Цель проекта: Развитие познавательного интереса, эстетического вкуса и творческих способностей ребёнка через знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

        Вид проекта:

-по составу участников: групповой (педагоги, дети, родители);

-по целевой установке: познавательно-творческий;

-по содержанию: интегрированный;

-по срокам реализации: краткосрочный (с 5 февраля по 16 февраля 2024 г.)

        Состав участников: воспитатели, дети, родители.

        Продукт проекта:  Конспект занятия по речевому развитию «Что за прелесть эти сказки», конспект занятия по речевому развитию Сказка о рыбаке и рыбке», конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Золотой петушок», конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Золотая рыбка», конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Царевна-Лебедь», лэпбук «Сказки  А.С.Пушкина», дидактические игры.

        Проблема: Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А.С.Пушкина. Многие дети не могут ответить на вопрос «Кто такой Пушкин?», «Что он писал?», «Какие сказки?». Письменный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам Пушкина. Но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А.С.Пушкина еще рано. Поэтому мы решили организовать в группе небольшой проект «Путешествие по сказкам Пушкина».

        Задачи:

        Обучающие:

Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, его сказками.

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Создать условия для глубокого образного восприятия сказок А.С.Пушкина.

        Развивающие:

Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Развивать интерес к художественной литературе.

Развивать творческие способности детей.

        Воспитательные:

Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

         Ожидаемые результаты:

        Для детей:  

Знакомство  с творчеством А.С.Пушкина;

Накопление эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Упражнять детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

        Для родителей:

Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;

Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С.Пушкина;

Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;

Активизировать интерес к творческой деятельности детей;

Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания;

        Для педагога:

Повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

Реализация творческого потенциала.

Самообразование.

        Тематическое поле: групповая комната.

        Средства и оборудование:

        Технические: аудиозапись «шум моря»; музыка Римского-Корсакова;

        Методические: портрет Пушкина, иллюстраций к сказкам с главными героями, иллюстрации к сказке «Сказка о золотом петушке». Образец последовательности лепки петушка. Иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке», картинка  с изображением  золотой рыбки  картинки изображением моря, перышко, образец работы;  конверт  с заданием, свиток, иллюстрации и раскраски к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

        Организационные: мольберт, доска, пластилин, стека, тряпочка, желуди, палочка.        Листы бумаги для рисования, акварельные краски, простые карандаши, восковые мелки, широкая кисть для нанесения фона, кусочки белой парафиновой свечи, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки, шаблоны рыбок. доска, магниты. Синий картон, цветная бумага, полоски белой бумаги (длина 10.5 см, ширина 1см), ножницы, клеёнки, клей, кисточки и силуэты лебедя.  Сундук, письмо, блюдо с яблоком, ларец с сюрпризом, волшебная книга, волшебное зеркальце.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Подготовительный

Педагоги-дети

-Беседа с детьми на тему «А.С.Пушкин - великий русский поэт»

-Рассматривание портрета А.С.Пушкина

-Раскраски «Сказки Пушкина»

-Диагностика

05.02.24-06.02.24

Педагоги группы

Педагог родители

-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с условиями реализации проекта

-Заполнение анкеты «Сказки Пушкина в жизни вашего ребенка»

-Привлечение родителей к сбору книг «Что за прелесть эти сказки»

05.02.24-07.02.24

Педагоги группы

Деятельность педагогов

-Обсуждение целей и задач проекта

-Составление тематического планирования мероприятий

-Подбор наглядного материала

-Создание условий для проведения мероприятий (оформление  мини уголка «Я люблю сказки А.С. Пушкина» в групповой комнате)

05.02.24-07.02.24

Педагоги группы

Основной

Педагоги-дети

-Беседы: «Знакомство со сказками Пушкина», «За что я люблю сказки Пушкина»

-Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

-Чтение  и заучивание стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкина

-Беседы по сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

-Занятие по речевому развитию «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Занятие по художественно-эстетическому развитию «Золотой петушок»

-Занятие по художественно-эстетическому развитию «Царевна-Лебедь»

-Занятие по речевому развитию «Что за прелесть эти сказки»

-Занятие по художественно-эстетическому развитию «Золотая рыбка»

--Слушание музыкальных произведений «Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» , русская народная песня «Во саду ли, в огороде»,

- Рассматривание новых книг и иллюстрации знаменитых художников по сказкам А.С. Пушкина

-Отгадывание загадок

-Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Помоги герою найти свою сказку», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Угадай сказку по иллюстрации», « Найди отличия».

-Дидактические речевые игры: «Доскажи словечко», «Скажи по- другому», «Что означает это слово?», «Пропавшие слова», «Вспомни рифму», «Найди рифму»

-Игра - фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

 - Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях

-Решение проблемных ситуаций: «Почему в сказке Пушкина злых героев не наказывают, а отпускают?», «Каких сказочных героев придумал сам Пушкин своим воображение?», «Что было бы с царицей и её сыном, если бы их бочку не прибило к берегу? Как помочь выбраться из бочки, если бы ее не прибило к берегу?», «Что стало бы с лебедем, если бы князь Гвидон не убил бы из лука коршуна? Как помочь, если бы не было лука?»

-Ситуативная беседа «Какую бы сказку А.С.Пушкина я бы хотел рассказать своим друзьям»

-ОБЖ: «Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

-Математические  игры по мотивам сказок А. С. Пушкина «Убери лишнее», «Сказки Пушкина в цифрах»

- Штриховка в тетрадях «Рыбка»», «Белка»,

-Игры со счетными палочками «Сложи дворец для белочки»,  «Рыбка»,

-Игра-драматизация  «Три девицы под окном»

- Игровое упражнение «Зашумленные картинки»

- Упражнение «Свет мой зеркальце скажи»

-Артикуляционная гимнастика «У Лукоморья дуб зеленый»

-Пальчиковая гимнастика «Семь богатырей», «Рыбка», «Лебеди летят»

-Гимнастика для глаз «Шмель»

Разучивание физкультминуток: «Ветер по морю гуляет», «Рыбка», «Сказки Пушкина», «Как приятно в речке плавать»

-Речевая подвижная игра «Шмель»

-Раскрашивание и вырезывание силуэтов героев  сказок  Пушкина

-Кроссворды по сказкам А.С.Пушкина

-Лабиринты по мотивам сказок Пушкина

-Ребусы «Сказки Пушкина»

-Викторина «Сказки Пушкина»

-Игровое упражнение «Обведи по точкам сказочного героя  и раскрась»

-Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Путешествие в Лукоморье»

- Игры со строительным материалом: «Дворец для белочки»

-Подвижные игры «Золотая рыбка», «Балда и лошадь», «Сказки Пушкина»                                                            

06.02.24-16.02.24

Педагоги группы

Педагог-родители

-Родительское собрание «Сказки Пушкина в жизни ребенка»

-Консультации: «Расскажите детям о А.С.Пушкине», «Чему учат сказки Пушкина», «Сказки Пушкина в жизни ребенка»

-Оформление папки-передвижки «Волшебные сказки Пушкина»

-Обсуждение организации выставки «Сказки Пушкина глазами детей»

-Помощь родителей в оформлении мини уголка «Я люблю сказки А.С. Пушкина»

-Буклеты: «Интересные факты из жизни А.С.Пушкина», «Сказочный мир Пушкина»

-Рекомендации для родителей: «Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми дома?»,  «Чтение сказки перед сном»

- Картотека «Дидактические игры по сказкам А.С.Пушкина»».

- Памятка для родителей «Как поддерживать у детей интерес к сказкам?»

- Информация для родителей «Как правильно читать сказки Пушкина»

06.02.24-15.02.24

Педагоги группы, родители

Родители-дети

-Подготовка рисунков к выставке «Сказки Пушкина глазами детей» 

06.02.24-15.02.24

Родители-дети

Заключительный

Педагоги, родители, дети

-Диагностика

-Оформление выставки рисунков  «Сказки Пушкина глазами детей»

-Оформление лэпбука «Сказки Пушкина»

-Подведение итогов, оформление материалов проекта

15.02.24-16.02.24

Педагоги группы, родители

Презентационный

Деятельность педагога

Представление проекта

16.02.24

Педагоги группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровой,

познавательный,
коммуникативный

Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Путешествие в Лукоморье»

Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Помоги герою найти свою сказку», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Угадай сказку по иллюстрации», « Найди отличия»

Игра - фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Игры со строительным материалом: «Дворец для белочки»

Решение проблемных ситуаций: «Почему в сказке Пушкина злых героев не наказывают, а отпускают?», «Каких сказочных героев придумал сам Пушкин своим воображение?», «Что было бы с царицей и её сыном, если бы их бочку не прибило к берегу? Как помочь выбраться из бочки, если бы ее не прибило к берегу?», «Что стало бы с лебедем, если бы князь Гвидон не убил бы из лука коршуна? Как помочь, если бы не было лука?»

Математические  игры по мотивам сказок А. С. Пушкина «Убери лишнее»,  «Сказки Пушкина в цифрах»

Игры со счетными палочками «Сложи дворец для белочки»,  «Рыбка»

Игра-драматизация  «Три девицы под окном»

Лабиринты по мотивам сказок Пушкина

Игровое упражнение «Зашумленные картинки»

Упражнение «Свет мой зеркальце скажи»

Познавательное развитие

Познавательный,

игровой,

коммуникативный

Беседы: «А.С.Пушкин -великий русский поэт», «Знакомство со сказками Пушкина», «За что я люблю сказки Пушкина»

Беседы по сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», Сказка о царе Салтане»

Кроссворды по сказкам А.С.Пушкина

Ребусы «Сказки Пушкина»

Ситуативная беседа «Какую бы сказку А.С.Пушкина я бы хотел рассказать своим друзьям»

-ОБЖ: «Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

Речевое развитие

Коммуникативный,

игровой

Занятие по речевому развитию «Сказка о рыбаке и рыбке»

Занятие по речевому развитию «Что за прелесть эти сказки»

Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Отгадывание загадок  по сказкам А.С. Пушкина

Дидактические речевые игры: «Доскажи словечко», «Скажи по другому», «Что означает это слово?», «Пропавшие слова», «Вспомни рифму», «Найди рифму»

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях

Чтение и заучивание стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный….»

Артикуляционная гимнастика «У Лукоморья дуб зеленый»

Речевая подвижная игра «Шмель»

Викторина «Сказки Пушкина»

Художественно-эстетическое развитие

Творческий,

продуктивный,

музыкально-художественный

Музыкальная деятельность: Слушание музыкальных произведений «Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» русская народная песня «Во саду ли, в огороде» Продуктивная деятельность:

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Золотой петушок»

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Царевна-Лебедь»

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Золотая рыбка»

Рассматривание новых книг и иллюстрации знаменитых художников по сказкам А.С. Пушкина

Раскраски на пушкинскую тематику

Игровое упражнение «Обведи по точкам сказочного героя  и раскрась»

Раскрашивание и вырезывание силуэтов героев сказок Пушкина

Физическое развитие

Коммуникативный,

игровой,

двигательный

Пальчиковая гимнастика: «Семь богатырей», «Рыбка», «Лебеди летят»

Физкультминутки:

«Ветер по морю гуляет», «  Как приятно в речке плавать», «Сказки Пушкина»

Подвижные игры: «Золотая рыбка», «Сказки Пушкина», « Балда и лошадь», «СказкиПушкина»

Гимнастика для глаз «Шмель»

Описание достигнутых образовательных результатов

        Подводя итоги проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Дети познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения.         Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Ребята овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач. Результаты нашей работы показали, что сказки в жизни ребёнка занимают важное место. У нас получилось заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей. Сказка вернулась в дом, в семью, в жизнь. Надеемся, что заложенные сказкой в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты будут определять жизненный путь дошкольников, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Путешествие по сказкам Пушкина"к 8 марта

Проект " Путешествие по сказкам Пушкина" к 8 марта....

ПРОЕКТ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА"

Сказка играет важную роль в духовном развитии дошкольника. В сказках живет целый мир, неизведанный и манящий, знакомый с колыбели. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного н...

Проект «Путешествие по сказкам Пушкина»

Проект в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Пушкина»...

Педагогический проект "Путешествие по сказкам Пушкина"

Проект позволяет организовать новое приорететное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольно...

Проект «Путешествие по сказкам Пушкина А.С.» уровень обр. орг., 2018г.

Викторина «Наши любимые сказки А.С.Пушкина», 20 воспитанников, 10 родителей, 2 педагога....

Педагогический проект "Мы читаем сказки Пушкина". Подготовительная группа.

Педагогический проект "Мы читаем сказки Пушкина". Подготовительная группа....

Педагогический проект "Мы читаем сказки Пушкина"

Педагогический проект "Мы читаем сказки Пушкина"...