НОД по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о зиме"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ремез Наталья Александровна

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщить их к высокой поэзии. Развивать связную речь детей. Учить вести диалог, употреблять общепринятые обращения. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации. Воспитывать интерес к художественному слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГДОУ ЛНР №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

на тему: «Чтение стихотворений о зиме».

                        Подготовила и провела:

                      Воспитатель старшей

  группы №7

                                   Ремез Наталья Александровна

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщить их к высокой поэзии. Развивать связную речь детей. Учить вести диалог, употреблять общепринятые обращения. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации. Воспитывать интерес к художественному слову.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за  изменениями погоды с наступлением зимы, беседы  о погоде.

  Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы. 

Ход НОД

1). Сюрпризный момент

Влетает снежинка. На снежинке текст: «Я- Снежная Королева. Предлагаю отправиться в гости. А к кому в гости мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку».

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю.
Белю поля, дома.
А зовут меня…
Дети:
Зима.

Воспитатель: Мы отправляемся в гости к Зимушке-Зиме. Ребята, а как вы догадались, что эта загадка про зиму? (ответы детей) Как вы думаете, зима красивое время года? (ответы детей) А что в ней красивого? (ответы детей) А какую краску любит зима?
Дети:
Белую.
Воспитатель:
 В загадке говорится про белое одеяло. А что это за белое одеяло укрыло землю? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это снег укрыл землю. Зимой все кругом белое, потому что снег укутал деревья, кусты, дома, поля. Белая краска самая любимая у Зимушки-Зимы.

2). Чтение стихотворения И.Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

3). Дидактическая игра «Придумай слово»


Воспитатель: дети, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Воспитатель: зима (какая)
Дети: снежная, морозная, холодная
Воспитатель: снежинка (какая)
Дети: красивая, легкая, пушистая
Воспитатель: снегопад (какой)
Дети: сильный, красивый, легкий
Воспитатель: метель (какая)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
Воспитатель: иней (какой)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

4). Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые … (снежинки)

На дорожки, на лужок

Все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее… (снегопад)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка … (Снегурка)

На снегу-то посмотри-

С красной грудкой … (снегири)

- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?

- Как называется это явление природы? (снегопад)

5). Чистоговорка «ЗИМА»

МА - МА – МА - наступила вновь зима

МА – МА – МА - снежная зима

РА – РА – РА – снежная гора

ДА – ДА – ДА - зимою холода

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу  

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи

МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме

МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой

ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель

6). Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили 
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

7). Иван Никитин «Встреча зимы»

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

8). Воспитатель: Ребята, еще мне очень нравиться стихотворение о зиме Сергея Есенина «Белая береза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Кто его написал? О чем это стихотворение? О зимней березе. Почему вы решили, что это стихотворение о зимней березе? Береза принакрылась снегом, снежные ветви, горят снежинки, заря лениво обсыпает ветки новым серебром - идет снег и т.д.

Повторное чтение стихотворения Есенина «Белая береза».

Ребята, посмотрите, медведь очень рад, сегодня много интересного он узнал о зиме.

9). Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему :"Зима"

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:Беседа о зиме.1. Уточнение характерных признаков зимы, повторение названий зимних месяцев; использование в речи образных выражений, сравнений, художественного слова, пословиц, пог...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Беседа зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности для старшей группы....

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Зима"

Данное занятие является завершающим в разделе лексической темы "Зима". Предполагает обощение всего изученного и выясняет, насколько воспитанниками усвоен програмный материал....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зима».

Задачи:- активизация словаря по теме "Зима"-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных- учить подбирать слова ант...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

Конспект логопедического занятия по развитию развитию речи в старшей группе по теме:"Зима.Зимние забавы".

Цель: Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах и зимних забавах"....