Перспективный план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств у детей второй младшей группы посредством русских народных сказок»
методическая разработка (младшая группа)

Изучение влияния русских народных сказок на развитие
нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие и
воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023g.docx356.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.

Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
  2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
  3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
  4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
  6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Технология: исследовательской деятельности

Актуальность: Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема,  актуальна на сегодняшний день.

Срок реализации 1 учебный год. 

Перспективный план

Содержание деятельности

Форма отчетности

Дата, сроки проведения

Методическая работа

Изучение методической литературы, нормативно-правовые документы и материалы.

Оформление и пополнение папки по данной теме.

Постоянно

 Разработать конспекты занятий, картотек дидактических игр.

Оформление конспектов, картотек с играми

В течении года

Составление картотеки загадок "Русские народные сказки". Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку», «Расскажи  сказку», «Угадай сказку», «Найди по силуэту»

Картотека

Дидактические игры

В течении года

Работа с родителями

«Роль сказки в развитии и воспитание ребенка»

Консультация

Сентябрь

 «Сказка — это важно!»

Памятка для родителей

Октябрь

 «Как поддержать интерес к сказке»

Памятка для родителей

Ноябрь

 «Cказки в жизни вашего ребенка»

Анкетирование родителей

Декабрь

«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Консультация

Январь

 «О чём и как беседовать ребёнком после чтения».

Памятка для родителей

Февраль

Книжки – малышки «Моя любимая мамочка»

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка книжек – малышек.

Март

«Наша любимая сказка»

Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков, поделок

Апрель

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» 

Показ сказки детьми родителям

Май

Работа с детьми

1 Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»

2 Дидактическая игра «Расскажи  сказку»      

Наличие конспектов, картотек

Сентябрь

1 Чтение русской народной сказки «Теремок».

 2 Показ настольного театра «Теремок».

 3 Раскрашивание раскрасок  по мотивам русской народной сказки: «Теремок».

Настольный театр

Выставка иллюстраций

Октябрь

1 Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 

 2 Просмотр мультфильма «Маша и медведь».

  3 Лепка из соленого теста «Пирожки для Машеньки»

Выставка изделий из теста

Ноябрь  

1 Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

2 Дидактические игры  «Из какой сказки герой?».

«Сложи картинку».

3 Рассматривание иллюстраций по русской народной сказке «Зимовье зверей».

4 Рисование  по мотивам русской народной сказки : «Зимовье зверей»

Выставка рисунков

Декабрь

1 Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

   2 Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

   3 Конструирование «Домик для зайчика».

  4 Дидактическая игра: «Угадай сказку»

Настольный театр

Выставка домиков для зайчика

Январь

1 Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

    2 Рисование «Мой любимый папа»

   3 Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»

Выставка рисунков

Февраль

1 Занятие «В гостях у сказки»

2 Дидактическая игра «Кто лишний?»

 3 Аппликация «Открытка мамочке»

Конспект

Подарки для мамы

Март

1 Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди».                                                   2 Просмотр русской народной сказки «Гуси - лебеди»                                      3 Дидактическая игра  «Найди по силуэту»

Апрель

1 Беседа «Если добрый ты…»               2 «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»             3 Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» 

Май

Работа с педагогами

«Сказкотерапия»

Консультация для педагогов ДОУ

Ноябрь

Занятие «В гостях у сказки»

Показ открытого занятия

Март

Используемая литература: 

1 Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009 – 48 с.

2 Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009 – № 4 – С. 181-183.

3 Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой

4 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь,

2000 – 112 с.

5 Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002 - с. 185

6 Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011 – 247 с.

7 Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности / С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001 – № 2 – С. 158-159.

8 Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008 – № 3 – С. 3-10.

9 Соловейчик, С.Л Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005 - № 4 - С. 14-16.

10 Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 9 - С. 68-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.  «Сказки – это зернышко, из которого   прорастает эмоциональная оценка...

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»  План реализации образовательного проектаДлительность работ...