Проек по приобщению к художественной литературе
проект по художественной литературе
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (корпус 2)
«Сторисек» как метод приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе совместно с родителями
Подготовили воспитатели: Кононова И.А.
Семёнова Н.Р.
г.Бийск, 2022г.
Актуальность
В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегают к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей и их родителей к книге. Существуют различные примеры, методы, технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуре чтения у детей их родителей.
Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача – напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует и его речь, и языковую культуру, и нравственность.
Одним из методов приобщения детей к художественной литературе является «Сторисек». В переводе с английского «Сторисек» – мешок историй. Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основал «Сторисек» Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл считает, что сначала нужно решить «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать!»
Идея метода «Сторисек» заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.
Цели «Сторисека»: комплексный подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач для детей дошкольного возраста, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.
Этот метод можно успешно применять как в детском саду, так и родителями в домашних условиях.
Задачи «Сторисека»:
- прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг
- расширение кругозора
- пополнение и расширение словарного запаса
- развитие навыков осмысленного чтения
- навыков обсуждения художественного произведения
- социальных навыков
-стимулирование интереса к книге.
Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой.
Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, компакт-диск, словесные игры, загадки, раскраски, пословицы и поговорки, настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр и т.д. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Подобранные персонажи сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз.
Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Словесные игры также связаны с содержанием художественной книги, которые развивают новые навыки и расширяют словарный запас.
Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап: определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Этап продвижения: сначала выбирается произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
1. книга, соответствующая возрасту детей;
2. качественные иллюстрации;
3. подготавливается мешок (коробка) для комплекта материалов;
4. подбираются остальные компоненты для комплекта;
5. разрабатываются литературные игры;
6. разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;
7. красочно оформляется опись готового «Сторисека».
Основной этап.
1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
2. Работа с научно-популярной книгой (предлагаем детям поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомнить понравившиеся факты, например, о животных; составить список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).
4. Разыгрывание сюжета сказки с помощью кукольного театра, масок, атрибутов и т.д. Проведение игр с элементами театрализации.
5. Загадывание загадок, проведение игры «Крокодил» (с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки).
6. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.
7. Подвижная игра «Найди следы медведя. Волка, зайца и т. д.».
7. Предложить детям раскраски по сказке.
7. Проведение словесных игр, например:
- д/и «Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные и т.д.
- д/и «Разложи картинки, расскажи сказку»
Цель: выделять последовательность действия и правильно называть их.
- д/и «Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
- д/и «Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики) и т.д.
Завершающий этап.
Высказывание впечатлений о книге (произведении, уточняется запрос детей).
Продолжается участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения - закладки, рисование обложек, новых иллюстраций к книгам, представляя себя художниками- оформителями. Кроме этого ребятам можно предложить придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.
Знакомя детей с произведением по методу «Сторисек», мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также родители могут принять участие в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. Совместно с родителями воспитанников можно оформить свои «домашние» мешки историй, принести их в детский сад и с удовольствием познакомить друзей с любимыми произведениями и героями.
Также, непосредственно в своей работе мы используем различные методы и приемы, например:
- организация книжных уголков, «книжкиных больниц»;
- создание мини-музеев детской книги;
- проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов.
В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», «Зачем нужно читать книги?», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.
А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов. В процессе данной деятельности пополняется и обогащается развивающая предметно-пространственная среда. Надеемся, что использование "Сторисека" вызовет интерес у педагогов, и возможность использования данной технологии в своей работе, привлекая родителей воспитанников.
Литература:
1. Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс]
2. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.
Приложение
Рис.1 Примерный набор «Сторисека»
Рис.2. Обыгрывание любимых сказок.
Рис.3. Настольный театр.
Рис. 4. Организация уголка «Книжкина больница».
Рис.5. Передали «Сторисек» в семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.
В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....
Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....
Чтение сказки «Снегурочка» детям 6-7 лет. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить х...
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.
Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать ...
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Занятие по художественно – эстетическому развитию (приобщение к художественной литературе) с детьми младенческого возраста «Курочка Ряба».
Приобщение к художественной литературе....