Проек по приобщению к художественной литературе
проект по художественной литературе

Семёнова Наргиза Рустамовна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_storisek.docx571.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (корпус 2)

«Сторисек» как метод приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе совместно с родителями

2020-05-05-06_6026717944db2.jpg

Подготовили воспитатели: Кононова И.А.

Семёнова Н.Р.

г.Бийск, 2022г.

Актуальность

В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегают к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей и их родителей к книге. Существуют различные примеры, методы, технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуре чтения у детей их родителей. 

Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача – напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует и его речь, и языковую культуру, и нравственность.

Одним из методов приобщения детей к художественной литературе является «Сторисек». В переводе с английского «Сторисек» – мешок историй. Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основал «Сторисек» Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл считает, что сначала нужно решить «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать!»

Идея метода «Сторисек» заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.

Цели «Сторисека»: комплексный подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач для детей дошкольного возраста, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.

Этот метод можно успешно применять как в детском саду, так и родителями в домашних условиях.

Задачи «Сторисека»:

- прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг

- расширение кругозора

- пополнение и расширение словарного запаса

- развитие навыков осмысленного чтения

- навыков обсуждения художественного произведения

- социальных навыков

-стимулирование интереса к книге.

Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой.

Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, компакт-диск, словесные игры, загадки, раскраски, пословицы и поговорки, настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр и т.д. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Подобранные персонажи сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз.

Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Словесные игры также связаны с содержанием художественной книги, которые развивают новые навыки и расширяют словарный запас.

Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап: определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Этап продвижения: сначала выбирается произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Критерии отбора книги:

1. книга, соответствующая возрасту детей;

2. качественные иллюстрации;

3. подготавливается мешок (коробка) для комплекта материалов;

4. подбираются остальные компоненты для комплекта;

5. разрабатываются литературные игры;

6. разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;

7. красочно оформляется опись готового «Сторисека».

Основной этап.

1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).

2. Работа с научно-популярной книгой (предлагаем детям поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомнить понравившиеся факты, например, о животных; составить список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).

3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).

4. Разыгрывание сюжета сказки с помощью кукольного театра, масок, атрибутов и т.д. Проведение игр с элементами театрализации.

5. Загадывание загадок, проведение игры «Крокодил» (с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки).

6. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.

7. Подвижная игра «Найди следы медведя. Волка, зайца и т. д.».

7. Предложить детям раскраски по сказке.

7.  Проведение словесных игр, например:

- д/и «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.

— У медведя коричневая шубка.

— А у зайца белая.

— У медведя маленькие круглые ушки.

— А у зайца уши длинные и т.д.

- д/и «Разложи картинки, расскажи сказку»

Цель: выделять последовательность действия и правильно называть их.

- д/и «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

- д/и «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики) и т.д.

Завершающий этап.

Высказывание впечатлений о книге (произведении, уточняется запрос детей).

Продолжается участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения - закладки, рисование обложек, новых иллюстраций к книгам, представляя себя художниками- оформителями. Кроме этого ребятам можно предложить придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

Знакомя детей с произведением по методу «Сторисек», мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также родители могут принять участие в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. Совместно с родителями воспитанников можно оформить свои «домашние» мешки историй, принести их в детский сад и с удовольствием познакомить друзей с любимыми произведениями и героями.

Также, непосредственно в своей работе мы используем различные методы и приемы, например:

- организация книжных уголков, «книжкиных больниц»;

- создание мини-музеев детской книги;

- проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов.

В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», «Зачем нужно читать книги?», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов. В процессе данной деятельности пополняется и обогащается развивающая предметно-пространственная среда. Надеемся, что использование "Сторисека" вызовет интерес у педагогов, и возможность использования данной технологии в своей работе, привлекая родителей воспитанников.


Литература:

1. Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс]

2. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.


Приложение

IMG_20220408_173858.jpg

Рис.1 Примерный набор «Сторисека»

IMG-20220410-WA0009.jpg IMG-20220410-WA0003.jpg

                                                   Рис.2. Обыгрывание любимых сказок.

IMG_20220411_122843_1.jpg

IMG_20220411_092249.jpg

Рис.3. Настольный театр.

IMG_20220411_130044.jpg

Рис. 4. Организация уголка «Книжкина больница».

IMG_20220411_074314.jpg

Рис.5. Передали «Сторисек» в семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.

В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Чтение сказки «Снегурочка» детям 6-7 лет. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас  за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить х...

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.

Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать ...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...