Конспект НОД по речевому развитию (для детей 4-5 лет) по теме «Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Мухаметзянова Елена Николаевна

Занятие познавательное, интересное по ознакомлению с творчеством В.Г. Сутеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_znakomstvo_s_ttorchestvom_suteeva.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Творчество В. Г. Сутеева»

Цель: Познакомить детей с творчеством В. Г. Сутеева.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о детском писателе, художнике - мультипликаторе Владимире Сутееве; познакомить с авторскими сказками и иллюстрациями к ним.

Развивающие: развивать интерес к чтению литературы; продолжать развивать умение обращать внимание на иллюстрации в книге и рассматривать их; развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитание любознательности.

Демонстрационный материал: портрет В. Сутеева, книги Сутеева, ноутбук, слайды о творчестве Сутеева

Ход непосредственной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Мотивация.

Детям предлагается рассмотреть выставку книг разных писателей, жанров.

- Кто пишет книги для детей?

- Кто рисует иллюстрации к этим книгам?

Бывает так: работал человек художником, рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А однажды подумал-подумал и стал писателем. А может, всё дело было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Так о ком же всё это? О художнике и писателе – Владимире Григорьевиче Сутееве.

Вы бы хотели узнать о жизни и творчестве В.Г. Сутеева?

  1. Основная часть

Тогда продолжим знакомство с этим необычным человеком. Посмотрите на его портрет.

«Портрет писателя».

Родился Владимир Георгиевич Сутеев в Москве 5 июля 1903 года в семье врача. Но отец его не только лечил людей. Он увлекался живописью, пел, читал книги своим сыновьям, которые любили его слушать. Старший, а им был Владимир, сам рано научился читать. В пять лет он вполне самостоятельно одолел «Таинственный остров» Жюля Верна. Владимир очень любил рисовать. В школе был самым весёлым и остроумным мальчиком, постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку. Детям очень нравились эти рожицы.

В юношеском возрасте Сутеев работал художником, и его рисунки публиковали в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка» и др.

Сутеев – художник-мультипликатор (сценарист, режиссёр, постановщик).

Мультфильмы Сутеева

Шутливое слово «мультики» стало для него серьёзной работой, ещё студентом он принял участие над первыми советскими рисованными фильмами. А потом сделал первый звуковой мультфильм. Владимир Сутеев много лет работал режиссером на киностудии "Союзмультфильм". По сценариям Владимира Сутеева поставлены мультфильмы "Когда зажигаются елки", "Снеговик-почтовик", "Кораблик", "Петя и Красная Шапочка", "Кто сказал "мяу?", "Кот-рыболов", "Хвосты", "Мы ищем Кляксу", "Мешок яблок", "Дед Мороз и Серый волк" и многие другие.

Художник-иллюстратор Владимир Сутеев рисовал картинки к книжкам Чуковского и Барто, Михалкова и Пляцковского, Родари «Чиполлино».

Первые иллюстрации

Сначала Сутеев только рисовал малышам картинки, а потом стал придумывать им сказки.

Первая книжка В.Сутеева "Две сказки про карандаш и краски" вышла в 1952 году и была отмечена Корнеем Чуковским.

Первая книжка.

Владимир Григорьевич работал очень быстро и весело. Про него говорили, что он пишет сказки правой рукой, а левой рисует. Таким образом, у него заняты обе руки. Он часто встречался с детьми детских садов и школ и на этих встречах часто рисовал им на больших листах бумаги. Причём, чтобы позабавить малышей, он рисовал сразу двумя руками – и правой и левой.

Пальчиковая гимнастика «Под грибом»

Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу)

Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки)

Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны)

Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку)

Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз)

Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку)

Воробьишка весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца)

Зайку от лисы спасали — («ушки» из указательного и среднего пальцев)

Далеко ее прогнали.

Так под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)

Все нашли хороший дом! (улыбнуться, руки над головой «домиком»)

Книга «Сказки и картинки»

Главная книжка Сутеева называется «Сказки и картинки». В ней под одной обложкой уместилось несколько тоненьких книжек, которые раньше выходили самостоятельно. Среди них есть истории про Мышонка и Карандаш, Петуха и Краски. Именно они составили первую «писательскую» книжку Сутеева («Две сказки про Карандаш и Краски»).

Сутеев - автор и иллюстратор своих произведений. Он стремился выразить в рисунках то, что остаётся за строкой текста.

Д/игра «Собери картинку».

Книги Сутеева

- Посмотрите на иллюстрации, какие они по цвету? (Яркие, красочные)

- Кого рисовал художник?

- Какие они по характеру? (Весёлые, добрые, трудолюбивые)

Персонажи художника – животные, поэтому Владимир Григорьевич часто наблюдал за ними их движением, повадками и в своих сказках старался показать их характер.

Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны кратко. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией его рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи выражены в движении. В его книгах всегда много юмора, помогающего объяснить детям простые истины. Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Ведь его сказки учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат трудолюбию, доброте.

Остроумные, веселые добрые книжки Владимира Григорьевича Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии.

А теперь давайте с вами поиграем, так как мы устали сидеть, наши мышцы напряглись.

Игра «Весёлые зверята»

Описание. Воспитатель произносит текст и показывает движения, дети договаривают словосочетания и выполняют движения.

Зайка скачет по кусточкам, (Скачут на двух ногах, По болоту и по кочкам. сделав «ушки» из ладоней).

Белка прыгает по веткам, (Прыгают, согнув руки)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, (Идут вперевалку).

У него кривые лапы.

Без тропиков, без дорожек (Двигаются в полуприсяде, сделав круглые спинки).

Катится колючий ежик

  1. Итог занятия.

Рефлексия

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что особенно запомнилось вам? Покажите своё настроение с помощью «Солнышка» и «тучки». Что вы сегодня расскажете своим родителям о нашем занятии? Мне понравилось, как вы слушали и с интересом рассматривали книги и иллюстрации Сутеева.

И сейчас мы посмотрим с вами мультфильм «Палочка-выручалочка» (просмотр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6-7 лет на тему : "Как лесные звери готовятся к зиме."

Данный конспект разработан с целью расширения и обогащения знаний детей о том, как лесные звери готовятся к зиме, активизировать словарь, связно излагать свои мысли, познак5омить детей с нетрадиционны...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6-7 лет на тему "Транспорт"

Цель: Активизировать и обогатить словарь детей по теме транспорт.Задачи: Образовательные:продолжать учить детей классифицировать различные виды транспорта по характерным признакам,познакомить с разным...

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».

Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...

Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Курочка ряба» в рамках «Дня родного языка»

Цель занятия:Формирование и использование знаний народного фольклора у детей.Развитие творческих способностей.Задачи.Дать понятие, что такое родной язык.Формировать у детей навыки слушательской культу...

Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Курочка ряба» в рамках «Дня родного языка»

Цель занятия:Формирование и использование знаний народного фольклора у детей.Развитие творческих способностей....