Картотека художественных произведений по теме: "Зимушка-Зима" для детей младшего дошкольного возраста
картотека по художественной литературе (младшая группа)

Мясникова Оксана Дмитриевна

Произведения для детей младшего дошкольного возраста по теме Зимушка - Зима. В произведениях говорится о пушистой, снежной и сказочной зиме, людях и зверях в этот период времени года. Только зимой можно прокатиться на санках, коньках, лыжах, слепить снежные фигуры и построить ледовый дворец! Прочтите произведения о зиме с детьми, чтобы окунуться в волшебство зимних забав и очарование ее красоты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека художественных произведений по теме: « Зимушка-Зима»

для детей младшего дошкольного возраста

Карточка № 1

Зима

К.В. Лукашевич

Она явилась закутанной, белой, холодной.

- Кто ты? – спросили дети.

- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.

- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.

- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

Карточка № 2

Добрая девочка

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Карточка № 3

Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.

Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Карточка № 4

«Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»

А.Н. Толстой

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.

Карточка № 5

Был Володя на ёлке

Даниил Хармс, 1930

Был Володя на ёлке. Все дети плясали, а Володя был такой маленький, что ещё даже и ходить-то не умел.

Посадили Володю в креслице.

Вот Володя увидел ружье: "Дай! Дай!" — кричит. А что "дай", сказать не может, потому что он такой маленький, что говорить-то ещё не умеет. А Володе всё хочется: аэроплана хочется, автомобиля хочется, зелёного крокодила хочется. Всего хочется!

"Дай! Дай!" — кричит Володя.

Дали Володе погремушку. Взял Володя погремушку и успокоился. Все дети пляшут вокруг ёлки, а Володя сидит в креслице и погремушкой звенит. Очень Володе погремушка понравилась!

Карточка № 6

Снеговик

Даниил Хармс, 1930

Жил-был снеговик. Жил он на опушке леса. Его слеили дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф.

Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к дереву, под которым он стоял, прилетели две птицы. Одна большая с длинным носом стала долбить дерево, а другая стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался: «Что ты хочешь со мной сделать?» А снегирь, а это был он, отвечает: «Я с тобой ничего не хочу сделать, просто я сейчас съем морковку». «Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том дереве висит кормушка, там дети оставили много еды». Снегирь поблагодарил снеговика. С тех пор они стали дружить.

Карточка № 7

Зима

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

Карточка № 8

Шел первый снег

А.П. Чехов

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

Карточка № 9

Зимняя ночь

И.С. Соколов-Микитов

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Карточка № 10

Осина

И.С. Соколов-Микитов

Красив осиновый лес и зимою. На фоне темных елей переплетается тонкое кружево оголенных осиновых ветвей.

В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. Из толстых бревен люди выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых осинок кормятся зимою зайцы-беляки. Горькую кору осин гложут лоси.

Идешь, бывало, по лесу, и вдруг негаданно-нежданно с шумом сорвется и полетит тяжелый тетерев-косач. Почти из-под ног выскочит и побежит заяц-беляк.

Карточка № 11

 Серебряные сполохи

Ф.А. Абрамов

Короток, хмур декабрьский денек. Снежные сумерки вровень с окошками, мутный рассвет в десятом часу утра. Днем прочирикает, утопая в сугробах, стайка детишек, возвращающихся из школы, проскрипит воз с дровами или сеном — и вечер! В морозном небе за деревней начинают плясать и переливаться серебряные сполохи — северное сияние.

Карточка № 12

Осина

И.С. Соколов-Микитов

Красив осиновый лес и зимою. На фоне темных елей переплетается тонкое кружево оголенных осиновых ветвей.

В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. Из толстых бревен люди выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых осинок кормятся зимою зайцы-беляки. Горькую кору осин гложут лоси.

Идешь, бывало, по лесу, и вдруг негаданно-нежданно с шумом сорвется и полетит тяжелый тетерев-косач. Почти из-под ног выскочит и побежит заяц-беляк.

Карточка № 13

Островский С.

Съезжают санки сами вниз,

Но есть у них один каприз

Чтоб с горки мчались сани,

Мы вверх их тащим сами.

Карточка № 14  

Фет А

Снег да снежные узоры,

 В поле вьюга, разговоры,

В пять часов уж тьма.

День — коньки, снежки, салазки,

Вечер — бабушкины сказки, —

Вот она — зима

Карточка № 15

Мальцева А.

Мы хотим зимой играть

 Снежками бросаться,

Санками с горы гонять,

Много улыбаться.

Карточка № 16

Луканова Л

Навалил январь нам снега,

Будем прыгать в снег с разбега.

Слепим мы снеговика,

 Не хватает колпака.

Карточка № 17

Зима Зима.

Островский С.

Зима Зима.

Люблю мороз.

Довожу людей до слёз.

А сама их зря не трачу.

Уходя, однако, плачу.

Карточка № 18

Высотская О

Кто мяукнул у дверей?

 — Открывайте поскорей! —

 Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Карточка № 19

Снег, снег.

Агния Барто

Снег, снег кружится

Белая вся улица

Собрались мы в кружок

Завертелись

Как  снежок

Карточка № 20

М.Садовский.

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти — не придти

И весну не привести.

Карточка № 21

Мальцева А.

Здравствуй, белая зима,

Снежная красавица.

Нам твои подарочки

Очень-очень нравятся

Карточка № 22

Блинникова М

Снег кружится за окном

В хороводе дружно.

 Нам дорожки прокопать

 Завтра будет нужно.

Кружит снега карусель.

 В гости к нам пришла метель.

Карточка № 23

Ланцетти В.

Снег на улице и стужа.

 Крепким льдом забита лужа.

От дороги робко

Веточками тропки

Тянутся к домам:

— Погреться можно к вам?

Карточка № 25

Белозёров Т.

Тёплый дождик в январе

– То-то радость детворе!

 Снег намок, подтаял снег

В ожиданьи стужи,

Плачет бравый снеговик,

 Оказавшись в луже. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Работая с детьми  старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом  рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...

Конспект ООД по художественному творчеству (аппликация, нетрадиционная форма) для детей младшего дошкольного возраста «Шубка для куклы Маши»

Программное содержание: закреплять обобщенное понятие «одежда», учить дифференцировать одежду по сезонам, отгадывать загадки;  активизировать словарь детей по теме; развивать умение разверну...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой "Паровозик из Ромашково" для детей младшего дошкольного возраста

ФГОС ДО требует новых подходов  в процессе обучения детей и игра, как нельзя лучше, отвечает этим требованиям в полной мере. Вашему вниманию предлагается технологическая карта по ознакомлению мла...

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию, музыкальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»

Цель: развивать музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность, в непроизвольной форме сохранять и укреплять здоровье....

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить знания о диком животном ...