«Знакомство со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, понимание на слух текста. Познакомить детей со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся» и помочь запомнить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 130 города Липецка
Организация образовательной деятельности
ОО «Речевое развитие»
детей в подготовительной группе
по теме: «Знакомство со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся»
Автор конспекта ОД: Воспитатель первой квалификационной категории: Князева Ольга Владимировна.
2016 год
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»: продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, понимание на слух текста. Познакомить детей со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся» и помочь запомнить.
Обучающая:
Развитие звуковой культуры речи:
- Тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения;
- Развивать творческие способности детей;
- Совершенствовать пантомимическую и речевую выразительность детей.
Грамматическая правильность речи:
- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
- Формировать умение с опорой на наглядность, моделировать внутренний план высказывания.
Развитие связной речи:
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- Поощрять высказывания своего мнения, согласия и несогласия со сверстниками.
Развитие словаря:
- Расширять и обогащать активный словарь старших дошкольников;
- Формировать умения употреблять слова, наиболее подходящие к ситуации, расширять запас синонимов и антонимов.
Развивающая: Формировать умение детей предлагать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач. Развивать: память, логическое мышление, мыслительные операции, умение делать выводы. Вызвать у детей положительные эмоции, бодрое и жизнерадостное настроение.
Воспитательная: Воспитывать любовь к поэзии, животным, природе.
Задачи интегрируемых образовательных областей – «Познавательное развитие» - закреплять умения пользоваться морфотаблицей; углубить представление детей о свойствах магнита, «Художественно-творческое развитие» - развивать творческое воображение; продолжать развивать способность к образному восприятию, умение передавать задуманное в композициях, пользуясь разными материалами.
Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.
Оборудование для педагога: шляпа с магнитом; мелкие металлические предметы (скрепка, кнопка, детали металлического конструктора и т.д.); лист ватмана; фломастеры;
Оборудование для детей:
Для опыта: оборудование (на каждого ребенка) - деревянный карандаш или кубик; пластмассовая пуговица; металлические предметы (булавка, скрепка, кубик); бумажный кораблик; носовой платочек или кусочек ткани; маленький магнит.
магниты полосовые и круглые (каждому ребёнку); различные металлические предметы; лоскутки ткани; предметы из дерева и пластмассы;
Для игры-драматизации: плоскостные модели медведя, берлоги, солнца, грачей, весны, ручья; ткань для берлоги, большая пёстрая шаль для «весны»; чёрные ободки из бумаги для грачей, тонкие полоски бумаги или ткани жёлтого цвета; 2-3 жёстких пластиковых пакета, таз с тёплой водой, 2-3 маленьких колокольчика, 1 перчатка красного цвета, часы-будильник.
Для творчества: лист бумаги; альбомные листы; краски; цветные карандаши; фломастеры; пастель
- Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)
Содержание ОД | Образовательные задачи (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Система знаний и ценностные ориентации | Комментарий |
- Ребята, я знаю, что вы все любите чудеса и превращения. Мне тоже хочется вас сегодня удивить, показать фокус. Фокус. Волшебная шляпа, в которой спрятаны магниты. Предлагаем детям опустить мелкие металлические предметы (скрепка, кнопка, детали металлического конструктора и т.д.) в шляпу. Поизносим заклинание и переворачиваем шляпу. Предметы не высыпаются. - Что вы видите? (Предметы не высыпаются) - Как вы думаете, в чем секрет данного фокуса? Почему предметы не высыпаются при переворачивании шляпы? (если никто не догадался в чём секрет) - Давайте тогда посмотрим, что же необычного в этой волшебной шляпе. Дети рассматривают шляпу и находят в ней магнит. - Так, в чем секрет, что это за предмет? (Магнит) - Какое свойство магнита здесь мы увидели? (Притягивать предметы) - Давайте поближе познакомимся с этим удивительным свойством. - Как вы думаете, а все ли предметы притягивает к себе магнит? (дети отвечают) - Давайте это проверим, на столе лежат различные предметы. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложим, куда мы их отложим? а те, которые не притягиваются (куда мы их отложим?) Опыт с различными предметами. Оборудование (на каждого ребенка):
Ход опыта: 1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам. 2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в одну сторону, а те, которые не притягиваются, — в другую. - Что у нас получилось? (Не все предметы притягиваются к магниту) – А какие предметы притягиваются? (Металлические) Какой вывод можно сделать? Магниты — обладают способностью притягивать металлические предметы. Другие предметы, например, дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. - Но не только магнит, может притягивать предметы к себе. Как вы думаете, существует ли другие магниты, которые могут к себе что-то притягивать? (дети отвечают). - Давайте представим, что слова это магниты. Например, слово врач, какие слова он к себе притягивает? (поликлиника, больница, таблетки, термометр и т.д.) - А теперь каждый из вас придумает любое слово и притянет к нему, как к магниту слова. - Я хотела бы вам прочитать одно прекрасное стихотворение, которое написал поэт С. Северный «Как мишка проснулся». Чтение стихотворения С. Северного «Как мишка проснулся». | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ВД коммуникативная Учить детей формировать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач ВД познавательно – исследовательская Расширить и обогатить активный словарь старших дошкольников ВД коммуникативная | Слово, показ фокуса Практические действия. Слово | Слово Слово, Опыт с магнитом Слово | Углубление представлений детей о свойствах магнита. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями о свойствах магнита. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей | Мотивом познавательной задачи является проделанный воспитателем фокус со шляпой и магнитом. Опираясь на знания детей, воспитатель вовлекает детей в опытно-экспериментальную деятельность Перед детьми возникла проблема, которую они разрешают, проделав опыты с магнитом. Поставив себе цель проверить свойство магнита, дети приходят к выводу, что магниты притягивают только металлические предметы Развивая познавательный азарт, воспитатель предлагает детям найти магниты - слова, которые притягивают к себе другие слова. Воспитатель подводит детей к принятию ими цели работы – разбор стихотворения с опорой на слайды. Цель является основным компонентом деятельности, который определяется как предполагаемый результат – запомнить стихотворение |
- Основная часть (содержательный, деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)
Содержание ОД | Образовательные задачи (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Система знаний и ценностные ориентации | Комментарий |
Поисковый этап. Составление совместно с детьми (согласование символов) наглядного плана действий. План:
Практический этап.
1 – й слайд Сосет медведюшка в темной берлоге Мохнатую лапу. Спит, косолапый, Не слышит весенней тревоги. Не слышит, что мчатся ручьи И звенят, Что вешние гости — грачи — Прилетели, кричат, — Не слышит медведюшка: спит. Времячко-время летит. Воспитатель: - о чем это отрывок? (о медведе - медведюшке), давайте представим, что слово – медведюшка – магнит, какие слова оно к себе притягивает? Дети: - сосет, мохнатая лапа, косолапый, спит, не слышит: Воспитатель: Что не слышит мишка? Дети: - весенние тревоги, звенят ручьи, кричат грачи. 2-й слайд Солнца лучи, Горячи-горячи, Добрались до медвежьей берлоги, По носу мишку щекочут, Над мишкой над сонным хохочут. Воспитатель: – А тут слово «магнит» какое? Дети: - Лучи. Воспитатель: - Какие слова притягивает это слово? Дети: – лучи, добрались до медведя, по носу щекочут, хохочут. 3-4 - й слайд Аленький лучик Колючий Мишку тревожит, Спать больше мишка не может, На бок другой повернулся, Долго ворочался, долго кряхтел, Хворостом хрупким хрустел — И проснулся. По лесу бродит — Зимы не находит, Хмурый со сна. Воспитатель: - А тут что происходит? Дети: - Лучик не дает спать мишке. Воспитатель: - Какое здесь слово «магнит»? (опять мишка) Дети: - Спать не может, повернулся на другой бок, ворчал, кряхтел, хворостом хрустел, проснулся, бродит, хмурый. 5 - й слайд Да рассмешила весна, Да посмеялись грачи, Да прозвенели ручьи, Да приласкали лучи — Мишка тяжелый Бродит веселый. Далеко до зимнего сна — Радует мишку весна. Воспитатель: - О чем это четверостишие? Дети: - Про весну. Воспитатель: - Как весна рассмешила всех? Дети: – посмеялись грачи, прозвенели ручьи, приласкала лучи. Воспитатель: - Слово «магнит»? Дети: - Мишка. Воспитатель: - Какой же он весной? Дети: - Тяжелый, веселый, радуется весне. - Итак, соберем нашу «магнитную» историю. В темной берлоге спит мишка и сосет мохнатую лапу. Не слышит весенней тревоги: мчатся ручьи, звенят; гости грачи прилетели, кричат. Не слышит медведь, а время летит. Солнечные лучики добрались до берлоги, нос ему щекочут и над ним хохочут. Аленький колючий лучик мишку тревожит, и он повернулся на другой бок. Ворочается мишка, хворостом хрустит и проснулся. Хмурый мишка бродит зимы не находит. Рассмешила всех весна, посмеялись грачи, прозвенели ручьи. Мишка веселый бродит – далеко до зимы. - Давайте все вместе повторим это стихотворение, но прочитаем его так, как будто это событие сейчас происходит с нами. 2. Игра-драматизация по стихотворению С. Северного «Как мишка проснулся». Дети по желанию выбирают себе роли мишутки (их может быть несколько), деревьев, солнечных лучиков, хвороста, грачей, весны, ручья, берлоги. Воспитателем и детьми определяется место для «берлоги», в которой будут спать мишки 2 или 3 ребёнка, изображающие треск хвороста, располагаются вблизи берлоги, положив рядом с собой жёсткие пластиковые пакеты. Дети-ручейки садятся у тазика с тёплой водой, рядом - лежат колокольчики. Дети-солнечные лучики держат в руках тоненькие полоски бумаги или ленточки. Дети - грачи одевают чёрные ободки из бумаги. Две девочки исполняют роль Весны: надевают на голову веночки и набрасывают на плечи одну большую пёструю шаль. Воспитатель выступает в роли автора и одновременно оказывает помощь детям при игровых перевоплощениях. - Артисты! Все внимание! Занять свои места! Сосёт медведюшка в тёмной берлоге мохнатую лапу. (Дети-медведи изображают чмоканье.) Солнца лучи-горячи-горячи Добрались до медвежьей берлоги, - А теперь, давайте попробуем нарисовать стихотворение так, чтобы вы, опираясь на рисунок, могли его рассказать. А цифры нам в этом помогут. 3. Рисование моделей-схем с цифрами. Сосет медведюшка в темной берлоге Мохнатую лапу (медведь в берлоге сосет лапу № 1) Спит, косолапый, Не слышит весенней тревоги. Не слышит, что мчатся ручьи И звенят, (яркое солнышко, ручьи, колокольчик № 2) Что вешние гости — грачи — Прилетели, кричат, — (грачеи они издают звуки № 3) Не слышит медведюшка: спит. Времячко-время летит. (медведь и часы № 4) Солнца лучи, Горячи-горячи, Добрались до медвежьей берлоги, (лучики добрались до берлоги № 5) По носу мишку щекочут, Над мишкой над сонным хохочут. (солнечные лучики, щекочут нос мишке, солнышко улыбается № 6) Аленький лучик Колючий Мишку тревожит, (колючий лучик, мишку трогает № 7) Спать больше мишка не может, На бок другой повернулся, (мишка повернулся на другой бок № 8) Долго ворочался, долго кряхтел, Хворостом хрупким хрустел — (хворост № 9) И проснулся. (мишка проснулся № 10) По лесу бродит — Зимы не находит, Хмурый со сна. (мишка, хмурый ходит № 11) Да рассмешила весна, (солнце - улыбка № 12) Да посмеялись грачи, (улыбка грачи № 13) Да прозвенели ручьи, (звонок, ручьи № 14) Да приласкали лучи — Мишка тяжелый Бродит веселый. (мишка веселый бродит № 15) Далеко до зимнего сна — Радует мишку весна. (пустая берлога улыбка 16) - Теперь, попробуете сами эмоционально, с выражением рассказать это стихотворение, опираясь на наш рисунок и цифры. (Воспитатель указкой подсказывает порядок событий). | Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь ВД коммуникативная Моделировать с опорой на наглядность, внутренний план высказывания ВД коммуникативная Совершенствовать пантомимическую и речевую выразительность детей ВД коммуникативная, двигательная | Слово, беседа Слово, беседа Словесный Логоритмическое упражнение | Слово Слово Игровые двигательные действия Слово | Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения. Развитие памяти, логического мышления, мыслительных операции, умение делать выводы Ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими | Составление совместно с детьми наглядного плана действий. Он помогает сохранить в сознании детей цель, оправдывает выполнение отдельных действий. Способствует восстановлению детьми хода занятия и его осмыслению на рефлексивно-оценочном этапе Анализ текста стихотворения. Разбиваем его на несколько частей, обсуждаем, о чем этот отрывок, находим слова «магниты» и слова которые притягиваются к ним Воспитатель собирает «магнитную» историю и проговаривает ее детям. Игра-драматизация проходит в контексте работы по продвижению к цели и в тоже время идет как динамическая пауза. Делая игровую разминку, дети продолжают запоминать стихотворение. В зависимости от уровня развития у детей проявляется воображение, фантазия, творчество. Для зрительного восприятия текста стихотворения воспитатель вместе с детьми придумывает рисунки к содержанию. Рисует модели-схемы и номерует их. Детям представлена возможность сконцентрироваться на ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело. |
- Заключительная часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))
Содержание ОД | Образовательные задачи (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Система знаний и ценностные ориентации | Комментарий |
Рефлексивно-оценочный этап. 4. Рисование своей картинки стихотворения. - А теперь давайте вы сами попробуете нарисовать мишку в берлоге, вспоминая стихотворение. Вы можете сами выбрать, чем вы будете рисовать: цветными карандашами, фломастерами, краски… (звучит музыка) Художественное творчество. - Ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Давайте вы их магнитами прикрепите на нашу доску, чтобы всем было видно. - А дома, глядя на свой красивый рисунок, вы сможете рассказать это стихотворение своим близким. | Продолжать развивать способность к образному восприятию, умение передавать задуманное в композициях, пользуясь разными материалами ВД продуктивная деятельность | Беседа, изобрази-тельная деятель-ность | Слово, карандаши, фломастеры, краски | Развитие творческого воображения | Для более объемного видения, целостного восприятия и усвоения учебного материала (запоминания стихотворения) выполняется творческая деятельность. Воспитатель предлагает детям нарисовать мишку в берлоге, проявить фантазию и воображение. Так же дети по желанию выбирают, чем будут рисовать. Звуковое сопровождение рисования может стать поводом и основой для релаксации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"
Признаки ранней весны....
Презентация совместной деятельности с детьми на тему: "Мишка проснулся"
Совместная деятельность с детьми на тему: "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"...
"Мишка проснулся"
Интегрированное занятие по математике в средней группе. Дети помогают Мишке овладеть счётом, учатся сравнивать, соотносить цифру с количеством....
Как Мишка проснулся.
Задачи приоритетной образовательной области«Речевое развитие»:продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, понимание на слух текста. Познакомить детей со стихотворением...
Знакомство со стихотворением А.Барто «Уронили мишку на пол».
Знакомство со стихотворением А.Барто «Уронили мишку на пол» в 1-й младшей группе. Познакомить детей с данным стихотворением, вызвать жалость, сострадание, желание помочь. Вызвать интерес и...
Мишка проснулся.
Аппликация в средней группе Мишка проснулся....
Занятие по ФЭМП в средней группе "Мишка проснулся"
Открытое занятие по ФЭМП в средней группе. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания у детей по ФЭМП, полученные в течении учебного года....