Как Мишка проснулся.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Задачи приоритетной образовательной области«Речевое развитие»:продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, понимание на слух текста. Познакомить детей со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся» и помочь запомнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx47.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 130 города Липецка

Организация  образовательной  деятельности

ОО «Речевое развитие»

детей в подготовительной группе

по теме: «Знакомство со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся»

Автор конспекта ОД:Воспитатель первой квалификационной категории: Князева Ольга Владимировна.

2016 год

Задачи приоритетной образовательной области«Речевое развитие»:продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, понимание на слух текста. Познакомить детей со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся» и помочь запомнить.

Обучающая:

Развитие звуковой культуры речи:

  • Тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения;
  •  Развивать творческие способности детей;
  • Совершенствовать пантомимическую и речевую выразительностьдетей.

Грамматическая правильность речи:

  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
  • Формировать умение с опорой на наглядность, моделировать внутренний план высказывания.

Развитие связной речи:

  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  •  Поощрять высказывания своего мнения, согласия и несогласия со сверстниками.

Развитие словаря:

  • Расширять и обогащать  активный словарь  старших дошкольников;
  • Формировать умения употреблять слова, наиболее подходящие к ситуации, расширять запас синонимов и антонимов.

Развивающая: Формировать умение детей предлагать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.Развивать: память,логическое мышление,мыслительные операции, умение делать выводы. Вызвать у детей положительные эмоции, бодрое и жизнерадостное настроение. 

Воспитательная: Воспитывать любовь к поэзии, животным, природе.

Задачи интегрируемых образовательных областей – «Познавательное развитие» -  закреплять умения пользоваться морфотаблицей; углубить представление детей о свойствах магнита, «Художественно-творческое развитие» - развивать творческое  воображение; продолжать развивать способность к образному восприятию, умение передавать  задуманное в композициях, пользуясь разными материалами.

Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование для педагога: шляпа с магнитом; мелкие металлические предметы (скрепка, кнопка, детали металлического конструктора и т.д.); лист ватмана; фломастеры;

Оборудование для детей:

Для опыта: оборудование (на каждого ребенка) - деревянный карандаш или кубик; пластмассовая пуговица; металлические предметы (булавка,  скрепка,  кубик); бумажный кораблик; носовой платочек или кусочек ткани; маленький магнит.

магниты полосовые и круглые (каждому ребёнку); различные металлические предметы;  лоскутки ткани; предметы из дерева и пластмассы;

Для игры-драматизации: плоскостные модели медведя, берлоги, солнца, грачей, весны, ручья; ткань для берлоги, большая пёстрая шаль для «весны»; чёрные ободки из бумаги для грачей, тонкие полоски бумаги или ткани жёлтого цвета; 2-3 жёстких пластиковых пакета, таз с тёплой водой, 2-3 маленьких колокольчика, 1 перчатка красного цвета, часы-будильник.

Для творчества: лист бумаги; альбомные листы;краски;цветные карандаши; фломастеры; пастель

  1. Вводная часть  (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

Содержание ОД

Образовательные задачи

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

- Ребята, я знаю, что вы все любите чудеса и превращения. Мне тоже хочется вас сегодня удивить, показать фокус.

Фокус.

Волшебная шляпа, в которой спрятаны магниты. Предлагаем детям опустить    мелкие металлические предметы (скрепка, кнопка, детали металлического конструктора и т.д.) в шляпу. Поизносим заклинание и переворачиваем шляпу. Предметы не высыпаются.  

- Что вы видите? (Предметы не высыпаются)

- Как вы думаете, в чем секрет данного фокуса? Почему  предметы не высыпаются при переворачивании шляпы?  

(если никто не догадался в чём секрет)

- Давайте тогда посмотрим, что же необычного в этой волшебной шляпе. Дети рассматривают шляпу и находят в ней магнит.

- Так, в чем секрет, что это за предмет?  (Магнит)

- Какое свойство магнита здесь мы увидели? (Притягивать предметы)

- Давайте поближе познакомимся с этим удивительным свойством.

- Как вы думаете, а все ли предметы притягивает к себе магнит? (дети отвечают)

- Давайте это проверим, на столе лежат различные предметы. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложим, куда мы их отложим? а те, которые не притягиваются (куда мы их отложим?)

Опыт с различными предметами.

Оборудование (на каждого ребенка):

  • деревянный карандаш или кубик
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка,  скрепка,  кубик),
  • бумажный кораблик,
  • носовой платочек или кусочек ткани.
  • маленький магнит.

Ход опыта:

1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.

2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в одну сторону, а те, которые не притягиваются, — в другую.

- Что у нас получилось? (Не все предметы притягиваются к магниту)

 – А какие  предметы притягиваются? (Металлические)

Какой вывод можно сделать? Магниты —  обладают способностью притягивать металлические предметы. Другие предметы, например, дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

- Но не только магнит, может притягивать предметы к себе. Как вы думаете, существует ли другие магниты, которые могут к себе что-то притягивать? (дети отвечают).

- Давайте представим, что слова это магниты. Например, слово врач, какие слова он к себе притягивает? (поликлиника, больница, таблетки, термометр и т.д.)

- А теперь каждый из вас придумает любое слово и притянет к нему, как к магниту слова.

- Я хотела бы вам прочитать одно прекрасное стихотворение,  которое написал поэт С. Северный «Как мишка проснулся».

Чтение стихотворения С. Северного «Как мишка проснулся».

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

ВД

коммуникативная

Учить детей формировать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач

ВД

познавательно – исследовательская

Расширить и обогатить  активный словарь  старших дошкольников

ВД

коммуникативная

Слово,

показ фокуса

Практические действия.

Слово

Слово

Слово,

Опыт с магнитом

Слово

Углубление представлений детей о свойствах магнита.

Ребенок  склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями о свойствах магнита.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей

Мотивомпознавательной задачи является проделанный воспитателем фокус со шляпой и магнитом. Опираясь на знания детей, воспитатель вовлекает детей в опытно-экспериментальную деятельность

Перед детьми возникла проблема, которую они разрешают, проделав опыты с магнитом. Поставив себе цель проверить свойство магнита, дети приходят к выводу, что магниты притягивают только металлические предметы

Развивая познавательный азарт, воспитатель предлагает детям найти магниты - слова, которые притягивают к себе другие слова. Воспитатель подводит детей к принятию ими цели работы – разбор стихотворения с опорой на слайды. Цель является основным компонентом деятельности,  который определяется как предполагаемый результат – запомнить стихотворение

  1. Основная часть (содержательный,  деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

Поисковый этап.

Составление совместно с детьми (согласование символов)наглядного плана действий.

План:

  1. Составить «магнитную» историю стихотворения.
  2. Игра-драматизация по стихотворению.
  3. Нарисовать модели-схемы  с цифрами, опираясь на них можно рассказать стихотворение.
  4. Нарисовать свою картинку стихотворения.

Практический этап.

  1. Разбор стихотворения с опорой на слайды.

1 – й слайд

Сосет медведюшка в темной берлоге

Мохнатую лапу.

Спит, косолапый,

Не слышит весенней тревоги.

Не слышит, что мчатся ручьи

И звенят,

Что вешние гости — грачи  —

Прилетели, кричат, —

Не слышит медведюшка: спит.

Времячко-время летит.

Воспитатель:- о чем  это отрывок? (о медведе - медведюшке), давайте представим, что слово – медведюшка – магнит, какие слова оно к себе притягивает?

Дети:- сосет, мохнатая лапа, косолапый, спит, не слышит:

Воспитатель: Что не слышит мишка?

Дети: - весенние тревоги,   звенят ручьи, кричат грачи.

2-й слайд

Солнца лучи,

Горячи-горячи,

Добрались до медвежьей берлоги,

По носу мишку щекочут,

Над мишкой над сонным хохочут.

Воспитатель: – А тут слово «магнит»  какое?

Дети: - Лучи.

Воспитатель: - Какие слова притягивает это слово?

Дети: – лучи, добрались до медведя, по носу щекочут, хохочут.

3-4 - й слайд

Аленький лучик

Колючий

Мишку тревожит,

Спать больше мишка не может,

На бок другой повернулся,

Долго ворочался, долго кряхтел,

Хворостом хрупким хрустел  —

И проснулся.

По лесу бродит —

Зимы не находит,

Хмурый со сна.

Воспитатель:- А тут что происходит?

Дети: - Лучик не дает спать мишке.

Воспитатель: - Какое здесь слово «магнит»?  (опять мишка)

Дети: - Спать не может, повернулся на другой бок, ворчал, кряхтел, хворостом хрустел, проснулся, бродит, хмурый.

5 - й слайд

Да рассмешила весна,

Да посмеялись грачи,

Да прозвенели ручьи,

Да приласкали лучи —

Мишка тяжелый

Бродит веселый.

Далеко до зимнего сна  —

Радует мишку весна.

Воспитатель: - О чем это четверостишие?

Дети: - Про весну.

Воспитатель: - Как весна рассмешила всех?

Дети:  посмеялись грачи, прозвенели ручьи, приласкала лучи.

Воспитатель: - Слово «магнит»?

Дети: - Мишка.

Воспитатель: - Какой же он весной?

Дети: - Тяжелый, веселый, радуется весне.

 - Итак, соберем нашу «магнитную» историю.

В темной берлоге спит мишка и сосет мохнатую лапу. Не слышит весенней тревоги: мчатся ручьи, звенят; гости грачи прилетели, кричат. Не слышит медведь, а время летит. Солнечные лучики добрались до берлоги, нос ему щекочут и над ним хохочут. Аленький колючий лучик мишку тревожит, и он повернулся на другой бок. Ворочается мишка, хворостом хрустит и проснулся. Хмурый мишка бродит зимы не находит. Рассмешила всех весна, посмеялись грачи, прозвенели ручьи. Мишка веселый бродит – далеко до зимы.

- Давайте все вместе повторим это стихотворение, но прочитаем его так, как будто это событие сейчас происходит с нами.

2. Игра-драматизация по стихотворению С. Северного  «Как мишка проснулся».
Ход игры:

Дети по желанию выбирают себе роли мишутки (их может быть несколько), деревьев, солнечных лучиков, хвороста, грачей, весны, ручья, берлоги. Воспитателем и детьми определяется место для «берлоги», в которой будут спать мишки 2 или 3 ребёнка, изображающие треск хвороста, располагаются вблизи берлоги, положив рядом с собой жёсткие пластиковые пакеты. Дети-ручейки садятся у тазика с тёплой водой, рядом - лежат колокольчики. Дети-солнечные лучики держат в руках тоненькие полоски бумаги или ленточки. Дети - грачи одевают чёрные ободки из бумаги. Две девочки исполняют роль Весны: надевают на голову веночки и набрасывают на плечи одну большую пёструю шаль. Воспитатель выступает в роли автора и одновременно оказывает помощь детям при игровых  перевоплощениях. 

- Артисты! Все внимание! Занять свои места!

Сосёт медведюшка в тёмной берлоге мохнатую лапу. (Дети-медведи изображают чмоканье.)
Спит косолапый, не слышит весенней тревоги. ( Храп, сопение, фырканье
Не слышит, что мчатся ручьи и звенят (Дети с помощью воды и колокольчиков изображают журчание и звон ручьёв.)
Что вешние гости-грачи-прилетели, кричат. (Дети-грачи перемещаются в пространстве с криками.В берлоге раздаётся громкий храп.)
Не слышит медведюшка: спит. 
Времечко-время летит. (Дети-солнечные лучики собираются вместе и, встряхивая лучиками, медленно подходят к берлоге.)

Солнца лучи-горячи-горячи

Добрались до медвежьей берлоги, 
По носу мишку щекочут, (Лёгкими прикосновениями дотрагиваются до носа спящих мишек.)
Над мишкой, над сонным хохочут. (Дети смеются.)
Аленький лучик колючий мишку тревожит, (Воспитатель надевает на руку красную перчатку и ласково будит медведей.)
Спать больше мишка не может, на бок, другой повернётся, долго ворочался, кряхтел, хворостом хрупким хрустел - и проснулся. (Медвежата имитируют все названные действия. Дети хрустят пакетами. Мишки выползают из берлоги, потягиваются).
По лесу бродит- зимы не находит. Хмурый со сна. (Медвежата ходят по лесу и ищут зиму.Медведи изображают сердитые, недовольные лица.)
Да рассмешила весна, (Весна смешит медведей.)
Да посмеялись грачи, (Грачи летают вокруг медведей и смеются.)
Да прозвенели ручьи, (Ручейки усиливают звучание колокольчиков.)
Да приласкали лучи - (Дети - лучики нежно гладят медвежат и грачей, весну и ручьи.)
Мишка тяжёлый бродит весёлый! (Медвежата имитируют свою тяжёлую походку, кувыркаются, обнимают друг друга.)
Далеко до зимнего сна - радует мишку весна!

- А теперь, давайте попробуем нарисовать стихотворение так, чтобы вы, опираясь на рисунок, могли его рассказать. А цифры нам в этом помогут.

3. Рисование моделей-схем с цифрами.

Сосет медведюшка в темной берлоге

Мохнатую лапу (медведь в берлоге сосет лапу№ 1)

Спит, косолапый,

Не слышит весенней тревоги.

Не слышит, что мчатся ручьи

И звенят,(яркое солнышко, ручьи, колокольчик№ 2)

Что вешние гости — грачи  —

Прилетели, кричат, —(грачеи  они издают звуки № 3)

Не слышит медведюшка: спит.

Времячко-время летит.(медведь и часы № 4)

Солнца лучи,

Горячи-горячи,

Добрались до медвежьей берлоги,(лучики добрались до берлоги № 5)

По носу мишку щекочут,

Над мишкой над сонным хохочут.(солнечные лучики,  щекочут нос мишке, солнышко улыбается № 6)

Аленький лучик

Колючий

Мишку тревожит,(колючий лучик, мишку  трогает № 7)

Спать больше мишка не может,

На бок другой повернулся,(мишка повернулся на другой бок № 8)

Долго ворочался, долго кряхтел,

Хворостом хрупким хрустел  —(хворост № 9)

И проснулся.(мишка проснулся № 10)

По лесу бродит —

Зимы не находит,

Хмурый со сна.(мишка, хмурый ходит № 11)

Да рассмешила весна,(солнце - улыбка № 12)

Да посмеялись грачи,(улыбка грачи  № 13)

Да прозвенели ручьи,(звонок, ручьи  № 14)

Да приласкали лучи —

Мишка тяжелый

Бродит веселый.(мишкавеселый бродит № 15)

Далеко до зимнего сна  —

Радует мишку весна.(пустая берлога улыбка 16)

- Теперь, попробуете сами эмоционально, с выражением рассказать это стихотворение, опираясь на наш рисунок и цифры. (Воспитатель указкой подсказывает порядок событий).

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь

ВД

коммуникативная

Моделировать с опорой на наглядность, внутренний план высказывания

ВД

коммуникативная

Совершенствовать пантомимическую и речевую выразительностьдетей

ВД

коммуникативная,

двигательная

Слово, беседа

Слово,

беседа

Словесный

Логоритмическое упражнение

Слово

Слово

Игровые двигательные действия

Слово

Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.

Развитие памяти,логического мышления,мыслительных операции, умение делать выводы

Ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

Составление совместно с детьми наглядного плана действий. Он помогает сохранить в сознании детей цель, оправдывает выполнение отдельных действий. Способствует восстановлению детьми хода занятия и его осмыслению на рефлексивно-оценочном этапе

Анализ текста стихотворения. Разбиваем его на несколько частей, обсуждаем, о чем этот отрывок,   находим слова «магниты» и слова которые притягиваются к ним

Воспитатель собирает «магнитную» историю и проговаривает ее детям.

Игра-драматизация проходит  в контексте работы по продвижению к цели и  в тоже время идет как динамическая пауза. Делая

игровую  разминку, дети продолжают запоминать  стихотворение. В зависимости от уровня развития у детей проявляется воображение, фантазия, творчество.

Для зрительного восприятия текста стихотворения воспитатель вместе с детьми придумывает рисунки к содержанию.   Рисует модели-схемы и номерует их. Детям представлена возможность сконцентрироваться на ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело.

  1. Заключительная  часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

Рефлексивно-оценочный этап.

4. Рисование своей картинки стихотворения.

- А теперь давайте вы сами попробуете нарисовать мишку в берлоге, вспоминая   стихотворение. Вы можете сами выбрать, чем вы будете рисовать: цветными карандашами, фломастерами, краски…

(звучит музыка)

Художественное творчество.

- Ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Давайте вы их магнитами прикрепите на нашу доску, чтобы всем было видно.

- А дома, глядя на свой красивый рисунок, вы сможете рассказать это стихотворение своим близким.

Продолжать развивать способность к образному восприятию, умение передавать  задуманное в композициях, пользуясь разными материалами

ВД

продуктивная деятельность

Беседа, изобрази-тельная деятель-ность

Слово, карандаши, фломастеры, краски

Развитие творческого  воображения

Для более объемного видения, целостного восприятия и усвоения учебного материала (запоминания стихотворения) выполняется творческая деятельность. Воспитатель  предлагает детям нарисовать мишку в берлоге,  проявить фантазию и воображение. Так же дети по желанию выбирают, чем будут рисовать. Звуковое сопровождение рисования может стать поводом  и основой для релаксации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности с детьми на тему: "Мишка проснулся"

Совместная деятельность с детьми на тему: "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"...

"Мишка проснулся"

Интегрированное занятие по математике в средней группе. Дети помогают Мишке овладеть счётом, учатся сравнивать, соотносить цифру с количеством....

Мишка проснулся.

Аппликация в средней группе Мишка проснулся....

Занятие по ФЭМП в средней группе "Мишка проснулся"

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания у детей по ФЭМП, полученные в течении учебного года....

«Знакомство со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся»

Продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, понимание на слух текста. Познакомить детей со стихотворением С. Северный «Как мишка проснулся» и помочь запомнить....