Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки
методическая разработка по художественной литературе
Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки
Дошкольное детство – это период усвоения нравственных и моральных норм и способов поведения. Это время, когда ребенок начинается активно включаться в жизнь общества, и здесь он сталкивается с проблемами и трудностями. Эти проблемы возникают из-за того, что у ребенка недостаточно информации об общении людей, их взаимоотношениях, не сформированы представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т.д. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, понимает суть взаимоотношений между людьми в обществе, учится оценивать свои и чужие поступки. Соответственно ребенок должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствии с ними свое поведение
И поэтому воспитывать нравственные качества, прививать моральные нормы поведения необходимо с детского сада.
Нравственное воспитание – это сложный процесс, так как должна быть сформирована положительная мотивация поведения. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по формированию мотивов осознанного и обоснованного поведения у детей.
Ребенок – дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и духовных ценностях, но еще не умеет следовать им. Выполняя нравственные нормы и требования он стремиться избежать наказания или заслужить поощрение, он не понимает и не осознает нравственного смысла действий и поступков. Поэтому ребенка необходимо учить понимать поступки других людей, оценивать их и применять на практике только положительный опыт.
Чтобы добиться понимания детьми нравственных понятий можно использовать народную сказку, так как она приобщает детей к общечеловеческому опыту предыдущего поколения, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций.
Рассказывать сказки следует в спокойной обстановке, которая помогает более глубокому восприятию образов, с помощью музыки можно создать эмоциональный фон.
Сказки, выбранные педагогом для раскрытия какого-либо нравственного понятия, должны быть короткими и яркими.
Не нужно давать множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному.
Ребенку необходимо дать время подумать, осмыслить новое и неизвестное, поэтому его необходимо учить не только слушать слово воспитателя, но и молчать (в этот момент он осмысливает, обдумывает происходящее в сказке).
Необходимо показать детям одну и ту же ситуацию с разных сторон.
Учить детей сравнивать и сопоставлять, доказывать свою точку зрения: почему это так, а не иначе.
При работе над сказкой необходимо ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.
Провести аналогию между услышанным фольклорным произведением и опытом ребенка (выстраивается систематизированная модель формирующихся нравственных представлений и моральных суждений).
Упражнять детей в выражении чувств, для того чтобы обеспечить более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев (например, «Как бы ты поступил на месте…», можно использовать игру «Хорошо - плохо», для того чтобы развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления).
Задавать детям не только вопросы по тексту сказки, но и проблемные поискового характера (например, почему, каким образом, зачем, а что было бы если…).
Дать детям возможность самим придумать новый, свой сюжет сказки (например, для того, чтобы злого и невоспитанного героя превратить в доброго или добавить персонажа, который поможет или научить как поступить правильно).
Вызвать у ребенка желание поиграть в данную сказку.
Работая со сказкой, ребенка необходимо учить не только слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту произведения, пересказывать ее, но и учить сопереживать героям, оценивать их поступки, искать пути для решения каких-то проблем; примерять роль героев на себя, что бы понять какие чувства испытывает герой сказки и хотелось бы чтобы с ним, поступили тем или иным образом.
И только когда ребенок приобретет необходимые знания и представления о нравственных качествах, поймет мотивы тех или иных поступков, будет высказывать свое отношение к ним, сопереживая, жалея или горюя вместе с персонажем, появится привычка делать добрые дела или совершать добрые, правильные поступки, только тогда нравственное качество станет частью личности.
Литература:
1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Цель: Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...
Методические рекомендации для педагогов по экспериментированию с детьми дошкольного возраста
Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.Увл...
Методические рекомендации для педагогов по работе с детьми в технике "Торцевание бумагой"
Методическиее рекомендации для педагогов по работе с детьми в технике "Торцевание бумагой"...
«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»
Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР, при необходимости коррекции в удалённом режиме....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРИБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях ...
Мастер-класс для педагогов «Применение методического пособия дидактический фартук в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей...